Дидактические возможности отдельных видов средств обучения
Выбор средств обучения в каждом конкретном случае зависит от целей и задач, содержания обучения, закономерностей учебного процесса, познавательных способностей студентов, используемых организационных форм и методов обучения, а также от дидактических возможностей самих средств обучения.
Применение средств обучения должно обеспечивать лучшее решение учебно-познавательных и воспитательных задач.
Учебно-наглядные пособия. Натуральные пособия дают конкретное целостное представление об объектах. Например, преподаватель демонстрирует студентам коробку передач определенного станка. Однако принцип действия при помощи этого объекта трудно объяснить, поэтому необходимо после общего предъявления натурального объекта при помощи чертежей и схем объяснить, как конкретно работает коробка передач.
Макеты и технические модели позволяют студентам познакомиться с реальным объектом. Их конструируют так, чтобы наиболее значимые компоненты конструкции или принцип действия можно было бы наглядно представить. Макеты, как правило, меньше натуральных объектов, поэтому их удобнее использовать в учебном процессе.
На фотографиях и рисунках реальные объекты представлены в одной плоскости. В обучении более продуктивными оказываются рисунки, так как в качестве наглядного материала они имеют значительные преимущества: с помощью рисунка можно показать свойства предмета раздельно от целого, отделить существенное от несущественного, показать наиболее типичные черты объекта. На рисунках объект изображают схематически, упрощенно, подчеркивая то, что важно для познания. Фотографии и рисунки используют, если натуральные объекты отсутствуют, имеют большие размеры или очень сложны (большие машины, агрегаты и т. д.), а также если объемный объект очень трудно изучить (например, работа двигателя).
В зависимости от условий учебного процесса фотографии и рисунки, предлагаемые студентам, могут быть взяты из книг; их функции могут выполнять таблицы, диапозитивы, диафильмы. По фотографиям и рисункам учащиеся могут составлять описания, делать выводы, анализировать производственные ситуации.
Перечисленные средства обучения имеют достаточно низкий уровень абстракции, поэтому они наиболее доступны для восприятия. Вместе с тем они перегружены второстепенным для учебного познания материалом, который отвлекает внимание студентов от сути. При использовании образных пособий задача преподавателя заключается в акцентировании внимания на наиболее значимых деталях наглядного материала.
Технический чертеж передает точно, в виде символов, существенные пространственные признаки объекта (размеры, внешний вид и т.д.). По сути, чертеж является условным изображением. Объект показывают в разных проекциях, в разрезе для создания в сознании студентов образа объекта со всеми его пространственными свойствами. Чтобы это произошло, студентам необходимо иметь довольно высокий уровень пространственных представлений. Чертежи можно читать, только имея специальные знания и умения.
Графики и диаграммы применяют для наглядного показа количественных и временных зависимостей. При помощи графиков можно представить сущность и характер изучаемого явления, в сжатой, конкретной и понятной форме указать абстрактные взаимосвязи (например, функциональные зависимости). Диаграммы используют для сравнения одинакового признака нескольких объектов.
Схемы показывают главное в объекте, внешнее сходство с самим объектом на них отсутствует или сведено к минимуму. Особое значение они имеют для усвоения учебного материала. Схема всегда представляет собой единое целое, в ней не должно быть ничего лишнего, поэтому при восприятии схем в памяти студентов актуализируется самое существенное. Схемы помогают конкретизировать абстрактные понятия и явления, разнообразить методы и приемы передачи сжатой учебной информации.
Студентам особенно полезно составлять схемы коллективно под руководством преподавателя. Это облегчает анализ взаимосвязей между явлениями. В отдельных случаях учащиеся могут составлять схемы самостоятельно.
Для схематического изображения того или иного учебного материала служат таблицы. Они дают возможность увидеть в четкой и компактной форме его структуру, легче запомнить и воспроизвести увиденное в памяти.
Таблицы, схемы, графики, чертежи преподаватель использует, как правило, при объяснении учебного материала и при его закреплении. Эти наглядные пособия могут быть представлены в двух вариантах: один (полный) служит для объяснения, а другой (с пропусками, незаполненными местами) - для проверки усвоенного; в последнем случае учащийся должен восстановить пропущенное.
Особо следует отметить роль классной доски - давно применяемого и испытанного средства обучения, сохраняющего свое значение и в настоящее время. Ценность ее в том, что записи, чертежи, зарисовки можно делать на ней последовательно в процессе работы преподавателя и студентов, создавать условия для установления внутренних логических связей и зависимостей, ошибки легко устранять, способы решения познавательной задачи варьировать.
Доска используется как для объяснения нового материала, так и для организации самостоятельной работы студентов, оформления индивидуальных ответов при проверке знаний и умений.
Для более полного использования возможностей классной доски применяют доски с увеличенной поверхностью (за счет верхней, нижней или боковых створок), магнитные, переносные доски, держатели плакатов и таблиц на доске.
Вербальные средства обучения. Среди них особая роль принадлежит учебной литературе для студентов, являющейся важнейшим источником знаний, а вместе с тем и средством, стимулирующим познавательный интерес, самостоятельное познание, активность студентов. Как показывают наблюдения, самостоятельная работа с учебником на занятиях проводится недостаточно часто. Только регулярно используя учебник в процессе самостоятельной работы, можно приобрести общие учебные умения (правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план, тезисы, таблицы, схемы), логические умения (выделять главную мысль, проводить сравнения и доказательства, устанавливать причинно-следственные связи), предметные знания.
Для овладения методикой самостоятельной работы с учебником студентов необходимо научить пользоваться справочным и методическим аппаратом книги, обращать внимание на иллюстративный и графический материал, целесообразность шрифтовых выделений текста.
Дидактические материалы - вид средств обучения, которые получили достаточно широкое распространение в последние годы. По своему характеру они очень разнообразны и могут выступать в качестве самостоятельного источника знаний, на основе которых протекает познавательный процесс, а могут служить подспорьем другим средствам обучения (учебнику, дополнительной литературе, учебным кинофильмам, учебному телевидению и др.).
Дидактические материалы дают возможность более рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений корректировать учебную деятельность студентов.
Наиболее доступным и мобильным дидактическим материалом являются карточки, на которые заносятся вопросы, задачи, упражнения, образцы решения задач, алгоритмичные и неалгорит-мичные предписания. Эти задания могут быть представлены как в текстовой форме, так и в виде рисунков, схем, диаграмм и т.д. Часто задания дифференцируются по степени сложности.
Аудиовизуальные средства обучения по характеру предъявления учебной информации делятся на экранные, звуковые, экранно-звуковые.
Среди них наиболее распространены диапроектор, графопроектор, эпипроектор, кинопроектор, лингафонные устройства.
Диапроектор предназначен для проецирования на экран полупрозрачных объектов - кадров диафильма или диапозитивов (слайдов). Все выпускаемые в настоящее время диапроекторы требуют полного или частичного затемнения аудитории, поэтому они, как правило, используются при организации устной работы студентов или устного объяснения преподавателя.
Графопроектор используется для демонстрации изображений, нанесенных на прозрачную пленку, показа транспарантов (либо с готовым, либо с незавершенным изображением), объектов, заключенных в прозрачную (стеклянную, пластмассовую) форму. Графопроектором можно пользоваться в незатемненном или частично затемненном помещении, что расширяет сферу его применения в учебном процессе.
Эпипроектор предназначен для демонстрации на экране непрозрачных плоских изображений, рисунков, чертежей, схем, фотографий, страниц рукописей. У эпипроектора большой размер кадрового стола, и это позволяет использовать в качестве источника информации самые различные изображения.
Кинопроектор применяют для демонстрации кинофильмов, телевизоры - для приема телепередач, магнитофоны - для записи и воспроизведения звуковой информации, электропроигрыватели -для воспроизведения звука с грампластинок.
Лингафонные устройства предназначены для организации индивидуальной, групповой и фронтальной работы с помощью радиопередач, звукозаписи, экранных пособий, раздаточного материала.
В последние годы широкое распространение получили автоматизированные классы с пультами для студентов и преподавателя -автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ и микропроцессорной техники.
К экранным средствам относятся учебные диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), транспаранты для графопроектора, неозвученные кинофильмы разных типов, материалы для эпипроекции.
С помощью диафильма можно рассказать об изучаемом объекте или явлении. Кадры диафильма располагаются в строгом соответствии с логикой изложения учебного материала. Хотя диафильмы относятся к статичным экранным носителям информации, смена кадров передает динамику явления, при этом ракурс показа явления, объекта выбирается так, чтобы можно было выделить самое важное для изучения.
Диапозитивы предоставляют преподавателю больше возможностей для самостоятельного выбора методики работы с экранным материалом. Их показ можно сочетать, например, с экспериментом, лабораторной работой или использовать выборочно.
Диафильмы и слайды позволяют вызвать и закрепить интерес к учебной теме, иллюстрировать объяснение учебного материала, сформулировать условия учебной, познавательной задачи, обобщать и систематизировать учебный материал.
С помощью диафильмов и диапозитивов ученики знакомятся с репродукциями картин художников, рисунками, фотографиями, графиками, диаграммами, чертежами, картами, таблицами, содержание которых не требует длительного, постоянного изучения.
Диафильмы и слайды используются для изложения нового материала во время лекции, для беседы по просмотренным кадрам, пересказа (коллективного, индивидуального) содержания диафильма или его фрагмента.
Учебные диапозитивы содержат познавательные задания, которые могут быть выполнены либо устно, либо в процессе самостоятельной работы. Познавательные задания обычно направлены на наблюдение за изображением, сопоставление объектов, сравнение данных. Выполнение заданий может носить форму устного или письменного изложения, записи хода решения задачи, формулы, построения чертежа. Можно поручить студентам выполнение небольших творческих работ, построенных на материалах наблюдений, составление устных и письменных текстов на основе содержания диафильма или серии диапозитивов. Целесообразно использовать такие виды самостоятельных работ, как составление плана и проведение эксперимента в соответствии с материалом диафильма, подготовка подписей (субтитров) к кадрам.
Транспаранты применяют для работы с графопроекторами. Наиболее простой способ использования транспарантов - демонстрация нанесенных на них изображений и работа над этими изображениями (дописывание формул, вставка пропущенного в таблице, схеме, чертеже).
Для демонстрации поэтапного изменения явления, объекта широко используют накладные транспаранты. Это серия листов-транспарантов, которые можно комбинировать. С их помощью вводят учебную информацию порциями, по этапам развития события, явления, объекта. Преподаватель управляет изображением, накладывая или снимая транспаранты, выделяя отдельные части транспаранта, акцентируя на них внимание студентов. Накладные транспаранты позволяют представить зрительно абстрактные и систематические структуры по частям и целостно.
Метод наложения обеспечивает активное участие студентов в процессе познания. Они могут наблюдать конкретные факты, явления и развитие изучаемых процессов, получать исходный материал для абстрактного мышления, строить алгоритмы.
Транспаранты используют как мотивационное средство, вызывающее интерес к изучаемой теме. Это может быть достигнуто демонстрацией схематического плана урока, дополненного кратким пояснением его цели. Для организации самостоятельной работы применяют транспаранты-инструкции. Самостоятельная работа студентов с транспарантами может включать перерисовывание их или вычерчивание графиков, схем.
Транспарантами пользуются при проверке и оценке знаний и умений студентов. Для этого часть изображения прикрывают непрозрачной заслонкой, затем перемещают ее, открывая ответы. Особенно легко организовывать с помощью транспарантов оперативную проверку усвоения рабочего материала. На экран или классную доску проецируются задания по вариантам. После окончания работы на экране демонстрируют правильные ответы и учащиеся сравнивают их со своими. Такая форма контроля носит обучающий характер и занимает незначительное время.
Звуковые средства - учебные радиопередачи, магнитофонные и грамзаписи - имеют широкие возможности для обучения.
По целям и дидактическому назначению передачи учебного радио, звукозаписи можно условно разделить на мотивационно-познавательные (создающие определенный эмоциональный настрой, вызывающие интерес к обсуждаемому и побуждающие к самостоятельной деятельности); проблемные (создающие условия для возникновения проблемной ситуации и активизации познавательной деятельности); обучающие (выступающие в качестве источника новых знаний); обобщающе-повторительные (дающие в концентрированной форме и под новым углом зрения наиболее существенное в изучаемом материале); иллюстративные (поясняющие и дополняющие материал учебника, диапозитивы, рассказ преподавателя, ответы студентов).
Звуковые средства, содержащие новые сведения, яркие факты, делают процесс обучения максимально насыщенным, влияют на глубину и прочность запоминания учебного материала. Их используют для воспроизведения выступлений ученых, конструкторов, специалистов, занятых в той области знаний, которой овладевают учащиеся. Это положительно влияет на формирование личности студентов, особенно их мотивационной сферы.
Важная особенность применения звуковых средств связана с формированием технического слуха. Шум работающей техники служит источником диагностирования ее состояния, выявления возможных неисправностей, предотвращения аварийных ситуаций.
Специфика звуковых средств требует тщательного отбора языковых средств.
Магнитофонные записи и грамзаписи позволяют студентам сосредоточить внимание на содержательной стороне повествования, не вдаваясь в детали.
Чтобы использование звуковых средств было эффективным, необходимо исходя из специфики восприятия звучащего слова правильно определить их место в системе учебных занятий по теме и на конкретном уроке, учесть особенности изучаемого программного материала, а также содержание и форму звукозаписи. Преподавателю следует знать содержание звукозаписи и во вступительном слове подготовить студентов не только к восприятию нового для
них содержания, но и к логике его построения и изложения. Не менее важна и работа над прослушанным.
Для обеспечения поэтапного усвоения нового материала целесообразно до прослушивания звукозаписи сформулировать вопросы, на которые им необходимо ответить после его завершения.
Особый вид звукозаписей, получивших в последние годы распространение, - магнитофильмы. Используя материалы радио, телевидения, грамзаписи, преподаватели составляют специальные композиции на определенные темы программы в полном соответствии с целями занятия. Такой магнитофильм, как особое средство обучения, имеет ряд преимуществ перед радиопередачами, грамзаписями, так как он подчинен целям и задачам конкретного урока, учитывает уровень подготовленности студентов и соответствует творческим способностям самого преподавателя.
Простейший вид магнитофильма - 3-7-минутный фрагмент радиопередачи или грамзаписи. Как правило, его основу составляет документальная запись - репортаж с места события, выступление общественного деятеля, рабочего, ученого, специалиста определенного профиля, фонограмма природных и технических шумов, звуков. Такой магнитофильм рассчитан на конкретное содержание учебного занятия и используется в качестве звуковой иллюстрации к объяснению преподавателя, а также как материал для постановки и решения определенной проблемы.
Экранно-звуковые средства - учебное кино, учебное телевидение, видеозапись, озвученные диафильмы - занимают особое место в силу своей специфики. В отличие от слова учителя, объемных, печатных и других пособий эти средства передают учебную информацию различных форм и видов, позволяют наблюдать динамику процессов живой природы, техники, производства, увидеть невидимое невооруженным глазом. В профессиональном обучении экранно-звуковые средства имеют особые возможности при рассмотрении конструктивных особенностей и работы машин и механизмов, изменений свойств, структуры и функций, происходящих в сырье и материалах при их обработке, при изучении различных технологий, показе специальных методов исследования свойств веществ и материалов.
Принадлежность экранно-звуковых средств к искусству служит основой их эмоционального воздействия на студентов. Их выразительные особенности - монтаж, смена планов, ракурсов, ритм -помогают выделить главное, установить связи между явлениями, обобщить информацию и сделать выводы. Документальная основа экранно-звуковых средств повышает доверие и внимание студентов к их содержанию. Благодаря своей эмоциональности кино обладает огромной силой воспитательного воздействия, создает эффект сопричастности, сопереживания. С его помощью можно разъяснить сложные
мировоззренческие проблемы, раскрыть связи, сущность законов и явлений природы.
Использование кино на занятиях не решает проблемы экономии учебного времени: как правило, показ фильма требует больше времени, чем обычное изложение материала преподавателем.
В учебной практике используют показ полнометражного фильма или кинофрагментов. Целостный фильм, как правило, посвящается единой, достаточно большой теме и состоит из одной или нескольких частей. Основное его назначение - изложение или обобщение материала. Обычно первая и последующие части содержат материал для самостоятельных наблюдений, а в заключительной -дается научное обобщение фактов. Такие фильмы лучше использовать в момент изучения темы.
Кинофрагмент представляет собой микрофильм с временем демонстрации от 2 до 5 мин, содержащий учебный материал по очень узкой теме. Он может быть применен и при изучении нового материала, и при его обобщении, и для создания проблемной ситуации. Наиболее часто кинофрагменты используют в процессе изложения как иллюстративный материал для подтверждения только что выдвинутых основных положений. При использовании кинофрагментов с такой целью студентам нужны лишь незначительные пояснения и вопросы, акцентирующие внимание на сути просматриваемого явления.
Кинокольцовка представляет собой склеенную в кольцо небольшую ленту, с помощью которой можно показать цикличный процесс. Она удобна и при пояснении материала, и при его повторении, и при самостоятельных ответах и сообщениях.
Современные учебные фильмы обычно сопровождает дикторский текст, который не повторяет то, что показывается на экране, а дополняет, детализирует изображение, руководит просмотром. Поэтому преподавателю необходимо хорошо знать текст, чтобы в ходе просмотра или после него не повторять того, что учащиеся увидели или увидят на экране.
Варианты использования кинофильмов разнообразны. На вводных занятиях кинофильмы показывают для создания мотивации учебной деятельности студентов. Перед демонстрацией фильма или кинофрагмента преподаватель называет тему и рекомендует внимательно отнестись к содержанию киноленты. Следующую беседу начинает с вопросов, заложенных в тексте фильма, с разговора об учебной теме. Восприятие такого фильма не следует осложнять особыми заданиями, но в дальнейшем в процессе работы над темой необходимо напомнить отдельные эпизоды картины, части текста.
Изложение нового материала с помощью учебного фильма можно осуществлять по-разному. Если фильм содержит материал для наблюдения, следует до просмотра с помощью вопросов дать сту-
дентам определенную установку на его восприятие. Вопросы должны органично входить в объяснение преподавателя. Можно предложить студентам план темы занятия и задание - определить, на какие вопросы плана есть ответ в фильме. В тех случаях, когда фильм применяют как научный источник, важно, чтобы студенты выполнили задание, состоящее из подготовки вариантов обработки новой информации. Это могут быть такие варианты: как составить краткое описание или конспект материала фильма; заполнить таблицу или составить схему по содержанию фрагмента; составить план (краткий или подробный) фильма; разработать вариант эксперимента или демонстрационного опыта по материалу киноленты; сравнить содержание фильма с материалом соответствующей статьи учебника; написать изложение, рецензию, составить отзыв на фильм.
Урок с применением кино имеет и организационное значение. Так, во время демонстрации кинофильма практически исключается вмешательство преподавателя в процесс просмотра, он лишь отдельными репликами направляет внимание студентов. Нецелесообразны какие-либо письменные задания в ходе просмотра, даже если помещение полузатемнено. После остановки кинопроектора и включения света студентам в течение 2-3 мин необходимо предоставить время для адаптации к новым условиям работы: нельзя сразу переходить к чтению, проведению лабораторных работ.
Учебное.телевидение и телезапись многообразны по дидактическому назначению, цели и форме изложения учебного материала. Их используют на занятиях для стимулирования, активизации познавательной и речевой деятельности, изложения новой учебной информации или ее объяснения, обобщения и систематизации знаний и умений. Телевидение и телезапись - оперативный источник новейшей информации.
Педагогический эффект учебной передачи зависит от реализации выразительных возможностей телевидения. Телепередачи используют для показа новых достижений науки и техники, ознакомление с которыми предусмотрено программой; раскрытия учебного материала с помощью высококвалифицированных специалистов; показа синтеза многих явлений; введения в учебный курс новых разделов и тем, еще недостаточно известных преподавателю; на вводных занятиях, когда надо с особой силой мотивировать последующую учебную деятельность; для обобщения учебного материала. Характерный для теоретического обучения учебный материал -формулы, графики, схемы, тексты - с помощью телевидения, видеозаписи лишь продуцируется, хотя при этом могут быть использованы различные возможности языка телевидения: мультипликация, укрупнение деталей изображений, графические приемы, специальные эффекты. Ценно то, что телевидение позволяет наглядно моделировать идеальные действия, например последовательное преобразование геометрических форм.
Особенно успешно учебное телевидение и видеозапись используют для демонстрации практической деятельности специалиста. На учебном занятии преподавателю следует добиться соответствия методики своего объяснения учебного материала той методике, которая принята в телевизионной передаче, видеозаписи. Преподаватель должен хорошо знать содержание и структуру телефильма, видеозаписи, определять характер работы по их материалу. В процессе подготовительной работы с группой до передачи преподаватель должен точно и ясно сформулировать цель предполагаемого просмотра, показать пути самостоятельной обработки материала фильма, напомнить ранее изученный материал, актуализировать опорные знания.
Изложение нового материала с помощью видеозаписи дает преподавателю большие возможности научить студентов наблюдать за явлениями и событиями, выделять главное, побуждать к сопоставлению увиденного или услышанного с уже известными факторами. Это достигается свободным регулированием изображения, применением стоп-кадров, повторов.
Большое внимание при использовании телевидения должно уделяться обобщению сведений, полученных с его помощью. Это могут быть: беседа с акцентированием на главных моментах содержания; самостоятельная работа студентов (например, преподаватель предлагает студентам составить план воспринятой информации, заполнить таблицу, выполнить чертеж, составить схему); творческие работы студентов (сочинения, рецензии). После просмотра фильма возможна самостоятельная работа с учебником, так как чтение соответствующего раздела учебника помогает лучше усвоить, понять новую информацию. Можно предложить самостоятельно ознакомиться с дополнительной литературой, другими источниками информации.
Видеозапись используют и для текущего контроля, когда, например, ее демонстрируют без звука и субтитров и учащиеся самостоятельно комментируют увиденное, анализируют собственную деятельность.
Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации студентам; на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений; на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; на этапе корректировки самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его систематизации.
Вместе с тем использование компьютеров в обучении не должно вытеснить подготовку специалистов в реальном предметном направлении, т.е. не допустима замена реальных физических явле-
ний только модельным (виртуальным) представлением их на экране компьютера.
Наиболее существенными результатами компьютеризации образования являются распространение и первоначальное насыщение вычислительной техникой средних специальных учебных заведений. Однако уровень их оснащенности в настоящее время все еще недостаточен и составляет в среднем от 3 до 5 компьютеров на 100 обучаемых. Оптимальный же показатель составляет, по оценкам ученых, 1 компьютер на 10 человек. Тем не менее использование различных организационных моделей работы с компьютером расширяет возможности для их эффективного применения.
Рекомендуется применять следующие организационные модели учебного взаимодействия обучаемых со средствами компьютерной техники: классно-урочную, проектно-групповую, индивидуальную деятельности.
Классно-урочная модель характеризуется тем, что компьютерами оборудованы все рабочие места студентов, а также рабочее место преподавателя. Взаимодействие с компьютером, как правило, организовано таким образом, что все студенты выполняют однотипные или просто одинаковые действия. Задача преподавателя в этом случае упрощается, он ставит проблему, показывает, как ее решать, и контролирует процесс.
Проектно-групповая модель характеризуется тем, что группа студентов решает общую учебную задачу (разрабатывает проект) посредством овладения определенными знаниями. Проектная деятельность подразумевает наличие различных ролей у участников. Компьютер используется по мере необходимости в соответствии с расширением ролей между студентами. Для 6-8 проектных групп достаточно 2-3 компьютеров, чтобы обеспечить работу всей учебной группы. Такая организационная модель усложняет работу преподавателя, особенно оценку учебных достижений каждого отдельного студента.
Проектно-групповая модель эффективна даже при ограниченном количестве компьютеров в учебном заведении, так как может эффективно использоваться при организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
Модель индивидуальной деятельности наилучшим образом реализуется при наличии домашнего компьютера, однако может применяться, если 1 -2 компьютера установлены, например, в библиотеке учебного заведения.
Данная модель позволяет освоить компьютер как инструмент, орудие труда, использовать программные средства, воплощающие в жизнь искусственные среды путем создания виртуальной реальности, применения тренажеров.
Модель индивидуальной деятельности создает условия для управления собственной информацией, когда в результате работы
с компьютером пользователь накапливает материалы, требующие специального внимания к организации их хранения и обновления.
Компьютер в значительной мере снижает трудоемкость оформления создаваемых текстов. При хорошем овладении компьютером студент может быть поставлен в ситуацию творчества.
Проектно-групповая и индивидуальная модели являются наиболее перспективными, так как позволяют информатизировать учебный процесс и достигают этой цели с незначительными затратами сил и времени.
- К читателям
- Введение
- Глава 1 содержание образования и обучения
- 1.1. Формирование содержания образования и содержания обучения
- 1.2. Цель подготовки специалистов и содержание образования в средних специальных учебных заведениях
- 1.3. Уровень среднего профессионального образования
- 1.4. Анализ профессиональной деятельности - основа формирования содержания профессионального образования и содержания обучения
- 1.5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
- 1.6. Проектирование содержания образования и содержания обучения на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
- Форма тематического плана учебной дисциплины
- 1.7. Комплексная разработка профессиональной образовательной программы
- Глава 2 технологии обучения
- 2.1. Понятие технологии обучения
- 2.2. Методы и приемы обучения
- Активные методы обучения
- Информационно-развивающие методы обучения
- Проблемно-поисковые методы обучения
- Методы практического обучения
- Выбор методов обучения
- 2.3. Средства обучения роль и место средств обучения в учебном процессе
- Классификация средств обучения
- Дидактические возможности отдельных видов средств обучения
- Условия эффективного применения средств обучения
- 2.4. Организационные формы обучения (виды учебных занятий)
- Организационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку студентов
- Организационные формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов
- Самостоятельные внеаудиторные занятия
- Дипломное проектирование
- 2.5. Выбор технологии обучения
- Деятельностные технологии обучения. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
- Личностно ориентированные технологии обучения
- 2.6. Контроль знаний и умений студентов назначение контроля и предъявляемые к нему требования
- Виды контроля
- Методы контроля
- Формы контроля
- Оценка результатов учебной деятельности студентов
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям
- 3.1. Изучение и анализ профессиональных образовательных программ
- 3.2. Составление календарно-тематического плана
- 3.3. Изучение методической литературы и учебно-методической документации
- 3.4. Оптимизация учебного процесса
- 3.5. План учебного занятия
- 3.6. Методическая работа преподавателя
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Перечень основных действующих нормативно-методических документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям 238
- Семушина Любовь Георгиевна, Ярошенко Нина Григорьевна
- Учебное пособие