24. Новаторская деятельность педагога. Критерии оценки новаторства в педагогике.
В конце 70 – начале 80-х гг. в общественно-педагогической жизни появился большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. Они выступали под девизом «Творчество учителя – творчество ученика». Заинтересованность собственным предметом, способность провести урок со стопроцентным участием учеников, умение любить и уважать личность ученика с самых первых дней его нахождения в школе – это признаки истинного учителя, педагога.
В 1979 г. издательство «Педагогика» впервые начало печатать серию книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В первых книгах этой серии был опубликован педагогический опыт таких педагогов, как С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин.
Педагоги-новаторы развивают такое направление в педагогике, как педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества строится на воспитательном подходе к обучению, который учит о том, что следует определять ребенка не по его знаниям, а определение ребенка должно исходить от его отношения к людям, к труду, моральным ценностям и качествам.
Шаталов разработал такой индивидуальный подход, который охватывает единовременно всех учеников. Этот подход заключается в создании атмосферы увлеченной и творческой работы.
Индивидуальный подход рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной работы. Шаталов был сторонником освобождения детей от недостойного страха перед двойкой. Он говорил, что надо вселять в них оптимизм, предоставлять возможность почувствовать свой успех в учебе. Для достижения этих целей Шаталов делал следующее: он объяснял материал предельно четко, логично, применяя наглядные блок-схемы, показывающие логические связи изучаемого материала, при ответе ученики опираются на блок-схему, на дом даются первоначально задачи, аналогичные тем, что давались на уроке. Результатом является то, что даже «слабые», но стремящиеся учиться дети достигают успеха. Далее с овладением материала ученики могут сами творчески выбирать задания из предложенных вариантов, дети могут сами находить творческие решения, во время проверки исправляются ошибки, однако оценки не ставятся. Знания проверяются после изучения темы всеми учениками.
Шаталов считал, что ключевые методические инструменты педагога – это участие, осознание внутреннего мира ребенка, его волнений, сомнений, слабостей.
Персональное влияние на личность ребенка посредством работающего, творящего коллектива свойственно многим педагогам-новаторам. Учитель И.П. Волков, преподающий труд и черчение, полагал, что при развитии стремлений и способностей ученикам нужно испытать себя в разнообразных видах деятельности. Он создал «свободную мастерскую», в которой были собраны разнообразные инструменты и материалы. Любой ученик мог выбрать дело по своему усмотрению, при этом учитель не ограничивал его инициативы. Существовало только одно правило: «Научился сам, научи товарища».
В процессе своей работы педагоги-новаторы пытались преодолеть необщительность школьного классного мира и несвязанность обучения с жизнью. Учитель Е.И. Ильин предлагал сделать уроки литературы уроками человековедения.
Идеи, которые предлагают педагоги-новаторы, дают практическую пользу в процессе обучения.
Кретерии:
Можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности применения в массовом опыте.
инновации в педагогической интерпретации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса, повышающие эффективность образования в целом. Инновации в образовании имеют несколько приоритетных векторов ориентации - социальный, психологический, организационный, экономический и управленческий. Суммарная цель, к которой направлена любая инновация - это ее прикладная разработка, освоение и практическое применение. Инновационные процессы в педагогике сталкиваются с проблемами изучения, обобщения, распространения передового педагогического опыта и внедрения его в массовую практику. Результатом инноваций должно быть использование теоретических и практических новшеств в целостном педагогическом процессе. Одна из граней социально-образовательной инновации - качественный результат, который трудно проследить из-за временного фактора оценивания эффекта от внедрения. На это накладывается сложность экспертизы, которая, в силу отсутствия строгих критериев оценки, похожа в каждом конкретном случае на исследовательскую работу. Интегративный инновационный процесс в педагогике направлен на превращение научного открытия в социальное образовательное нововведение. Сложности возникают на этапе внедрения, так как авторы должны доказать эффективность своей инновации. Виды инноваций должны обладать новизной, которая имеет разные градации. Она может быть аналогична ранее созданной или давно забытой, комбинаторной или иметь действительно новый ход ..
Основная проблема внедрения нововведения заключается в сопротивлении переменам. Автору нововведения необходимо иметь четкие доказательства значимости различий от сходного нововведения, уметь обосновать значимость нововведения при решении более главных проблем, поскольку разведение главного и второстепенного – дело интерпретации. Педагогическое нововведение отличается целями, задачами, тематикой, характером полученных результатов, общетеоретическими концепциями, конкретными практическими рекомендациями. К такому разнообразному материалу необходим дифференцированный подход оценки. Основными критериями оценивания нововведений являются следующие: творческая новизна, актуальность по степени соответствия той или иной ситуации, результативность, методическая проработанность идеи, возможность использования в практической деятельности, нормативно-правовая обеспеченность, время и финансовые затраты на освоение, баланс интересов разных групп преподавателей и соответствие их личным интересам. Другими словами, инновационный педагогический процесс будет эффективен, когда совпадают цели и результаты обучения .
Параметр нововведения как качество подтверждается его актуальностью, новизной, прикладной и теоретической значимостью исследовательских результатов. Параметр научно-педагогического нововведения как эффективность должен отвечать социально экономическому требованию. Социальный эффект проявляется в повышении уровня образования, культуры, профессиональной подготовки молодежи. Эффективность можно оценить с помощью экономических показателей, сравнивая затраты на проведение работ и прибыль полученную от внедрения результатов исследования в практику. Основной единицей оценки качества педагогического нововведения является его результат, который по содержанию должен отвечать критерию новизны, обладать теоретической и практической значимостью, характеризующими его реальную ценность. Актуальность же результата может быть потенциальной. Критерии оценки качества нововведения должны быть однозначными. Новизна как критерий оценки качества нововведения должна отвечать за содержательность результата, за новые теоретические предпосылки и практические применения, ранее не используемые. Новизна – один из основных критериев оценки педагогических исследований, это основной результат творческого процесса, это свойство и самостоятельная ценность любого нововведения. Новые знания, претендующие на статус нововведения, должны быть источником для постоянно возрастающего их числа. Для описания новизны можно использовать следующие характеристики: теоретическая (концепция, гипотеза, терминология) и практическая (правило, предложение, рекомендация, средство, требование, методическая система) новизна; уровень новизны, характеризующий место полученных значений в ряду известных и их преемственность; уровень конкретизации; уровень дополнения; уровень преобразования. Результат должен обеспечивать положительный учебно-воспитательный эффект, развивать познавательные интересы, стимулировать активность, отличаться от результатов прежних нововведений прогрессивными изменениями.
Актуальность как критерий оценки нововведения динамичен и потенциален. Он выявляет необходимость изучения проблемы, возникающие при этом противоречия между потребностями и средствами реализации.
Теоретическая значимость как критерий оценки нововведения может быть общепедагогической, дисциплинарной, общепроблемной и частнопроблемной. Теоретическая значимость в отличие от критерия актуальности характеризуется готовым продуктом исследования, доказательностью, перспективностью результатов и их прикладным характером.
Практическая значимость как критерий оценки нововведения может иметь три уровня: частнометодический, общеметодический и общедидактический уровень, результаты которого важны для многих дисциплин разных областей педагогики.
В качестве интегративного критерия может быть взята социально - образовательная ценность инновации, охватывающая результативность нововведения, прослеживаемую по завершении цикла внедрения и сохраняющую содержательность и предметность инноватики.
Экспертные проверки и показатели эффективности играют первостепенную роль в процессе оценивания нововведений. О достижении результатов можно судить по эмпирическим количественным и качественным характеристикам, на которые и ориентированы показатели эффективности. Приведем некоторые характерные способы оценки педагогических инноваций. Например, эталонное сравнение, включающее создание эталона, и анализ и сравнение его с результатами оцениваемого нововведения. За эталон берут известные теоретические и практические знания в исследуемой области, выбранные по определенному алгоритму [3]. Эталонное сравнение эффективно при использовании проблемно-ориентированного банка информации по актуальным вопросам и проблемам педагогики. Создание банка информации расширяет возможности объективной оценки нововведений. Также существует подход для предварительной оценки новизны инновации. для этого результаты рассматриваемой работы представляются вопросами, предлагаемыми экспертам. Последние, отвечая на эти вопросы, как бы сами делают выводы по проверяемому исследованию. В случае совпадения данных выводов с оцениваемыми, новизна отклоняется. Метод антиципации применяется для предварительной оценки новизны работы. Другой вариант: экспертам в виде вопросов задаются задачи, которые ставил перед собой исследователь. В зависимости от их ответов, как и в предыдущих случаях, определяется новизна исследования. Анализ имеющихся подходов к диагностике внедрения нововведений позволяет выделить следующие основные задачи: прогноз успешности намечаемого нововведения в целом и его отдельных этапов; выявление недочетов как в самой инновации, так и в организации ее внедрения; сопоставление нововведения с другими инновациями, выбор наиболее эффективного из них, уточнение его значимости и разработанности; проверка степени успешности внедрения нововведения; оценка инновативной способности организации, в которой это нововведение будет внедряться [9].
В итоге можно отметить, что критерии нововведения имеют сложноструктурированный характер, они определяются сущностью инновации как системы, ее взаимодействием с общественной социальной структурой. Это порождает многоуровневую по структуре и дифференцированную по содержанию систему определения критериев. Педагогическая инноватика находится сегодня в стадии становления. Возрастающая потребность в её разработке очевидна как для науки, так и для образовательной практики . Наша цель – внести посильный вклад в построение научного фундамента современного обновляющегося образования и пригласить к его всестороннему обсуждению всех тех, чей взгляд устремлен в будущее. Перечисленные признаки и характеристики определяют вопросы, на которые должны ответить авторы и эксперты при оценки нововведения. В заключении отметим, что в качестве самотренировки каждому из потенциальных авторов и экспертов нововведения можно оценивать его по следующим параметрам: общественная значимость, новизна, потенциальную возможность, оригинальность, гибкость, эффективность, адекватность, применимость, логичность, полезность, реалистичность инновации ценность, методическая проработанность, степень сложности, возможность освоения. Аналогичные схемы тестирования можно использовать как авторами, так и экспертами, также для оценивания различных категорий педагогических нововведений
- 1.Предмет и основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук.
- 3. Роль и место учителя в различные исторические периоды. Спектр педагогических специальностей.
- В данный период проявлялся традиционный характер ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых, опыт которых был сравнительно невелик.
- 4. Педагогическое общение педагогический такт.
- 5. Основные направления государственной политики в области образования.
- 6. Целостный педагогический процесс. Закономерности, противоречия педагогического процесса.
- 7.Образовательная система России.
- 8. Государственно-общественная система управления образованием.
- 9. Формы получения образования. Единство образования и самообразования.
- 10. Цели и ценности образования.
- 11. Развитие, воспитание и формирование личности.
- 12. Роль учителя в воспитании подростающего поколения; функции учителя.
- 13. Понятие и структура личности.
- 14. Факторы развития личности. Их учет в решении педагогических проблем.
- 15. Методы научно-педагогических исследований.
- 16. Принципы педагогического процесса.
- 17. Сущность педагогической деятельности. Цели, задачи, виды и специфика професссиональной деятельности педагога.
- 18. Структура педагогической деятельности
- 19.Профессиональные требования к личности педагога.
- 21.Структурные компоненты педагогической культуры и их характеристика.
- 22. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.
- Педагогическое мастерство
- 23. Проблемы изучения и распространения передового педагогического опыта.
- Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта
- 24. Новаторская деятельность педагога. Критерии оценки новаторства в педагогике.
- 25. Самовоспитание- путь профессионально-личностного становления и развития педагога.
- 26. Основные направления и методы самообразовательной деятельности учителя.
- 27. Роль педагогической техники в деятельности учителя.
- 28. Методы и средства профессионального самовспитания.
- 29. Методологическая культура педагога.
- 30. Движущие силы и логика образовательного процесса.
- 31. Педагогическое мастерство, новаторство и творчество.
- 32. Основные категории педагогики. Связь между ними.
- 33. Воспитание, структура, содержание, методы
- 34. Педагогическое умение учителя.
- 35. Роль педагога в современном обществе. Пути овладения профессией учителя.
- 36. Характеристика профессиональной компетентности
- 37. Основные направления модернизации образования.
- 38. Педагогические учебные заведения.
- 39. Возникновение и развитие педагогической профессии
- 40. Взаимосвязь педагогических способностей, такта и авторитета учителя.
- 41. Стили педагогического общения. Педагогический такт учителя.
- 42. Ситуация успеха и технологические правила ее создания.
- Технология создания ситуации успеха на уроке.
- 43. Требование как стимул поведения и метод педагогического воздействия. Технология его предъявления.
- 44. Внушение как метод педагогического воздействия. Технология внушения.
- Метод словесного внушения.
- Метод мысленного внушения.
- Метод метафизического внушения.
- Метод духовного воздействия.
- 45. Убеждение как метод педагогического воздействия. Технология убеждения.
- 46. Педагогическая оценка и ее роль в учебно-воспитательном процессе.
- Цели и задачи проверки и оценки знаний
- 47. Структура оценочной деятельности и технология реализации педагогической оценки.
- 48. Характеристика и анализ развития педагогических конфликтов. Технология разрешения педагогических конфликтов.
- 1. Объективные причины педагогических конфликтов:
- 2. К субъективным причинам относятся:
- Виды педагогических конфликтов]