logo search
ПОСОБИЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

· Технология организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся2

В педагогической литературе традиционно в достаточной степени противопоставляются друг другу аудиторная и самостоятельная работа учащихся. Такое противопоставление идет от представления, что в случае самостоятельной работы педагог лишен возможности хоть как-нибудь управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Конечно же, возможности управления этой деятельностью существенно разнятся, если речь идет об аудиторной и самостоятельной работе. Но это различие относится только к сфере оперативного управления, т. е. управления, возникающего как сиюминутная реакция на каждый конкретный акт деятельности.

Управление познавательной деятельностью включает в себя следующие управленческие действия и процедуры педагога:

 определение и формулировка локальных педагогических целей для данного учащегося или группы учащихся;

 оценка исходного состояния знаний учащегося (учащихся);

 определение последовательности учебных заданий, состояний образовательной среды и познавательных действий учащихся, ведущих к гарантированному достижению сформулированных педагогических целей;

 ресурсное обеспечение деятельности учащихся;

 формирование среды педагогически значимого общения учащегося;

 текущий контроль деятельности учащихся, оценка степени самостоятельности, качества и результата выполнения промежуточных заданий;

 текущая корректировка деятельности учащегося (учащихся) и (или) системы заданий (включение дополнительных заданий, исключение части заданий, замена одних заданий другими);

 общая оценка выполнения работы, определение степени достижения сформулированных педагогических целей, педагогический комментарий, определение необходимости дополнительной работы над данным учебным материалом.

Естественно, что выделен только один управленческий цикл. При необходимости он может повторяться нужное количество раз.

Проанализируем, какие из этих действий и процедур требуют обязательного присутствия педагога во время выполнения учащимся задания, а какие и в какой степени могут быть выполнены и без его присутствия. Совершенно очевидно, что первые три этапа управленческой деятельности педагога осуществляются им (педагогом) до начала познавательной деятельности учащихся и поэтому могут выполняться без всяких ограничений и изъятий.

Ресурсное обеспечение деятельности учащихся включает в себя предоставление учащемуся: заданий; необходимой информационно-справочной литературы; необходимого оборудования.

Последовательность учебных заданий должна быть определена педагогом заранее, и предлагаться учащемуся до начала самостоятельной работы, а, значит, этот акт управленческой деятельности может быть выполнен учителем в полном объеме.

В большинстве случаев для выполнения самостоятельной работы учащемуся достаточно имеющегося у него учебника. В том же случае, когда для выполнения работы ему нужна дополнительная информация, педагог обязан и может до начала выполнения задания указать, где и как можно ее найти. В некоторых случаях дополнительные сведения могут включаться в текст самого задания (например, необходимые числовые данные, определения, формулировки утверждений и т. д., что просто снимет саму проблему). Значит и этот управленческий акт может быть выполнен педагогом в полном объеме.

И, наконец, обеспечение учащегося необходимым для выполнения работы учебным оборудованием.

Здесь возможны два варианта. Первый – выполнение работы требует наличия специализированного учебного оборудования, например физических или химических приборов, компьютера и т. д. В таком случае необходимо определить порядок проведения занятий, заранее оповестить учащихся, обеспечить им доступ в специализированные кабинеты и контроль за работой.

Если же такой возможности нет, то необходимо использовать второй вариант – выполнение заданий, либо вообще не требующих наличия какого-либо оборудования, либо только того, которое есть в каждой семье, например, бумага, ножницы, клей и т.д.

Таким образом, педагог может всегда в полном объеме обеспечить ресурсами самостоятельную познавательную деятельность своих учеников.

Следующая управленческая процедура – формирование среды педагогически значимого общения. Совершенно очевидно, что возможности педагога в решении этой управленческой задачи ограничены. Тем не менее, педагог может проявить свое влияние и педагогически целесообразно сформировать нужные ему группы учащихся для выполнения данного конкретного задания: объединить в пары, назначить для какой-то группы учащегося-консультанта, привлечь к этому процессу родителей и т.д. Это достаточно большие возможности для формирования среды общения.

Одним из этапов управленческого цикла является текущий контроль деятельности учащихся, оценка степени самостоятельности, качества и результата выполнения промежуточных заданий. Осуществить эту процедуру так и в таком объеме, как при аудиторной работе, педагог не сможет. Тут уместен будет (и то относительный) контроль результатов выполнения промежуточных заданий через систему представляемых учащимся ответов на вопросы, причем проверка возможна только в том случае, когда ответ не является выполнением задания. Например, при решении задачи по математике, физике или химии числовой ответ практически никогда не дает учащемуся информации о том, как решать. В то же время наличие ответа на задание типа «Определите подлежащее и сказуемое в предложении ...» делает бессмысленным само это задание. Значит, выполнение данной управленческой процедуры если и возможно, то в существенно более узких пределах. И, тем не менее, во многих случаях такая возможность есть.

Следующая процедура – текущая корректировка деятельности учащегося (учащихся) и (или) системы заданий (включение дополнительных заданий, исключение части заданий, замена одних заданий другими). Конечно, осуществление в полном объеме и этой управленческой процедуры, требующей непрерывного наблюдения за ходом и результатом учебно-познавательной деятельности учащегося, невозможно. Вместе с тем, в педагогике, в частности в системе программированного обучения, разработаны методы неявного текущего корректирования деятельности учащихся и системы заданий. Строятся они по схеме ветвления системы заданий.

Таким образом, существуют определенные и достаточно эффективные способы текущей корректировки учебно-познавательной деятельности учащегося (учащихся) и (или) системы заданий.

Заключительный этап – общая оценка выполнения задания, определение степени достижения сформулированных педагогических целей, педагогический комментарий, определение необходимости дополнительной работы с данным учебным материалом. Все эти действия осуществляются педагогом после выполнения задания и могут быть воплощены в полном объеме и с полной эффективностью. Более того, на этом этапе можно в определенной степени проверить самостоятельность учебных действий (по крайней мере, усвоена ли система выполнения заданий, если выполнялись они, например, несамостоятельно), потребовав от учащегося комментариев по проведенной работе или попросив его выполнить один – два аналогичных примера, не требующих на исполнение больших затрат времени и контроля.

Таким образом, даже если пользоваться обычными приемами управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, можно эффективно решить большую часть возникающих проблем и при организации их самостоятельной работы.