Современный кризис образования
Коренным образом изменяется институт образования в индустриальном обществе. Эти изменение было обусловлено нуждами науки, научно-технического прогресса, изменениями в культуре и жизни людей. Образование постепенно становится доступной широким слоям населения. Распространяется сеть средних и специальных школ, значительно увеличивается количество высших учебных заведений.
Не полная, а потом и полное среднее образование становится необходимым условием получения профессии в основных областях промышленности. Коренным образом изменяется и сущность образования. Если в доиндустриальный период ее было ориентировано главным образом на сохранение и воспроизведение культуры, опыта и знаний предыдущих поколений, то в индустриальном обществе образование становится активным элементом, ключевым фактором общего прогресса, культурных и социальных изменений. Образование дает невиданную раньше отдачу. Прирост национального дохода за счет капиталовложений в сфере образования достигает 40-50%.
Современное образование превратилось на дифференцированную, многоступенчатую систему, которая дает возможность человеку постоянно работать и осваивать раньше приобретенные человечеством знания и привычки. Она стала определяющим фактором в процессе социализации личности, формировании ее социального статуса, который определяется престижностью профессии. Добытое образование в значительной мере определяет дальнейшую карьеру человека, ее место в жизни.
Социология изучает образование как относительно самостоятельную социальную систему, целью которой является систематическое обучение и воспитания членов общества, ориентированное на овладение ими определенных профессиональных и научных знаний, моральных ценностей, умений, привычек, норм поведения, содержание которых определяется политическим устройством общества, социально-экономическим уровнем его развития.