logo search
Учебник Семушина Л

2.5. Выбор технологии обучения

В самом начале этого раздела мы дали определение технологии обучения, в котором говорится, что это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. Преподаватель сам выбирает (разрабатывает) технологию обучения. Проанализировав в предыдущих параграфах категории: «методы обучения», «средства обучения», «организационные формы обучения», постараемся показать, как же складывается технология обучения, какие бывают технологии, дадим характеристику некоторых новых технологий.

В литературе даются разные классификации технологий обучения. Они отличаются друг от друга разными основаниями для классификации. Так как мы в определении в качестве ведущего элемента на первое место ставим цель обучения, на которую направлена технология, то и классификация, представленная нами далее, имеет в своей основе разные цели обучения.

Поскольку технология направлена на эффективное достижение поставленной цели, то, следовательно, и процесс разработки технологии обучения начинается с определения (уточнения, выбора) цели (конечного результата) обучения, затем осуществляются организация (структурирование) в соответствии с конечной целью учебного материала, установленного учебной программой, и, наконец, выбор организационных форм, методов и средств обучения.

Выбор (разработка) технологии зависит от ряда факторов: приоритетности целей образования; специфики содержания обучения

(учебного материала); состава студентов (возраст, уровень подготовленности, физическое состояние, количество обучающихся); уровня развития технической оснащенности учебного процесса.

Рассмотрим эти основные факторы.

Приоритетность целей образования. В процессе обучения обычно реализуется несколько целей, однако на разных этапах развития систем обучения тем или иным целям отдается предпочтение, что и обусловливает возникновение новых технологий обучения или модернизацию существующих.

Можно выделить такие широко используемые технологии:

- информационно-развивающие (когнитивные), ориентированные на прочное усвоение большого запаса информации, формирование стройной системы знаний, владение и свободное оперирование знаниями;

-направленные на развитие мыслительной активности (развивающее, проблемное обучение);

-деятельностные, ориентированные на овладение способами профессиональной и (или) учебной деятельности (контекстное обучение, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе);

-личностно ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе.

Поскольку перед учебным заведением стоят одновременно разные цели, то, как правило, и технологии в процессе обучения используются разные.

1. Информационно-развивающие технологии. Ведущая цель - подготовка эрудированного специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации. Ориентация при разработке технологий - на формирование системы знаний, их максимальное обогащение, запоминание и свободное оперирование ими.

Технологии содержат в тех или иных сочетаниях изложение преподавателем учебной информации, лекционно-семинарский метод; самостоятельное изучение литературы, программированное обучение; применение новых информационных технологий для самостоятельного пополнения знаний, включая использование технических и электронных средств информации, в том числе и из международных фондов.

2. Деятельностные технологии. Ведущая цель - подготовка профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. Ориентация при разработке технологий - на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению к которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.

Технологии включают в себя анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, деловые игры, «погружение» в профессиональную деятельность (в разных вариантах), моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, контекстное обучение, организацию профессионально ориентированной учебно-исследовательской работы.

3. Развивающие технологии. Ведущая цель - подготовка специалиста, способного проблемно мыслить, видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения. Ориентация при разработке технологий - на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности.

Технологии включают в себя проблемное обучение (в разных видах и сочетаниях), проблемные лекции, проблемные семинары, учебные дискуссии, поисковые лабораторные, учебно-исследовательские работы, организационно-деятельностные игры, организацию коллективной мыслительной деятельности (КМД) в малых и больших группах.

4. Личностно ориентированные технологии. В настоящее время в связи с новой образовательной парадигмой приоритетной целью стала направленность на развитие активности и самостоятельности личности в учебном процессе. Соответствующим образом активизировалась и разработка технологий в этом направлении. Многие из них еще не получили своих названий, поэтому в тексте дано лишь обозначение их в виде кратких описаний.

Ведущая цель - формирование в процессе обучения активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Ориентация при разработке технологии - на развитие активности личности в учебном процессе.

Технологии содержат такие элементы, как установление соотношения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в пользу последней и соответствующая организация учебного процесса; установление соотношения обязательных и элективных курсов и работ в пользу вторых и соответствующая организация учебного процесса; опережающая самостоятельная работа (предшествующая лекциям и семинарам, основанная на использовании информационных технологий); индивидуализация обучения (более свободный выбор тем, работ, курсов, работа по индивидуальным учебным планам в своем темпе); индивидуализированные формы контроля знаний и умений (индивидуальные собеседования); программированное обучение (каждый работает в своем темпе); учебно-исследовательская работа, организованная таким образом, чтобы студент испытывал потребность в изучении литературы для решения намеченных задач (использование информационных технологий); использование автоматизированных обучающих систем в учебном процессе; проективное образование (предполагающее самостоятельное проектирование студентом своего учебного про-

цесса, своей образовательной траектории на основе учебного плана по конкретной специальности с установлением своего темпа работы - обучение по индивидуальному учебному плану).

Влияние содержания обучения на выбор технологии. Существенно важным при определении (выборе) технологии является содержание учебной дисциплины. Так, все технологии обучения, основывающиеся на моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе, характерны преимущественно для учебных дисциплин специального цикла. Деятельностные технологии обучения применяются преимущественно в дисциплинах, связанных с формированием умений и навыков (иностранный язык, черчение, разные практикумы и др.).

Учет состава обучающихся при разработке технологии обучения. Среди признаков, определяющих выбор технологии, важное место занимают особенности состава обучающихся: их возраст (а отсюда степень самостоятельности в овладении содержанием и другие характеристики); уровень их подготовленности и развития (разные технологии обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, на первых и последующих этапах обучения); количество обучающихся (различия в технологии индивидуального обучения, обучения малыми группами, обучения в учебной группе, потоковое обучение, массовое обучение - заочное, по телевидению и т. п.); физическое состояние обучающихся - инвалиды, люди с ослабленным здоровьем (привлечение тех или иных средств с учетом их физических возможностей).

Влияние оснащенности учебного процесса на выбор технологии. Уровень развития учебно-материальной базы также влияет на выбор или разработку технологии. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе реализуется только тогда, когда можно имитировать соответствующую производственную ситуацию не только мысленно, но и имея надлежащее оснащение как в виде тренажеров, так и в виде подбора необходимых комплектов нормативной документации для каждого работающего индивидуально или в малой группе. Программированное обучение возможно лишь при наличии соответствующего машинного парка и программного обеспечения. Применение новых информационных технологий требует соответствующей базы данных или включения в общую систему информатизации региона, страны. Таким образом, возникновение новых средств обучения побуждает к созданию новых технологий с учетом возможностей их эффективного использования.

Поскольку информационно-развивающие и развивающие (проблемные) технологии достаточно детально описаны в литературе и давно уже используются в практике средних специальных учебных заведений, рассмотрим более подробно новые технологии обучения - деятельностные и Личностно ориентированные.