logo search
UMK_PVSh

4 Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе

Формирование студенческого коллектива можно рассмотреть с точки зрения параметрической концепции социально-психологической структуры коллектива Л.И. Уманского.

Л.И. Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:

На основе указанных признаков Л.И.Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:

Студенческая группа как разновидность социальной организации может развиваться от своих простейших форм – диффузной или номинальной, до высшей – коллектива.

Когда группа незнакомых абитуриентов образует студенческую группу, то сначала она является диффузной.

Затем постепенно группа становится номинальной. Номинальная группа уже имеет определенное название, но существует лишь формально, поскольку ее члены еще не вступили в совместную деятельность, которая способна опосредовать отношения между ними.

Следующий уровень развития студенческой группы – группа-ассоциация. На этой стадии начинается совместная жизнедеятельность группы, возникают первые признаки образования коллектива. В такой группе уже существует официальная структура, общая цель деятельности, но деятельность отдельных студентов имеет преимущественно индивидуальный характер, в них еще отсутствует потребность работать сообща решать групповые задания.

Студенческая группа-корпорация характеризуется более четко очерченной общей целью и единством действий. Сотрудничество, активное взаимодействие членов группы создают групповой опыт общения, подготовленность в определенном виде деятельности, однако психологического единства еще нет.

Коллектив –это следующий уровень развития межличностных отношений в группе. Она может стать коллективом, если взаимодействия и взаимоотношения студентов группы опосредуются общими целями, задачами совместной деятельности, личностно-значимым содержанием этой деятельности. Внутригрупповая активность, возникающая в коллективе, имеет значительное влияние как на членов самой группы, так и на другие студенческие группы высшего учебного заведения. Если студенческая группа в своем развитии достигает уровня коллектива, то она становится референтной для ее членов, то есть такой, на мнение которой они обращают внимание в первую очередь.

Коллектив как социально действующая система должен выполнять следующие функции:

Студенческий коллектив отличается от других следующими особенностями:

Развитие взаимоотношений студенческого коллектива и личности проходит через несколько стадий:

Если студенту не удается преодолеть трудности адаптации, то в него могут сформироваться такие качества как конформность, безынициативность, может появиться неуверенность в себе, что приводит к занижению самооценки.

Если студент прошел стадию адаптации и начинает на второй стадии предъявлять группе такие свои индивидуальные различия, что отбрасываются ней через несоответствие ее потребностям, то это может привести к развитию у него негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной завышенной самооценки. У студента, который успешно проходит стадию интеграции в высокоразвитой группе, формируется развитое коллективное самоопределение.

По мере того, как студенческая группа проходит путь своего развития, в ней появляются формальные и неформальные лидеры. Такие студенты чаще всего характеризуются доминантностью, уверенностью в себе, эмоциональной уравновешенностью, стрессоустойчивостью, креативностью, стремлением к достижению, предприимчивостью, ответственностью, надежностью в выполнении заданий, независимостью и общительностью.

Роли формальных лидеров выполняют избранные или назначены старосты, и другие должностные лица группы, на которых возложено исполнение обязанностей, установленных в каждом конкретном высшем учебном заведении.

В функции старосты обычно входит:

Распоряжения старосты в пределах указанных функций обязательны для исполнения всеми студентами учебной группы.

Староста также имеет право:

Вышеизложенные обязанности и права старосты студенческой группы в каждом конкретном высшем учебном заведении могут иметь свои особенности.

В роли неформальных лидеров обычно выступают студенты, пользующиеся в группе особым авторитетом. Неформальный лидер в студенческой группе–это студент, оказывающий существенное влияние на группу в силу своих способностей и авторитета, а не формального статуса. От неформальных лидеров в значительной мере зависит психологический климат в группе, самочувствие ее членов, а также признанные в ней моральные нормы.

Действенным средством развития личности отдельных студентов, а также академических групп в целом выступает студенческое самоуправление. Студенческое самоуправление – это форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности высшего учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности.

Основной целью создания органов студенческого самоуправления является создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития каждого студента, самостоятельной творческой активности, осознания ответственности за принимаемые решения, формирования ответственной гражданской позиции, приобретения навыков управления коллективом и обеспечения защиты прав и законных интересов студентов.

Основными задачами органов студенческого самоуправления являются:

В процессе самостоятельной постановки и решения жизненно важных задач у членов студенческого коллектива формируются инициативность и самостоятельность, развиваются творческие и интеллектуальные способности. Расширение деловых контактов с представителями администрации высшего учебного заведения и общественных организаций благоприятно отражается на формировании навыков делового общения и организаторских способностей студента. При этом в коллективе создается особый социально-психологический климат, что стимулирует активность молодежи в области эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции.