Задания
1. К базовым образовательным технологиям деятельностного характера относят: обучение на основе «учебных ситуаций», проектная деятельность, уровневая дифференциация, информационные и коммуникационные технологии, игровые технологии, технология развития критического мышления на основе чтения и письма. В чем особенность каждой из этих технологий? Какие еще технологии деятельностной направленности вам известны?
2. Из перечисленных терминов и понятий составьте пары и объясните принцип их составления: форма обучения, индивидуальное обучение, фронтальное обучение, познавательная деятельность, психофизиологические особенности, познавательные интересы, наглядность, решение задачи, рассеянность внимания, обязательная программа, вариативное содержание, образовательные потребности, методические принципы.
3. Какое отношение к педагогическим технологиям, на ваш взгляд, имеет высказывание Бернарда Шоу: «Золотое правило заключается в том, чтобы не иметь золотых правил»?
4. В зарубежных исследованиях существуют несколько взглядов на роль учителя при реализации технологического подхода:
- заменить его каким-нибудь обучающим устройством;
- свести его роль к простому воспроизведению технологии, т.е. учитель – пассивный исполнитель некоторого дидактического проекта. Разделяют ли отечественные исследователи эти мнения? Приведите примеры. А какова, по вашему мнению, роль учителя при осуществлении технологического подхода к обучению?
5. Познакомьтесь с приведенными ниже высказываниями. Согласны ли вы с ними? Ответ обоснуйте.
«Вопрос, задаваемый педагогом детям, - это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога с учащимися; можно познать самого педагога, ибо вопрос - это почерк его педагогического мастерства» Ш.А. Амонашвили:
«Главное в рассказе учителя заключается в том, смотрит ли учитель или лектор на свой предмет как на нечто завершенное... или разрабатывает его как подлежащий еще исследованию, рассмотрению, установлению. В первом случае даются положительные ответы раньше, чем были предложены вопросы, и обыкновенно раньше, чем у учеников возбуждено желание задавать вопросы... Во втором случае, наоборот, общее и частное в изложении облекается в вопросы, ответы на которые жаждет ученик, потому что он сам их себе задал» А. Дистервег.
6. Что вы понимаете под познавательной активностью? Проблемностью? Проблемной ситуацией? Проблемной задачей? Проблематизацией? Проблемой? В чем, на ваш взгляд, суть исследовательского метода? Связан ли он с проблемным обучением?
7. Ознакомьтесь с технологией деятельностного метода обучения (автор – Л.Г. Петерсон). Что общего и в чем отличие этой технологии от пробдемно-диалогической технологии?
8. Проанализируйте собственный опыт. Какие элементы проблемно-диалогической технологии используются на занятиях в вашем вузе? Приведите примеры. Какие элементы этой технологии не используются, но могли бы?
9. Информационно-образовательная среда (ИОС) включает в себя следующие компоненты:
информационные образовательные ресурсы;
компьютерные средства обучения;
современные средства коммуникации;
педагогические технологии, обеспечивающие обучение в современной информационно-образовательной среде
Дайте характеристику каждого из них.
10. Изучите схему и подготовьте выступление на тему «Информационно-образовательная среда необходимое условие реализации ФГОС».
11. Как вы думаете, изменится ли роль участников образовательного процесса (учитель, ученик) в процессе использования ИОС? Если да, то как? Приведите примеры и аргументы.
12. Изучите программу формирования ИКТ-компетентности. Выпишите название основных разделов и краткое их содержание. Подумайте, как эта программа должна быть реализована в образовательном процессе?
13. Используя материалы сайта http://www.nmc.org/publications/2010-horizon-report (отчет Международного консорциума New Media Consortium (NMC) 2010 г.), дайте характеристику технологий, определяющих будущее образования:
Мобильные технологии (Mobile Computing)
Открытый контент (Open content)
Электронные книги (Electronic Books)
Дополненная реальность (Augmented reality)
Сенсорные интерфейсы (Gesture based computing)
Визуализация данных (Visualdataanalysis).
14. Можно ли отнести к признакам современного урока следующие высказывания:
- Ученик – субъект учебной деятельности;
- Разнообразие источников знания;
- Динамичность структуры урока;
- Поддержка инициативы ученика;
- Формулирование целей индивидуальной или коллективной деятельности;
- Критериальное оценивание.
Ответ обоснуйте.
15. Проанализируйте конспекты уроков с использование технологии развития критического мышления:
А) предмет «Окружающий мир» (2 класс). Учитель Стовбун Е.Н., МОУ ГИМНАЗИЯ №1, г.СОЧИ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Содержание
- 1. Структура и содержание учебно-методического комплекса дисциплины
- 4. Формы и методы обучения…………………………………………………34
- 5. Структура и содержание самостоятельной работы студентов………..35
- 7. Содержание и порядок проведения входного и текущего
- 1. Структура и содержание учебно-методического комплекса дисциплины
- 1.2 Место дисциплины в структуре ооп:
- 1.3 Требования к результатам освоения дисциплины:
- 2. Объем дисциплины
- 2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2.3 Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1 Программа дисциплины
- Раздел 1. Общие положения курса
- Тема 1. Цели и задачи начального общего образования. Концепция и структура фгос ноо.
- Раздел 2. Программы начального общего образования
- Тема 2. Основная образовательная программа начального общего образования
- Тема 3. Характеристика основных образовательных систем и программ начальной школы
- Тема 4. Технологии в начальном общем образовании образования
- Раздел 3. Внеурочная и проектная деятельность младших школьников
- Раздел 2. Программы начального общего образования
- Тема 2. Основная образовательная программа начального общего образования Вопросы для обсуждения
- Задания
- Тема 3. Характеристика основных образовательных систем и программ начальной школы Вопросы для обсуждения
- Задания
- Тема 4. Технологии в начальном общем образовании образования Вопросы для обсуждения
- Задания
- Тема урока: «Разнообразие животных»
- Животный мир Краснодарского края
- Раздел 3. Внеурочная и проектная деятельность младших школьников Тема 5. Организация внеурочной и проектной деятельности младших школьников Вопросы для обсуждения
- Задания
- Описание проектной задачи
- Страница 1. «Безопасность»
- Страница 2. «Режим дня второклассника»
- Страница 3. «Мой досуг»
- Страница 4. «Домашние питомцы»
- 4. Формы и методы обучения
- 5. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 5.1 Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- 5.2 План-график самостоятельной работы студентов
- 5.3 Методические рекомендации
- Признаки эссе
- Структура эссе
- При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
- Методические рекомендации по анализу урока
- 6. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 6.3 Материально-техническое обеспечение
- 7. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 7.1 Содержание и формы проведения входного контроля
- 7.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 7.2.1 Формы текущего контроля знаний
- 7.2.2 Критерии оценки сформированности компетенций
- Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза
- 7.2.3 Вопросы и задания к зачету Вариант контрольной работы (модельный образец)
- Образовательные программы начальной школы
- 614090, Г.Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71