5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
Русская культура традиционно литературоцентрична. И в XIX веке Европа узнавала её, в первую очередь, по произведениям Толстого и Достоевского (последний поразил европейский мир задолго до Фрейда погружением в человеческое подсознание), тогда как достойные мировой славы Суриков и Врубель невольно оставались в тени. В начале века XX, когда великая литература оказалась чуть в прошлом, живописцы, русский театр буквально «завоевали» искушенную Европу. Художники: Бенуа, Бакст, Добужинский, Сомов и другие мирискусники10 в своем творчестве соединяли художественную культуру века XIX и XX, России и Европы. Они ратовали за подлинное искусство, а не «поэтику смазного сапога» (псевдонародность). Тем не менее, это не помешало им посвятить первый выпуск своего богато иллюстрированного журнала «Мир искусства» «передвижнику» Васнецову. Так же не могли не поразить европейский мир «театральные сезоны» С. Дягилева с А. Павловой и С. Лифарем, выставки М.Шагала, эксперименты В. Кандинского, К. Малевича и др. Эти и другие культурные процессы начала века свидетельствовали о сближении, взаимопознании и взаимообогащении русской и европейской культур.
В первые десятилетия XX века Россия оказалась в центре мировой истории. И хотя, как было отмечено, Европа к тому времени уже имела кровавый опыт революции, насилия и разрушения великих традиций, тем не менее идеи декларированной свободы, равенства, братства вдохновили прогрессивное движение всего мира; а победа русской революции представлялась многим воплощением великой мечты.
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47