logo search
istoriya_pedagogiki

Основные тенденции развития системы образования в России начала 18 века.

Первые годы XYIII в. – переломные в истории развития отечественной школы и педагогической мысли. Реформы воспитания и образования были вызваны социально-экономическими факторами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников, созданием новой армии и др.

В начале XVIII в. в России появляются государственные школы различных типов.

Эти школы отличались практической направленностью и в то же время не были узкопрофессиональными. В них не только готовили моряков, строителей, моляров, мастеровых, писарей и т.д., но и давали общее образование: родной язык, иностранный язык, арифметика, политика, философия и т.д. По преимуществу создавались дворянские школы, но сословный характер нередко нарушался.

Первым из созданных при Петре I учебных заведений была Школа математических и навигационных наук в Москве.

В 1707 году в Москве при военном госпитале была создана Химическая школа. По образцу навигационной школы в Москве в 1712 году были открыты еще две школы: инженерная и артиллерийская.

С 1721 года при сибирских заводах стали создаваться Горные училища. Для специальной подготовки специалистов по иностранным языкам. В 1724 году выходят указы об открытии Горнозаводских школ и Технических училищ строительного дела, металлургии и др.

В конце 1725 года в Петербурге был создан важный научно-правительственный центр Академия наук. В её состав входили университет и гимназия. В университете было четыре факультета: теологии, юриспруденции, медицины, философии.

В 1731 году в Петербурге было учреждено первое среднее учебное заведение закрытого типа для знати Корпус кадет. В нем готовили офицеров и гражданских чиновников.

В 1737 году издан закон, предоставивший дворянам право на домашнее обучение.

Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796гг).

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами. Заметные успехи делали специальные военно-учебные заведения - Сухопутный и Морской кадетские корпуса.