logo search
УМК Программы начальной школы

Задания

1. К базовым образовательным технологиям деятельностного характера относят: обучение на основе «учебных ситуаций», проектная деятельность, уровневая дифференциация, информационные и коммуникационные технологии, игровые технологии, технология развития критического мышления на основе чтения и письма. В чем особенность каждой из этих технологий? Какие еще технологии деятельностной направленности вам известны?

2. Из перечисленных терминов и понятий составьте пары и объясните принцип их составления: форма обучения, индивидуальное обучение, фронтальное обучение, познавательная деятельность, психофизиологические особенности, познавательные интересы, наглядность, решение задачи, рассеянность внимания, обязательная программа, вариативное содержание, образовательные потребности, методические принципы.

3. Какое отношение к педагогическим технологиям, на ваш взгляд, имеет высказывание Бернарда Шоу: «Золотое правило заключается в том, чтобы не иметь золотых правил»?

4. В зарубежных исследованиях существуют несколько взглядов на роль учителя при реализации технологического подхода:

- заменить его каким-нибудь обучающим устройством;

- свести его роль к простому воспроизведению технологии, т.е. учитель – пассивный исполнитель некоторого дидактического проекта. Разделяют ли отечественные исследователи эти мнения? Приведите примеры. А какова, по вашему мнению, роль учителя при осуществлении технологического подхода к обучению?

5. Познакомьтесь с приведенными ниже высказываниями. Согласны ли вы с ними? Ответ обоснуйте.

«Вопрос, задаваемый педагогом детям, - это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рас­смотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога с учащимися; можно познать самого педагога, ибо вопрос - это почерк его педагогического мастерства» Ш.А. Амонашвили:

«Главное в рассказе учителя заключается в том, смотрит ли учитель или лектор на свой предмет как на нечто завершенное... или разрабатывает его как подлежащий еще исследованию, рассмотрению, установлению. В первом случае даются положительные ответы раньше, чем были предложе­ны вопросы, и обыкновенно раньше, чем у учеников возбуждено желание задавать вопросы... Во втором случае, наоборот, общее и частное в изложе­нии облекается в вопросы, ответы на которые жаждет ученик, потому что он сам их себе задал» А. Дистервег.

6. Что вы понимаете под познавательной активностью? Проблемностью? Проблемной ситуацией? Проблемной задачей? Проблематизацией? Проблемой? В чем, на ваш взгляд, суть исследовательского метода? Связан ли он с проблемным обучением?

7. Ознакомьтесь с технологией деятельностного метода обучения (автор – Л.Г. Петерсон). Что общего и в чем отличие этой технологии от пробдемно-диалогической технологии?

8. Проанализируйте собственный опыт. Какие элементы проблемно-диалогической технологии используются на занятиях в вашем вузе? Приведите примеры. Какие элементы этой технологии не используются, но могли бы?

9. Информационно-образовательная среда (ИОС) включает в себя следующие компоненты:

Дайте характеристику каждого из них.

10. Изучите схему и подготовьте выступление на тему «Информационно-образовательная среда необходимое условие реализации ФГОС».

11. Как вы думаете, изменится ли роль участников образовательного процесса (учитель, ученик) в процессе использования ИОС? Если да, то как? Приведите примеры и аргументы.

12. Изучите программу формирования ИКТ-компетентности. Выпишите название основных разделов и краткое их содержание. Подумайте, как эта программа должна быть реализована в образовательном процессе?

13. Используя материалы сайта http://www.nmc.org/publications/2010-horizon-report (отчет Международного консорциума New Media Consortium (NMC) 2010 г.), дайте характеристику технологий, определяющих будущее образования:

14. Можно ли отнести к признакам современного урока следующие высказывания:

- Ученик – субъект учебной деятельности;

- Разнообразие источников знания;

- Динамичность структуры урока;

- Поддержка инициативы ученика;

- Формулирование целей индивидуальной или коллективной деятельности;

- Критериальное оценивание.

Ответ обоснуйте.

15. Проанализируйте конспекты уроков с использование технологии развития критического мышления:

А) предмет «Окружающий мир» (2 класс). Учитель Стовбун Е.Н., МОУ ГИМНАЗИЯ №1, г.СОЧИ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ.