2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению
Многочисленными исследованиями специалистов установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в высшее учебное заведение. От успешности учебной адаптации на младших курсах обучения во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
Адаптация (от латинского аdaptatio– приспособлять) – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям среды.
В.А. Якунин понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Автор считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды [13].
В процессе адаптации личность приспосабливается к изменениям социальной среды путем подбора или перестройки стратегий поведения. Д.В. Колесовпостроил следующую модель стадиальности адаптационного процесса, которая содержит следующие стадии:
уравновешивание — установление равновесия между средой и индивидом с проявлением взаимной терпимости к системе ценностей и стереотипам поведения;
псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям;
приноравливание — признание и принятие основных ценностей новой среды;
уподобление — психическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентации, установок [14].
Вышеизложенные стадии могут,как накладываться друг на друга, так и выступать одномоментно или взаимозаменяться.
Итак, юноши и девушки, окончив школу и поступая в высшее учебное заведение кардинально меняют условия своей жизни. Студентам-первокурсникамнеобходимо привыкнуть как к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение 5-6 лет, так и к новым правилам и нормам учебного заведения. Поступив в новое учебное заведение, они уже имеют некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, часто оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.
В процессе адаптации студенты часто испытывают следующие трудности:
отрицательные переживания, связанные с расставанием со школьным коллективом;
неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов;
поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие;
отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.[11].
Слабая преемственность между средней и высшей школой, своеобразие методики и организации учебного процесса в ВУЗе, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение у студента первого курса, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии, низкой успеваемости, непониманию и непринятию условий и требований преподавателей.
Период адаптации студентов, связанный с ломкой прежних стереотипов, может обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других — ровно. Особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.
Выделяют две стороны социальной адаптации студентов:
профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
социально-психологическую адаптацию – приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.
Исследователи различают следующие формы адаптации студентов-первокурсников к условиям высшей школы:
формальная – познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию образования в ней;
общественная – внутренняя интеграция групп студентов-первокурсников со студенческим окружением в целом;
дидактическая – подготовка студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе [3].
И.Н. Симаевавыделяет следующие этапы адаптации студентов:
физиологическая адаптация (занимает около 2 недель);
психологическая адаптация (длится до 2 месяцев);
социально-психологическая адаптация (продолжается до 3 лет).
В.И. Осипчукова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:
начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды высшей школы и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
аккомодация – признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;
ассимиляция – полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды [8].
В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности – адаптированность, как результат, итог процесса адаптации.
Достижение определенного уровня адаптированности зависит от того, какие стратегии адаптивного поведения выбирает человек в ситуации взаимодействия с окружающей средой и как эти стратегии сочетаются между собой.
Н. Н. Мельникова называют следующие стратегии адаптивного поведения:
активное изменение среды;
активное изменение себя;
уход из среды и поиск новой;
уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир;
пассивная репрезентация себя;
пассивное подчинение условиям среды;
пассивное выжидание внешних изменений;
пассивное ожидание внутренних изменений [7].
Наилучший адаптивный эффект, отражающий высокий уровень адаптированности, дает сочетание стратегий, направленных на активное и одновременное изменение себя и окружающей среды. К умеренному результату адаптации приводит внешнее приспособление субъекта обучения к образовательной среде, не вызывающее внутриличностных изменений, а также две альтернативные модели поведения: уход из среды или же выжидание внешних и внутриличностных изменений. Низкий уровень адаптированности, связанный с выраженным негативным эффектом в адаптации, проявляется в отказе субъекта от взаимодействия с внешним окружением и в погружение в свой внутренний мир.
Исследователи проблемы адаптации констатируют наличие многофакторной детерминированности процесса адаптации и то, что на разных этапах обучения он определяется структурной перестройкой психологических факторов, его обуславливающих.Каждому преподавателю высшего учебного заведения из собственного опыта известно, что работа с учащимися первых курсов, педагогическое общение с первокурсниками имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными факторами.
Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в высшей школе:
социологический – возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил;
психологический– индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе;
педагогический - уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально-техническую базу, средства ТСО и др. [6]
Одним из важнейших социальных факторов, оказывающим влияние на поведение студента первого курса, на его взаимоотношения с другими учащимися и преподавателями высшей школы является произошедшая смена социальной ситуации, необходимость привыкания кновым условиям обучения, освоения новой социальной роли – студента высшего учебного заведения.
Признавая многофакторную детерминированность адаптации студентов к воспитательно-образовательной среде вуза, необходимо отметить роль педагогического управления этим процессом. Одной их эффективных форм такого управления выступает деятельность института кураторов студенческих групп.
Куратор академической группы – это преподаватель(сотрудник образовательного учреждения), прикрепленный к конкретной учебной группе с целью наблюдения и контроля за ходом учебной и внеучебной деятельности курируемых студентов и оказания им в случае необходимости информационно-организационной и психолого-педагогической помощи в решении самых разнообразных проблем.
Деятельность куратора ориентирована на решение главной задачи – поддержание и усиление мотивации студентов на получение профессионального образования, содействие активному участию их в образовательном процессе.
Куратор является ключевым звеном в работе по адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной среде.
Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе обычно заканчивается в конце 2-го — в начале 3-го учебного семестра.
Студенты по уровню адаптации в зависимости от степени сформированности, развитости, устойчивости функционирования когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей обучающихся в образовательной среде высшей школы подразделяютсяна:
неадаптированные, характеризующиеся несформированностью связи хотя бы в одном из выделенных направлений и неустойчивостью функционирования связей;
среднеадаптированные, для которых характерна сформированность всех типов связей при отсутствии их устойчивости или наличие хотя бы одной устойчивой связи, в то время как другие связи могут быть еще даже не сформированы;
адаптированные, отличающиеся сформированностью всех связей, и при этом хотя бы в одном направлении наблюдается устойчивое функционирование связи.
Неадаптированные студенты попадают в группу риска и с ними проводятся дополнительные мероприятия по созданию условий для успешной их адаптации к условиям высшей школы [12].
Для создания условий успешного процесса адаптации студентов-первокурсников в высшей школе обычно осуществляется:
изучение личностных особенностей первокурсников;
выявление трудностей адаптационного периода и особенностей «вхождения» обучающихся в студенческую жизнь;
подготовка на основе данных исследований рекомендаций для преподавателей, работающих со студентами первых курсов, направленных на оптимизацию адаптационного периода;
организация для студентов первого курса кураторского часа, в рамках которого проводятся мероприятия по различным тематическим программам;
разработка и постоянное совершенствование тематических образовательных программ для студентов первых курсов;
организация и проведение цикла практических занятий со студенческими активами и старостами первых курсов, направленных на повышение уровня осознания трудностей адаптационного периода, освоение способов их преодоления и развитие навыков конструктивного общения;
организация и проведение Школы кураторов и молодых преподавателей, работающих со студентами первых курсов, направленной на повышение у педагогов уровня психолого-педагогической грамотности;
организация и проведение методических семинаров с кураторами первых курсов по освоению ими методики проведения практических занятий в студенческих группах в рамках кураторского часа;
социально-психологическое и научно-методическое сопровождение деятельности кураторов в процессе освоения ими предложенной методики проведения групповых занятий с первокурсниками;
индивидуальное и групповое консультирование студентов и преподавателей.
Таким образом, выявление трудностей, встающих перед студентами на первом курсе обучения в высшей школе, и определение путей их преодоления позволяет повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество получаемых знаний. Решение проблемы дезадаптированности первокурсников позволяет избежать отчисления студентов на первом курсе, сохранить и приумножить знания, полученные в средней школе, безболезненно выработать привычку к дисциплине и самостоятельному труду.
- IВведение в психологию высшей школы
- 1 Предмет и задачи психологии высшей школы
- 2 Методы исследования в психологии высшей школы
- 3 Современные требования к специалисту с высшим образованием
- 4 Болонский процесс
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IIосновные направленияи формы обучения в высшей школе
- 1 Педагогическая технология и педагогическое проектирование
- 2 Современные технологии обучения в высшей школе
- 2.1 Традиционное обучение
- 2.2Программированное обучение
- 2.3 Технология активного обучения
- 2.4Эвристические технологии обучения
- 2.5 Проблемное обучение
- 2.6 Модульное обучение
- 2.8 Технологии развивающего обучения.
- 2.9 Технология дистанционного обучения
- Формы обучения в высшей школе
- 3.2 Семинарские и практические занятия
- 3.3 Самостоятельная работа студентов
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IiIпсихология студенчества
- Психологические особенности студенческого возраста
- 2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению
- 3Личность студента и его развитие на различных курсах обучения
- 4 Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IV Формирование личности студента в высшей школе
- Условия успешного формирования личности студента в высшей школе
- Формирование познавательной активности студента
- 3 Профессиональная направленность студентов и пути ее формирования
- 4 Формирование профессиональноважных качеств у студента
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- VПсихология преподавательской деятельности
- 1 Личность и деятельность преподавателя высшей школы
- 2 Типологии преподавателей в высшей школе
- 3 Психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- Задания к практическим занятиям по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика уср по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика курсовых работпо дисциплине «Психология высшей школы»
- Требования к написанию курсовой работы по дисциплине «Психология Высшей школы»
- Структура практической части:
- 2) Таблица с почасовым планом реализации программы:
- Тема 1.1 Предмет, задачи и методы психологии высшей школы
- Список рекомендуемой литературы