Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.
Закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие - через физические упражнения; нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное - через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач;
Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;
Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;
Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;
Организуемая деятельность должна сопровождаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
Общественная направленность воспитания;
Связь воспитания с жизнью, трудом;
Опора на положительное в воспитании;
Гумманизация воспитания;
Личностный подход;
Единство воспитательных воздействий.
Принципы воспитания - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах:
ориентация на ценностн отн. воспит. к соц.-культ. ценностям (чел., природе, общ., труду, познан.) и ценностным осн. жизни - добру, истине, красоте.;
субъектность: развитие способн. ребенка осознавать свое "Я " в связях с др. людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их послед. для др. людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений;
признание за реб. права на сущ. его таким, какой он есть, призн. ценности его личности,
Границы :"нельзя посягать на др. человека" и "нельзя не работать, не развивать себя".
- Оглавление
- Педагогика
- Сущность, задачи и содержание антиалкогольного и антинаркотического вспитания учащихся.
- Мораль, нравственность, духовность в православной педагогике (Соловьёв, Флоренский, Бердяев (на выбор)).
- Методы стимулирования деятельности и поведения учащихся: поощрение, наказание, соревнование.
- Самоуправление учащихся в школе в аспекте её демократизации.
- Теория свободного воспитания в России на рубеже XlX – xXв (Толстой).
- Детские и молодёжные движения в России.
- Задачи педагогики как науки.
- Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание.
- Исторический и общественный характер воспитания.
- Экологическое воспитание учащихся, его содержание, задачи, методы и формы.
- Понятие о содержании образования, факторы и критерии их отбора.
- Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся.
- Педагогические условия применения индивидуальных эталонов оценки. Воспитательная роль оценки.
- Предмет педагогики, её отрасли. Роль педагогических дисциплин в ряду общественных наук. Связь педагогики с философией, психологией, социологией.
- Сущность и содержание процесса воспитания. Понятия: воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Реализм цели воспитания.
- Цели, задачи и содержание нравственного воспитания. Связь с трудовым, эстетическим и правовым воспитанием. Перечень нравственных качеств личности в трудах Сухомлинского.
- Общение как основа педагогической деятельности. Стили педагогического общения.
- Коллектив как средство воздействия на личность. Основоположник теории коллективизма – Макаренко, её популярность за рубежом.
- Закон жизни коллектива, принципы, этапы (стадии) формирования детского коллектива.
- Педагогические способности, их психологическая структура и виды.
- Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.
- Общая характеристика методов научно-педагогического исследования, педагогический опыт, как арсенал научных и практических решений.
- Психология
- Психологические компоненты и условия усвоения знаний.
- Психологические причины неуспеваемости.
- Особенности личности и мышления неуспевающего учащегося.
- Соотношение обучения и развития.
- Принципы развивающего обучения.
- 1. Обучение на высоком уровне трудности;
- Психологическая сущность проблемного и программного обучения.
- Психологические особенности подростка.
- Мотивы учения. Пути и способы формирования положительной мотивации.
- Психологическая природа табакокурения, алкоголизма и наркомании, их причины и пути профилактики.
- Малые группы, их виды и уровни развития.
- Контроль и оценка знаний учащихся, их роль в обучении и формировании личности. Критерии оценок, значение их соблюдения.
- Возрастные кризисы, их проявления и причины возникновения.
- Трудные подростки. Причины их возникновения и психологические особенности работы с ними.
- Уровень притязаний, самооценка личности, их виды, влияние на формирование личности.
- Понятие о возрасте. Возрастные периодизации, их критерии.
- Психологическая подготовка к супружеской и семейной жизни, как важнейшая задача воспитания. Её основные цели и направление работы.
- Большие социальные группы, их виды и характеристика.
- Стили руководства классом их анализ и оценка.
- Конфликты, их типы и виды. Способы поведения в конфликтных ситуациях и пути выхода из них.
- Биологические и социальные факторы в психическом развитии человека, их учёт при обучении и воспитании.
- Методика преподавания биологии
- Практические методы обучения биологи. Их роль в процессе обучения и воспитания.
- Экологическое воспитание в процессе обучения биологии и его задачи.
- Характеристика словесных методов обучения биологии.
- Классификация биологических понятий в школьном курсе обучения биологии.
- Выбор методов и приёмов в обучении биологии, их сочетание, взаимосвязь и значение.
- Характеристика наглядных методов, их роль в обучении биологии и воспитательном процессе.
- Принцип межпредметных связей и его использование в обучении биологоии.
- Современные виды обучения биологии: развивающее, проблемное, программированное, модульное, мультимедийное.
- Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий.
- Структура урока. Современный подход к реализации урока.
- Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. Общая характеристика методов самостоятельной работы. Работа с учебником, эксперимент.
- Урок – основная форма обучения биологии, его основные функции.
- Внеклассная работа по биологии. Формы и виды внеклассной работы. Содержание и организация в школе внеклассной работы.