logo search
УМК по МПЯ

Перечень вариантов контрольных работ (набор заданий оформляется отдельно, является компонентом учебно-методического комплекса по дисциплине)

1. Соотношение понятий «правило» и «нормы интуитивной письменной деятельности».

2. В чем смысл полемики «грамматистов» и «антиграмматистов» по поводу обучения грамотной речи в начале 20-го века?

3. Каковы истоки интуитивной грамотности?

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов

Общие рекомендации для прохождения курса и отдельных его блоков см. в рабочей программе.

Рекомендации к работе студентов с лекционным материалом: рекомендуется перед прослушиванием лекции по темам, предусмотренным в курсе, ознакомиться с теоретической литературой по заявленной проблеме. Тема следующей лекции называется преподавателем в конце предыдущей. Время между лекциями – две недели. После прослушивания лекции для ее боле успешного освоения рекомендуется перечитать е в тот же день после занятий, выделив цветными пастами (маркерами) основные положения лекции. При подготовке к контрольным аботам и зачету рекомендуется перечитать лекционный материал, структурировав его с помощью помет на полях в соответствии с примерными вопросами для подготовки (см. рабочую программу).

Дополнительные рекомендации для подготовки к практическим занятиям: при освоении научной литературы, предложенной в плане практического занятия, рекомендуется составлять конспект в виде таблицы, которая позволит выявить и систематизировать имеющиеся точки зрения на проблему, проанализировать их и осуществить самостоятельные выводы. Таблица должна предварятья полными выходными данными конспектируемой научной работы.

Вопрос из плана практического занятия

Выписка из научной работы с указанием страниц

Самостоятельные аналитические пометы, направленные на сопоставление этой точки зрения с другой, указание на сходство и различие в интерпретации вопроса в других законспектированных работах (заполнение графы осуществляется после проработки всех рекомендованных к занятию научных статей)

Рекомендации для подготовки к зачету: после освоения дисциплины перед консультацией просматриваются и обобщаются все накопленные в процессе прохождения курса учебные материалы, соотносятся с примерными вопросами для зачета. В ходе консультации к зачету уточняются возникшие в ходе подготовки вопросы, получаются дополнительные рекомендации по источникам, вызвавшим трудности в их понимании. К каждому примерному вопросу к зачету рекомендуется составить план-конспект ответа, соответствующий общей логике раскрытия проблемы (см. логику распределения материала в лекциях, планах практических занятий и коллоквиумов).

Рекомендации для составления конспекта урока:

1. Определить тему урока.

2. Четко сформулировать цели и задачи урока.

3. Определить и продумать пути творческого подхода к уроку.

4. Определить тип урока по цели и форме проведения.

5. Отразить в конспекте методы изучения нового материала:

а) при использовании метода слова учителя привести в конспекте сообщение учителя

полностью;

б) если будет применен метод самостоятельной работы, необходимо четко

сформулировать цель такой работы и задание к ней;

в) при изучении новой темы методом наблюдения и анализа подготовить языковой

материал, вопросы и задания для анализа;

г) для использования метода эвристической беседы следует разработать систему

вопросов и заданий и дать в конспекте предполагаемые ответы на них.

6. Определить приемы создания проблемных ситуаций. Сформулировать

мыслительные задачи.

7. Использовать средства наглядности, представить их в конспекте, описать методику работы с ними.

8. Продумать работу с опорными конспектами, алгоритмами.

9. Определить и использовать пути формирования интереса к урокам русского языка.

10. Отразить в конспекте момент закрепления полученных знаний, планировать использование разнообразных приемов активизации мыслительной деятельности школьников (анализ, синтез, систематизация, обобщение, сопоставление, классификация и др.). Сформулировать цель выполнения учащимися каждого вида работ и вывод, какой необходимо сделать после выполнения этой работы.

11. Продумать организацию коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся.

12. Представить в конспекте формы проверки знаний учащихся:

а) приемы проверки домашнего упражнения;

б) виды опроса.

13. Спланировать домашнее задание и его объяснение на уроке.

14. Продумать, как показать детям результаты их труда.

15. Сформулировать вывод, который должны сделать ученики в конце урока, и

представить методику работы над ним.

16. Подвести итоги урока, выставить и прокомментировать оценки.

Рекомендации для анализа урока по русскому языку:

1. Задачи урока и отбор языкового материала.

1. Какие теоретические сведения должны были усвоить ученики на уроке? Что в этой теории школьникам знакомо, что является новым? Что вызывает особые затруднения у учащихся? На какие знания надо было опираться при объяснении?

2. Какие новые умения и навыки формировались на уроке? Формировалось ли умение применять теоретические знания на практике? Каким образом оно осуществлялось?

3. Какая работа по развитию речи школьников в связи с изучением новой темы проводилась на уроке?

4. Как было организовано повторение на уроке? Какой материал использовался для подробного повторения, какие темы повторялись попутно с изучением нового материала, как связаны они с темой урока?

II. Структура урока.

1. в чем состоит организационный момент урока?

2. Как проводится опрос?

а) виды опроса;

б) содержание вопросов учителя;

в) приемы организации активной работы всех учащихся во время опроса;

г) приемы проверки письменного домашнего задания, насколько они рациональны?

3. Организация работы по изучению новой темы:

а) какие приемы подготовки учащихся к восприятию нового материала использовались на уроке?

б) полнота и глубина освещения изучаемого материала;

в) правильность определений и выводов в лингвистическом отношении;

г) методы и приемы работы учителя (беседа, слово учителя, лекция, работа с учебником, анализ языкового материала, создание проблемных ситуаций, элементы программированного обучения, работа с опорными сигналами и т. п.). Какие из них в большей степени способствуют развитию мыслительных способностей и познавательной активности учащихся?

д) культура речи учителя и учащихся;

е) текстовый материал, используемый в процессе изучения новой темы ( его образовательное и воспитательное значение).

4. Работа по закреплению изученных сведений:

а) система упражнений (разнообразие их, постепенное усложнение заданий, нарастание самостоятельности учащихся при их выполнении);

б) какие из упражнений, приемов работы вызывают интерес у учащихся, желание учиться?

5. Домашнее задание. Как, когда и какое домашнее задание дается?

а) целевая установка;

б) характер задания, степень подготовленности учащихся на уроке и выполнение задания;

в) инструктаж.

6. Как подводились итоги урока?

III. Использование школьного оборудования в процессе урока.

1. Оформление записей на доске и в тетрадях учащихся. Объем записи, четкость, использование графических обозначений.

2. Использование таблиц, схем, раздаточного материала, перфокарт, сигнальных карточек. Целесообразность и методическая правильность их использования.

IV. Дисциплинированность учащихся, устойчивость их внимания, интерес к уроку, активность. Какими средствами они поддерживаются?

V. Манера общения учителя с учащимися. Умение сочетать работу одного ученика с работой класса. Индивидуальная работа на уроке. Использование дифференцированных заданий.

VI. Как выставляются оценки? Когда, сколько, за какие виды работ? Как комментируются?

VII. Достигнута ли основная цель урока? Если нет, то почему?

VIII. При анализе урока необходимо соблюдение педагогического такта и максимальной доброжелательности (проанализировать и обсудить урок надо так, чтобы учитель желал посещения его урока).

Рекомендации для самостоятельной работы см. в рабочей программе.