logo search
otvety_yurpsikh

2. Методы изучения личности.

1. Метод беседы (интервью). Назначение в том, чтобы в процессе общения в психологически благопри­ятной обстановке получить необходимую информацию. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям или людям.2. Метод наблюдения - преднамеренное, систематизированное и целенаправленное восприятие психологических явлений с целью изучения их изменений в определенных условиях. В психологии различают по характеру взаимодей­ствия — включенное (следователь входит в социальную ситуацию в качестве её участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения) и невключенное (со стороны). Используется, например следователем во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, сле­дователь наблюдает за поведением лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого меняет тактику поведения.3. Метод самонаблюдения (интроспекции) - исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим за собой и фиксирующим все, что с ним происходит. 4. Экспериментальный метод направлен на изучение психологических явлений в специально созданных для этого условиях. Используется при проведении исследования психи­ческих процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, вни­мания. Эксперименты делятся на лабораторные и естественные. При естественном эксперименте человек не осведомлен о том, что он в нем участвует и воспринимает все происходящее как подлинное событие. Разновидность лабор. экспериментов – метод тестов. 5. «Биографический» метод - сбор сведений о фактах и событиях, имеющих значение в жизни человека (сведения о родителях, социальной среде, в которой он воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе, интересах).

7. Метод составления психологического портрета преступни­ка (ППП) Нахождение ответов на вопросы: что, каким обра­зом и почему произошло на месте происшествия, обычно приводит к определению кто, мог совершить данное преступление.8. Метод тестов. Тест – проба, испытание. Применение: отбор сотрудников ОВД, судей, персонала в прокуратуру; судебно-психологические экспертизы; криминалистическая психология, изучение личности преступника.1. психолого-физиологические - исследуются показатели работы нервной системы. При диагностике стресса выявляют повышенное содержание в крови адрена­лина. 2. личностные тесты в виде вопросников - оценка индивидуально-психологических осо­бенностей личности путем получения односложных от­ветов на определенные вопросы.

а. 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла. Содержит 16 шкал — факторов, диагностирующих лич­ностные особенности обследуемых. Каждый фактор биполя­рен и позволяет судить о степени выраженности определенного свойства личности.

б. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ).

Состоит из оценочных шкал, позволяющих опре­делить степень надежности результатов, и десяти шкал, раскрывающих структуру личности обследуемо­го (шкала: самоконтроля, депрессии, эмоциональной лабильности, импульсивности, мужественности — женственности, ригидности, тревожности, индивидуальности, оптимистичность, интроверсии — экстраверсии).

3. интеллектуальные - исследуется интеллектуальный уровень развития человека

а. шкала А. Бине (IQ) - коэффициент умственного развития.

б. «Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых» (WAIS).

в. Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена. не зависит от образова­тельного уровня испытуемых. Он предназначен для исследования интеллекта субъекта, выявления его способности логически мыслить. Матрица представляет собой графическое изображение, в котором имеется пробел, и набор фигур-вставок, одна из которых, если ее поместить в этот пробел, восста­навливает логическую целостность всего изображения.

4. Проективные тесты. Проекция - психический процесс бессознательного приписывания другим людям своих собственных качеств, состояний, взглядов, идей.а. Тематический апперцептивный тест (ТАТ). При предъявлении таблиц испытуемому предлагаются картинки к которым надо придумать рассказ, в котором нашло бы отражение то, что думают и чувствуют ее персонажи.б. Методика чернильных пятен Роршаха. Предъявляя испытуемому таблицы с пятнами, психолог просит рассказать его, что он видит, на что может быть похоже пятно.в. Методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. На карточках изображены рисунки двух-трех людей, один из которых обращается к другому. Испытуемому предлагается отве­тить на обращение одного из участников диалога первыми пришедшими ему в голову словами.Требования к тестам:1. Надежность (надежность обозначает то, что тест позволяет получить одни и те же результаты независимо от количества опрашиваемых и контингента)2. Валидность ( демонстрирует соответствие тому, для чего предназначен тест).