Литература о вокальной музыке
Специфика вокальной музыки Анализ вокальных произведений / Отв. ред. О. Коловский. - Л., 1988. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1-3. - М., 1972-1978. Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. - М., 1978. Ручьевская Е.А. Слово и музыка. - Л., 1960. Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б. О поэзии. - Л., 1969.
Tinck, Henry J. Songs and song-writers
Вокальная литература Краткий оперный словарь. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. - М., 1956. Левашова О.Е. Вокальная камерная музыка // История русской музыки в 10 т.; том IV: 1800-1825. - М., 1986, с. 209-235. # См. также другие разделы Рабинович В. Русский романс. - М., 1987. (Вступительная статья). Яковлев. Глинка и Пушкин Овчинников М.А. Творцы русского романса, вып. 2. - М., 1992. Васина-Гросман В. Мастера советского романса. - М., 1980.
Meister, Barbara. An Introduction to Art Song. - 1980.
История вокального искусства Агин М.С. Вокально-энциклопедический словарь, т. 1-5. Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX - первой половины ХХ века. - М., 1995. - 328 с. (Глава II) Львов М.Л. Из истории вокального искусства. - М., 1964. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели [пер. с итал.]. - Л., 1972.
Барсов Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. - Л.: Музыка, 1982. Пенинская Л.С. Основы русской школы пения. - СПб., 1908. Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском пении. - М., 1964.
Варламов А.Е. Полная школа пения. Редакция и комментарии проф. В.А.Багадурова. - М.: Музгиз, 1953. - 107 с. Багадуров В.А. А.Е.Варламов как певец и вокальный педагог // Варламов А.Е. Полная школа пения. - М.: Музгиз, 1953. - С. 3-6.
Глинка. Школа пения. СМ, 1953. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И. Глинки. - Л.: Музыка, 1968.
Ломакин Г. Краткая метода пения. - СПб., 1878. Ломакин Г. Руководство к обучению пению в народных школах. - СПб., б.г. Горяйнов Ю.С. Г.Я.Ломакин. - М., 1984.
Мазурин К. (Конец 19 века) Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения
Ливанова Т.Н. Оперная критика в России. Т. 1-2. - М., 1967. Шаляпин Ф.И. (1873-1938) Маска и душа // Литературное наследство. Письма. Т. 1. - М., 1957. Бихтер М. Листки из воспоминаний // С. М., 1959, № 12. [Ф. Шаляпин] Лебединский Л. Шаляпин поёт песню" Прощай, радость" // С. М., 1968, № 4, с. 72-75. Нелидова-Фивейская Л. Из воспоминаний о Шаляпине // С. М., 1959, № 1. Нежданова А.В. (1873-1950) Материалы и исследования. - М., 1967. Гринберг М. Из материалов о Неждановой // С. М., 1959, № 11. Левик С. (1883-1967) Записки оперного певца. - М.: Искусство, 1965. Обухова Н.А. (1886-1961) Поляновский Г. Лемешев С.Я. (1902-77) Путь к искусству. - М., 1982. Умный талант //С.М., 1962, № 5. Александрович М. (1914-) Я помню... Вишневская Г. (1926-) История жизни Нестеренко Е.Е. (1938-) Размышления о профессии. - М., 1985. Гусев А.И. Е. Нестеренко. - М., 1980. Елена Образцова (1939-). Записки в пути. Диалоги.
Ярославцева Л.К. История зарубежного исполнительства (лекции) Дюпре. Искусство пения Ламперти Ф. Искусство пения по классическим преданиям. - М., 1913. Lamperti F. Guida teorico-pratico-elementare per lo studio del canto. - Mil., [s.a.] Lamperti F. Studi di bravura per soprano. - Mil., [s.a.] Lamperti G.B. Die Technik des Belcanto. - B., 1905. (совм. с М. Хайдрихом). Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. - Л., 1967. Дель Монако Марио. Моя жизнь, мои успехи Каллас Мария. Материалы о певице Марии Каллас Доминго Пласидо. Мои первые сорок лет Шенко Рена.
Оперное исполнительство Альшванг А. А. Памяти Константина Сергеевича Станиславского // Альшванг А. Избранные статьи. - М.: Совесткий композитор, 1959. - С. 308-313. Гусева Е. С. Работа оперного певца над художественным образом (реферат). - М., 1998. Жданов. Мышление оперного певца. Музыкальное исполнительство. Сборники статей №№ 7, 8 (звукозапись) и др. Румянцев П. И. Станиславский и опера. - М., 1969. Советская музыка (рубрика "Исполнительское искусство" - отдельные статьи) Станиславский - реформатор оперного искусства. Материалы, документы, [сост. Г. В. Кристи, О. С. Соболевская]. - М., 1988.
Dumesnil R. L`opera et l`opera-comique
Искусство пения, вопросы вокального образования Музыкальная энциклопедия, статьи: Голос Пение
Агикян Г.С., Елизарова Г.Н. Вокальное воспитание детей // Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведний / РАМ им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова. - М., 1994. - С. 58-61. Агин М.С. Физиологичесик основы вокальной методики // Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведний / РАМ им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова. - М., 1994. - С. 9-14. Алексеева Л.А. О комплексной природе вокально-исполнительского искусства и задачах музыкально-теоретического образования певцов // Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования / Труды Моск. гос. консерватории. - М., 1986. - С. 86-*. Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. - М.; Л.: Музгиз, 1952. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. - М., 1953. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1-3. - М., 1929-1937. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики, 2/М.,1956. Барсов Ю.А. Креативность личности как необходимое условие для овладения искусством пения // Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / РАМ им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова. - М., 1994. - С. 15-20. Беляева А.П. Начальное обучение и психологические особенности занятий этого периода // Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведний / РАМ им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова. - М., 1994. - С. 28-31. Вопросы вокального образования. - Чебоксары, 1992 / РАМ им. Гнесиных. Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведний / РАМ им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова. - М., 1994. - 72 с. Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1. - М.: Музыка. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М., 1962. Григорьева А.Н. Некоторые вопросы камерного исполнительства // Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведний / РАМ им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова. - М., 1994. - С. 39-42. Гусева Е.С. Вокальное исполнительство (реферат) - М., 1998. Гусева Е.С. Музыкальное исполнительство (реферат) Гусева Е.С. Работа оперного певца над худоджественным образом (реферат). - М., 1998. Далецкий О.В. Обучение певца-любителя: Учебное пособие. - 1990. Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. - М., 1964. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. - М., 1962. Дмитриев Л.Б. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 7. - М.: Музыка, 1984. Дмитриев Л. Б. Методика постановки голоса Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М., 1968. Додонов А. М. Современное преподавание и правильная постановка голоса. - М., 1904. Доливо А. Певец и песня. - Музгиз, 1948. Зданович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики. - М., 1965. Живов Л. Спустя двадцать лет // С. М., 1972, № 5, с. 73-74 [о Гоар Гаспарян] Казанцева Н. На вокальных вечерах // С.М., 1981, № 11. Кравченко ** Секреты бельканто Лебединский Л. Шаляпин поёт песню "Прощай, радость" // С. М., 1968, № 4, с. 72-75. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. - Л., 1977. Мещеркин А. П., Оленчин Н. Н. Исследование физических параметров певческого голоса // Сб. трудов МГИМ им. Шнитке. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. - Л., 1977. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. - М.; Л.: Музыка, 1965. Морозов В.П. Исследование типологических особенностей тембра голоса басов, баритонов и теноров / Труды ЛНИИ уха, горла. носа и речи. - Л., 1974. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л., 1967. Морозов В.П. Исследование певческого голоса на базе Вычислительного центра МГК // MUSOBR2 Из тематики выступлений Музехольд А. Акустика и механика человеческого голосового органа. Назаренко И.К. Искусство пения. - М., 1963. * 3/М., 1968. Нестеренко Е. Размышления о профессии. - М: Искусство, 1985. Переверзев Н. Исполнительская интонация. - М.: Музыка, 1989. Петрова Л. А. Действенный анализ текста в вокальном произведении // Сб. трудов МГИМ им. Шнитке. Профессисональная подготовка студента-вокалиста. Развитие детского голоса. - М., 1963. Сонки С. Теория постановки голоса (в связи с физиологией органов воспроизводящих звук и методика сольного пения, тут же практические советы учащимся пению и артистам). - Л.: Тритон, 192?. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М., 1992. # (Детская вокальная педагогика. Вокальный слух у детей) Шендерович Е. Развивать камерное пение // С.М., 66, № 10 Шохман Г. Как трудно быть певцом // С.М., 1981, № 11. Шпиллер Н. Постижение мастерства // С. М., 1972, № 5, с. 72-73 [о Г. Писаренко] Шпиллер Н. Наша общая забота // С.М., 1981, № 11. Юссон Р. Певческий голос, [пер. с франц.]. - М., 1974. Яковлева А. В.М.Зарудная-Иванова - педагог // Вопросы музыкально-го исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 247-265. Яначек Л. Практическое руководство по обучению пению.
Luchsinger R., Arnold G.E. Lehrbuch der Stimm- und Sprachheilkunde. - 2/W., 1959. Mancini, Roland. L`art du Chant. Meister, B. Introduction to the Art Song (1980) - Введение в художественный романс. Tarneaud J., Seeman M. La voie et la parole. - P.,1950. Vennard W. Singing; the mechanism and the technic. - 5/N.Y., 1968.
Вокальная фонетика Акиншина А., Барановская С. Русская фонетика. - М.: Русский язык, 1980. Астрова Л.И. О произношении в пении // Профессиональная подготовка студента-вокалиста. Сб. трудов. Вып. 115 / ГМПИ им. Гнесиных. - 1990. Астрова Л.И. Фонетика немецкого языка. Учебные задания для студентов вокального факультета. Ч. 1 (вводный курс) / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1984.
Сценическая подготовка певца Покровский Б. Воспитание артиста-певца и принципы К. С. Станиславского // С.М., 1972, № 1, стр. 59-64. Вагнер Р. Избранные работы. - М.: Искусство, 1978. [Опера и драма, с. 262-493; Об актерах и певцах, с. 567-624] Жданов В.Ф. Совершенствование образного мышления оперного певца в процессе обучения: Автореф. - М., 1993. Нестор И. Здесь рождается будущее // С.М., 1972, № 1, стр. 65-71. [Наблюдения над занятиями Б.А.Покровского с будущими режиссерами музыкальных театров] Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1-2. - М.: Искусство, 1951.
Теоретическое вопросы вокальной музыки Гольдберг Л.А. Принципы строения вокальных циклов. Учебное пособие. - Л., 1972. - 17 с. Зыкова Л.Ю. Структурные особенности жанра камерного вокального цикла в его исторической эволюции: XIX - XX вв. - от Ф.Шуберта до Д.Шостаковича: Автореф. - А.-А., 1994. Лаврентьева И.В. Вокальные жанры в курсе анализа музыкальных произведений. - М., 1978. - 77 с. Ручьевская Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала ХХ века. - М.; Л., 1966. - 111 с. Ручьевская Е.А. Слово и музыка. - Л., 1960. - 56 с.
Con, Edward. Word into music: The composer`s aproach to the text: Sound and poetry. - N.Y., 1957. - S. 3-15.
История вокальной музыки ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА Васина-Гроссман В.А. Романтическая песня XIX века (Австрия, германия). - М., 1956. - 352 с.
РОССИЯ Овчинников М.А. Творцы русского романса. Вып. I. - М., 1988. - 159 с. / Вып. II. - М., 415 с. Русский романс / Сост., вст. ст. и комментарий В.Рабиновича. - М., 1987. - 640 с. Соболева Г.Г. Русский романс. - М., 1980. - 112 с. * М., 1995. - 96 с. Левашова О.Е. Народные истоки бытового романса. Песенные сборники Д.Н.Кашина, И.В.Рупина, Л.Л.Гурилева // История русской музыки, т. 5. - М., 1981. Долгушина М.Г. Камерная вокальная культура Петербурга первой трети XIX века: Автореф. - СПб, 1995. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. - М., 1956. - 352 с. Хвоина О.Б. Камерно-вокальные жанры в России пушкинской поры. К проблеме романтизма в русской музыке: Дис. - М., 1994. - 229 с. Васина-Гроссман В.А. Мастера советского романса. 2 изд. - М., 1980. - 314 с. Курышева Т.А. Камерный вокальный цикл в современной советской музыке: Вопросы жанра, принципов дрпаматургии и композиции. На материале произведений Д.Шостаковича, Г.Свиридова, Ю.Шапорина, М.Зариня: Дис. - М.; Рина. - 1968. Шевляков Е.Г. Лирика в русском советском романсе 60 - начала 70-х годов: Идеи, образы, жанры: Дис. - Л., 1977. 168 с. Крылова А.В. Советский камерно-вокальный цикл периода 70-х - начала 80-х годоа (К проблеме эволюции жанра): Дис. - М., 1983.