logo search
UMK_PVSh

3Личность студента и его развитие на различных курсах обучения

Как уже и говорилось ранее термин «студент»латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, то есть овладевающий знаниями.

На протяжении всего курса обучения в высшем учебном заведении студент развивается. Развитие личности студента как будущего специалиста обычно идет по ряду направлений:

Л.А. Кандыбович и М.И. Дьяченко выделяют три основных этапа развития личности студента:

В зависимости от курса обучения,Л.Д Столяренко выделяет следующие особые черты в развитии личности студента:

Итак, пребывание в высшей школе должно оказывать на студента максимально положительное влияние, обеспечивающее приобретение им качеств и опыта, необходимых ему как будущему специалисту.

Для преподавателя высшей школы важно хорошо знать не только психологические особенности развития личности студентов, но и их типологию.

Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и влияющие на успешность обучения, разделяют на две категории:

Со временем влияние факторов первой группы ослабевает и решающую роль начинают играть факторы второй группы [3].

В зависимости от профиля выбранной специальности(гуманитарного или естественнонаучное направление) к личности студентов предъявляются определенные требования:

Студент должен обладать:

Студенты должны обладать:

Типы студенческой молодежи можно анализировать по различным критериям: в связи с выбранной профессией, в зависимости от формы обучения, по успеваемости и т.п.

Вся совокупность современных студентов довольно явно разделяется на три группы.

Можно выделить три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере обучения и познания:

По отношению к учебевыделяют пять групп студентов:

По критерию успеваемости студентов можно разделить на «отличников», «хорошистов» и «троечников».

Среди «отличников» выделяются три подтипа:

Среди «хорошистов» можно выделяют два подтипа:

1) студенты с хорошими способностями, но недостаточно трудолюбивые. В большинстве случаев они учатся неровно, по профилирующим предметам у них могут быть и отличные оценки, в то время как по общеобразовательным иногда даже низкие баллы;

2) студенты со средними способностями, но с большим трудолюбием. Как правило, они учатся ровно по всем предметам. Представители этого подтипа старательно записывают все лекции, но нередко отвечают только по конспектам, учебнику или обязательному первоисточнику.

Среди «троечников» можно выделить несколько подтипов:

1) не адаптировавшиеся к специфическим условиям вузовского обучения первокурсники;

2) не способные к восприятию качества или логики изложения предлагаемого материала;

3) допустившие ошибку в выборе профессии;

4) недобросовестно относящиеся к учебе [3].

Взяв за отправную точку анализа практическую деятельность, были выбраны 4 группы качеств, которые должны наиболее полно, по мнению В. Т. Лисовского, характеризовать студента, а именно ориентацию на:

1) учебу, науку, профессию;

2) общественно-политическую деятельность (активную жизненную позицию);

3) культуру (высокую духовность);

4) коллектив (общение в коллективе).

В. Т. Лисовский предложил следующую типологию студентов:

Выделяют также такие типы студентов как «предприниматель», «эмигрант» и «традиционалист».

Итак, существует множество типов студентов и в результате обучения в высшем учебном заведении любой из них должен приобрести определенный багаж знаний, но и овладеть профессиональными умениями и навыками, и в конечном итоге стать достойным представителем своей профессии. В этом аспекте, полезно обозначить каким же должен быть идеальный студент.Современная модель идеального студентапримерно такова – это личность с хорошими интеллектуальными, духовно-культурными и моральными способностями и возможностями, которая имеет склонность и интерес к науке и способна самостоятельно, творчески и продуктивно мыслить.