logo search
диплом

1. Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения.

1.1. Понятие духовно – нравственного воспитания и развития.

Духовно-нравственное воспитание — в системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

1.2. Значение духовно-нравственного воспитания школьников в трудах педагогов прошлого.

Рассмотрим как пример технологию «жесткого» коллективного воспитания великого педагога А.С. Макаренко,[15] технологию гуманного коллективного воспитания педагога В.А. Сухомлинского и современные тенденции, и принципы организации воспитательной деятельности в общеобразовательной школе разработанные ведущими специалистами страны в области педагогики и воспитания (О.И. Аладко, О.В. Арепьев, Т.В. Барыбина, Н.С. Григайтес, А.В. Денисюк, О.Н. Шаверская и т.д.).

Технология «жесткого» коллективного воспитания А. С. Макаренко с современных гуманистических позиций может быть названа «жесткой»; это отражение сталинского социализма в воспитании; приоритет общественного над личным, принуждение через коллектив, рассмотрение личности, как средства достижения общественных целей. Однако многие её стороны не потеряли актуальности и могут быть взяты «на вооружение»: высокая ответственность дисциплинированность личности, гражданские качества и многие другие, не говоря о золотых открытиях методики формирование коллектива.

Продуктивность и долголетие этих идей Макаренко[15] во многом обуславливаются тем, что он строил свою деятельность на знании и использовании психологических особенностей юношеского и подросткового возраста, которому свойственны стремления к самоутверждению и созиданию, оптимистическому взгляду на мир, мажорное восприятие жизни.

Первая цель воспитания – формирование коллектива. Главный итог воспитания – общественная направленность личности.

- характер (дисциплинированность, трудолюбие, инициатива)

- внешнее проявление (смелость, мужественность, долг, честь и др.)

- внутренняя убежденность (честность, коллективизм)

- политическое воспитание (патриотизм, преданность Родине и др.)

-знания (опыт, квалификация, грамотность, образованность).

«Я под целью воспитания, – писал Макаренко, – понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера. При этом в понятие характера вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений, и внутренней убежденности и политическое воспитание и знание – решительно всю картину человеческой личности»

Коллектив, по мнению Макаренко не подавление внутреннего человека, а возможность воспитания всех его проявлений.

Только создав единый общественный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения. Таким образом, в воспитательных учреждениях Макаренко интересы коллектива – абсолютны, права личности – относительны.

Основная и коллективообразующая деятельность – труд. Труд сам по себе не воспитывает, воспитывает его смысл.

Принцип целесообразности содержания жизнедеятельности коллектива: чередование учебы, труда, политико-воспитательной работы, физического воспитания и гигиены, культурного быта, игры.

Дисциплина, указывал Макаренко, должна быть сознательной. Люди должны понимать, что это такое и для чего нужно. Воспитанники должны понимать следующее:

1. Дисциплина помогает коллективу лучше и быстрее достигать своих целей.

2. Она нужна для воспитания каждого, воспитывает умение преодолевать трудности выполнять трудные работы и даже подвиги.

3. Дисциплина выше интересов отдельных членов коллектива.

4. Она украшает коллектив.

5. Дисциплина ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой личности.

Наказание – законно и необходимо, но оно не должно быть унижением, насилием.

Технология А.С. Макаренко воспроизводилась и использовалась в России и за рубежом. Ее жизненность была доказана в опыте, замечательных последователей Макаренко: Г.М. Кубракова, Н.П. Дубинина, А.А. Захаренко и др.

Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского[27] преследует гуманистическое начало в воспитании: опору на положительное в ребенке, поощрение самостоятельности и творчества, отсутствие жесткого регламента познания.

Главная цель – нравственно-воспитательный мыслитель, любящий Родину и свободу.

В основании нет главного и второстепенного, (как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.)

Эстетические, эмоциональные начала в воспитании: внимание к природе, красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общение детей, чувство удивления. По мнению В.А. Сухомлинского, ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь.

«Трагедия нашего воспитания состоит в том, что ясно лишь исправляем недостатки, в то время как нужно находить и взращивать достоинства, и тогда их бурная поросль заглушит сорняки недостатков».

Коллектив – это содружество единомышленников, содружество гражданское, идейное, творческое, трудовое, в которое каждый приносит что-то для обогащения его духовной жизни, и из общего каждый что-то берет для полноты своей личной духовной жизни, для полноты своего счастья. Решающими стимулами, одухотворяющими жизнь коллектива, становится не организация и управление, ответственная зависимость, а богатство духовной жизни, полнота интересов, взаимный обмен духовными богатствами.

На личность огромное влияние оказывает коллектив, но и нет коллектива, если нет многогранного духовного богатого мира, составляющих его личность[25].

В.С. Мухина подчёркивает, что поступление в школу существенно меняет образ жизни, содержание и организацию деятельности ребёнка. Новая позиция ученика, новая учебная деятельность, ежедневные учебные обязанности, новые ситуации, с которыми приходится сталкиваться в школе – всё это связано с определёнными правилами, нормами, которыми необходимо руководствоваться, чтобы соответствовать представление о “школьнике”, “ученике”. В повседневном взаимодействии с учащимися педагог знакомит их с этими правилами, учит действовать в соответствии с ними. Здесь определённая нравственная ценность как бы “спаяна” с конкретной ситуацией. Ребёнок часто поднимается до обобщений, до осознанных представлений о нравственных ценностях как ориентирах достойного поведения, достойных отношений с людьми. Такое обобщений – одно из необходимых звеньев нравственного развития.

Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра.

К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особенно подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы развития индивидуальности. В статье “О нравственном элементе в воспитании” он утверждал, что нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития. Этическое воспитание важнее, чем развитие ума вообще, наполнение головы знаниями. Можно добавить, что образование ума невозможно без развития нравственного сознания и опыта претворения в жизнь нравственных ценностей и устремлений.

1.3. Задачи духовно-нравственного воспитания и развития школьника в «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России»

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

- личностная культура;

- социальная культура;

- семейная культура.

Личностная культура – это:

- готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – «становиться лучше»;

- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Семейная культура – это:

- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культура – это:

- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

- вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

- адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;

- готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;

- забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

Воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов.

3. Духовно-нравственное развитие

гражданина России

Законом Российской Федерации «Об образовании»5 установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. «В демократической России не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое гражданское согласие здесь может быть только добровольным. Но именно поэтому так важно его достижение по таким коренным вопросам, как цели, ценности, рубежи развития, которые желательны и привлекательны для подавляющего большинства россиян. Одна из основных причин того, что реформы у нас идут так медленно и трудно, заключается именно в отсутствии гражданского согласия, общественной консолидации».

Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Духовно-нравственное развитие гражданина России обеспечивает развитие страны, процесс ее глубокой модернизации в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.

Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.

Основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие гражданина России является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания и социализации, такими, как семья, институты гражданского общества, конфессии, общественные организации, СМИ.

Носителями ценностей и традиций являются народы России. Соответственно задача духовно-нравственного развития гражданина России должна быть осуществлена путем последовательной интеграции личности обучающегося в культуры составляющих российское общество народов и мировую культуру, приобщение обучающихся к изуению существующих в с в нашей стране религиозные традиций.

Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

- семейной жизни;

- культурно-регионального сообщества;

- культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей традиционных российских религий;

- российской гражданской нации;

- мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая:

- общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;

- условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Открытость миру, диалогичность с другими культурами – важное свойство духовно-нравственного развития гражданина России.

4. Ценностные установки обучения и воспитания

в системе общего образования.

Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек»7. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Критерием систематизации базовых национальных ценностей, разделения их по определенным группам являются источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но также для организации жизни в нашей стране. Эта система определяет самосознание российского народа, расставляет приоритеты общественного и личностного развития, определяет характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни. Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны.

Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: «Мы – российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом.