1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
Независимо от выбора своей будущей профессии люди должны стремиться к выработке в себе таких личностных качеств, которые позволили бы им не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и качественно решать задачи профессиональной деятельности. Трудно представить какое-либо позитивное человеческое качество, которое было бы лишним в перечне качеств, присущих педагогу. Однако каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам работника. Естественно, педагогическая профессия не является исключением.
Под профессионально значимыми качествами личности педагога понимаются характеристики умственной и эмоционально-волевой сторон личности, влияющие на продуктивность профессионально-педагогической деятельности педагога и определяющие ее индивидуальный стиль.
В педагогической науке существует ряд мнений относительно набора личностных качеств педагога, трактуемых как профессионально значимые. Остановимся на наиболее характерных.
Ф.Н. Гоноболин выделил как профессионально значимые следующий ряд качеств личности учителя: педагогический такт, способность «реконструировать» учебный материал, доступно излагать его, способность убеждать людей и организовывать их, способность к творческой работе, способность быстро реагировать на педагогические ситуации и гибко вести себя в них, способность к преподаваемому предмету, способность предвидеть результаты своей работы. Он также выделяет такие личностные качества, призванные обеспечивать эффективность педагогической деятельности, как: убежденность, целенаправленность, настойчивость, выдержка, находчивость.
Ю.К. Бабанский предложил свою классификацию профессионально значимых личностных качеств, в которой он объединил выделенные им качества в три группы: личностные, связанные с учебной деятельностью, связанные с воспитательной работой.
Исходя из положения о педагогической деятельности как о рефлексивном управлении учебной деятельностью учащихся, Ю.Н. Кулюткин выделяет три группы качеств личности учителя, а именно: способность понимать внутренний мир ребенка, способность к активному воздействию на ученика, эмоциональную устойчивость.
К.М. Левитан предлагает следующую шкалу основных профессионально значимых личностных качеств: высокий уровень владения предметом, умение передавать знания и навыки, требовательность, умение заинтересовать школьников изучением своего предмета, общая эрудиция, доброжелательность, педагогический такт, умение организовать интересный урок, любовь к профессии, терпение и настойчивость, понимание детей, любовь к детям, справедливость, стремление к совершенствованию, чувство юмора, принципиальность, общительность, хорошая дикция, музыкальные способности, эмоциональность, умение организовать внеклассную работу, добросовестность, умение использовать ТСО.
Т.Н. Мальковская выделяет качества, затрудняющие взаимодействие учителя с учащимися: вспыльчивость, прямолинейность, торопливость, резкость, обостренное самолюбие, самоуверенность, упрямство, отсутствие чувства юмора, излишняя мягкость, нерешительность, простодушие, обидчивость, сухость, медлительность, неорганизованность. Я.Л. Коломинский добавляет к этому перечню непонимание учащихся, несправедливость, раздражительность, малую или излишнюю требовательность, педантизм, навязывание своего мнения, противоречие между словами и делами, нечестность, недостатки в преподавании.
В научно-педагогической литературе встречаются, хотя и довольно редко, попытки создания типологии личности педагога. Обычно выделяют «логотропов» — учителей, направленных на преподаваемый предмет, и «педотропов», учителей, ориентированных на взаимодействие с детьми. Ряд зарубежных исследователей выделяют три типа учителей.
Первый тип - учителя, стремящиеся прежде всего развить личность ребенка, опираясь на эмоциональный и социальный факторы. Такой учитель придерживается гибкой программы, не замыкается на содержании изучаемого предмета, ему свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход к ученикам, дружеский тон. Его антипод — отчужденный, эгоцентричный, дистанцированный учитель.
Учитель второго типа заинтересован только в умственном развитии учащегося, строго придерживается изучаемого материала, работает по последовательно и подробно разработанной программе. Он предъявляет высокие требования к усвоению учениками учебного материала. Его антипод - неорганизованный, небрежный учитель.
Третий тип учителя характеризуется творческой, изобретательской жилкой. Он старается увлечь хотя бы отдельных учеников, пробудить в них силу и способность полностью раскрыть свои творческие потенции (возможности). Такой учитель не заботится о развитии умственных способностей учеников в ограниченном, традиционном смысле, к ученикам часто относится субъективно. Его антипод — сухой, скучный, слишком традиционный учитель.
Любые из указанных типов личности педагогов редко встречаются в «чистом» виде, правомерно говорить только о доминирующих качествах, обязательно присутствующих у хороших учителей.
Дж.Б. Керрол считает, что на одном «полюсе» существуют учителя — консерваторы-традиционалисты, которые уверены в том, что они все делают совершенным образом, и не желают менять старые, проверенные приемы деятельности на новшества. На другом «полюсе» находятся «впечатлительные авантюристы», которые поддаются любой моде и перепробуют все на свете. Как подтип таких учителей Керрол выделяет «любителя технических усовершенствований». Основная же масса учителей располагается между этими двумя «полюсами».
В.Н. Сорока-Росинский выделял четыре основные «породы» учителей: педагоги-теоретисты, педагоги-реалисты, педагоги-утилитаристы, педагоги-артисты.
Таким образом, различные авторы дают различные классификации профессионально значимых качеств в личности учителя. Однако в настоящее время нет общепринятого мнения ни относительно того, какие качества характеризуют педагогов высшего профессионального уровня, ни того, каковы предпосылки их успешного формирования, ни относительно того, каковы методы их выявления.
Обилие информации о профессиональных качествах личности учителя создает необходимость выявления устойчивых комбинаций этих качеств характеризующих разные уровни успешности работы. Кроме того возникает потребность в проверке значимости ранее описанных в педагогической литературе личностных качеств педагогов с позиции настоящего времени.
Контент-анализ приведенных выше позиций ученых позволил автору данных строк создать классификацию профессионально значимых качеств личности с точки зрения степени их значимости, согласно которой было выделено четыре группы качеств: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые (противопоказания).
Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.
Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствуют ее успешности.
Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим состав этих групп личностных качеств подробнее.
Доминантные качества
1. Социальная активность, готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности.
2. Целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности для достижения поставленных педагогических задач.
3. Уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.
4. Желание работать со школьниками - получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.
5. Способность не теряться в экстремальных ситуациях — умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними.
6. Обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса:
7. Честность — искренность в общении, добросовестность в деятельности.
8. Справедливость — способность действовать беспристрастно.
9. Современность - осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).
10. Гуманность — стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.
11. Эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области преподаваемого предмета.
12. Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
13. Толерантность — терпеливость в работе с детьми.
14. Педагогический оптимизм — вера в ученика и его способности.
Периферийные качества
1. Доброжелательность.
2. Приветливость.
3. Чувство юмора.
4. Артистичность.
5. Мудрость (наличие жизненного опыта).
6. Внешняя привлекательность.
Негативные качества
1. Пристрастность — выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.
2. Неуравновешенность — неумение контролировать свои временные психические состояния, настроения.
3. Мстительность — свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником.
4. Высокомерие — педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником.
5. Рассеянность — забывчивость, несобранность.
Профессиональные противопоказания
1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).
2. Нравственная нечистоплотность.
3. Рукоприкладство.
4. Грубость.
5. Беспринципность.
6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.
7. Безответственность.
Индивидуальный стиль работы педагога определяют не сами по себе профессионально значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций.
Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально значимых качеств личности педагога во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности.
Первый тип — «положительный, без предосудительного» — соответствует высокому уровню работы педагога.
Второй тип — «положительный с предосудительным, но извинительным» — характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной. Негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.
Третий тип — «позитив, нейтрализуемый негативом» - соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для педагогов этого типа главное в работе — направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.
Наряду с позитивной составляющей личности педагога существуют и негативы, которые также надо знать, чтобы ясно представлять, против чего должна быть направлена самовоспитательная деятельность молодого учителя.
Для каждой профессии существуют те или иные противопоказания (дальтонизм - водителям, слабое здоровье — летчикам и т.д.). Есть они и для педагогов:
1) низкий уровень идеалов и убеждений;
2 ) корыстно-эгоистическая направленность личности;
3) равнодушное отношение к детям;
4) низкий интеллектуальный уровень;
5) безволие, отсутствие целеустремленности, собранности, инициативы, находчивости, выдержки;
6) наличие некоторых психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия);
7) серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата;
8) выраженные дефекты речи и слуха (рис.3).
Знание профессионально значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого специалиста к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к положительным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»