Принципы развивающего обучения.
Развивающее обучение — направление в теории и практике образования, ориентирующееся на творческое развитие способностей учащихся. Под развивающим обучением понимают также способ организации обучения, при котором содержание, методы и формы учебного процесса ориентированы на всестороннее развитие ребенка.
Цель развивающего обуч. — сформировать у ребенка опред. способности (рефлексия, анализ, планиров.) по самосовершенств. Знания в данной сист. явл. не самоцелью, а т.сред.
Школьный урок — это и есть главный плацдарм педагогических идей и педагогического творчества. Именно на уроке реализуется одна из главных учительских потребностей – передать, отдать, обучить.
Особую роль в утверждении принципов развивающего обучения принадлежит нетрадиционным формам урока, новым педагогическим средствам, направленным на развитие лидерских качеств ученика.
В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное.
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Суть развивающего обучения в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но овладевает способами действий.
Основные положения концепции Давыдова
1. Усвоение общих знаний, должны предшествовать знакомству ученика с более частными, конкретными знаниями. Последние должны выводиться самими учениками из общего, абстрактного, как из своей единой основы.
2. При усвоении знаний, необходим анализ условий их происхождения.
3. Ученики должны уметь обнаруживать в учебном материале существенные признаки определяющие содержание и структуру объекта данных знаний. Стремление получить 5 есть у всех, но свои ошибки никто не помнит, и исправлять их, желания ни у кого нет. Суть не в оценке, а в работе над собой, получение знаний и умений.
4. Существенные свойства или отношения учащиеся должны уметь моделировать.
5. Они должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане, к их выполнению во внешнем плане и обратно. Можно для проверки попросить ученика привести пример. Если ученик приведёт пример – значит он понял, если ему не понятно – пример привести он не сможет.
Цель традиционной школы — дать ребенку определенные знания, умения, навыки.
Цель развивающего обучения — сформировать у ребенка определенные способности (рефлексия, анализ, планирование) по самосовершенствованию. Знания в данной системе являются не самоцелью, а только средством.
Принципы Выготского:
1) обучение на высоком уровне трудности;
2) ведущая роль теоретических знаний;
3) высокий темп изучения материала;
4) осознание школьниками процесса учения;
5) систематическая работа над развитием всех учащихся.
Систему Л.В. Занкова можно назвать технологией раннего интенсивного всестороннего развития личности ребёнка. Замков опирался на теорию В.В. Давыдова, но ему не нравилось:
1. Неправомерное облегчение учебного материала.
2. Неоправданно замедленный темп его изучения.
3. Однообразное повторение материала.
Концептуальные положения системы Занкова:
1. Обучение должно идти впереди развития.
2. Ребёнок является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.
3. Целью обучения является не ЗУНы, а овладение учеником самостоятельной учебной деятельностью.
Пять принципов дидактической системы Л.В.Занкова:
- Оглавление
- Педагогика
- Сущность, задачи и содержание антиалкогольного и антинаркотического вспитания учащихся.
- Мораль, нравственность, духовность в православной педагогике (Соловьёв, Флоренский, Бердяев (на выбор)).
- Методы стимулирования деятельности и поведения учащихся: поощрение, наказание, соревнование.
- Самоуправление учащихся в школе в аспекте её демократизации.
- Теория свободного воспитания в России на рубеже XlX – xXв (Толстой).
- Детские и молодёжные движения в России.
- Задачи педагогики как науки.
- Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание.
- Исторический и общественный характер воспитания.
- Экологическое воспитание учащихся, его содержание, задачи, методы и формы.
- Понятие о содержании образования, факторы и критерии их отбора.
- Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся.
- Педагогические условия применения индивидуальных эталонов оценки. Воспитательная роль оценки.
- Предмет педагогики, её отрасли. Роль педагогических дисциплин в ряду общественных наук. Связь педагогики с философией, психологией, социологией.
- Сущность и содержание процесса воспитания. Понятия: воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Реализм цели воспитания.
- Цели, задачи и содержание нравственного воспитания. Связь с трудовым, эстетическим и правовым воспитанием. Перечень нравственных качеств личности в трудах Сухомлинского.
- Общение как основа педагогической деятельности. Стили педагогического общения.
- Коллектив как средство воздействия на личность. Основоположник теории коллективизма – Макаренко, её популярность за рубежом.
- Закон жизни коллектива, принципы, этапы (стадии) формирования детского коллектива.
- Педагогические способности, их психологическая структура и виды.
- Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.
- Общая характеристика методов научно-педагогического исследования, педагогический опыт, как арсенал научных и практических решений.
- Психология
- Психологические компоненты и условия усвоения знаний.
- Психологические причины неуспеваемости.
- Особенности личности и мышления неуспевающего учащегося.
- Соотношение обучения и развития.
- Принципы развивающего обучения.
- 1. Обучение на высоком уровне трудности;
- Психологическая сущность проблемного и программного обучения.
- Психологические особенности подростка.
- Мотивы учения. Пути и способы формирования положительной мотивации.
- Психологическая природа табакокурения, алкоголизма и наркомании, их причины и пути профилактики.
- Малые группы, их виды и уровни развития.
- Контроль и оценка знаний учащихся, их роль в обучении и формировании личности. Критерии оценок, значение их соблюдения.
- Возрастные кризисы, их проявления и причины возникновения.
- Трудные подростки. Причины их возникновения и психологические особенности работы с ними.
- Уровень притязаний, самооценка личности, их виды, влияние на формирование личности.
- Понятие о возрасте. Возрастные периодизации, их критерии.
- Психологическая подготовка к супружеской и семейной жизни, как важнейшая задача воспитания. Её основные цели и направление работы.
- Большие социальные группы, их виды и характеристика.
- Стили руководства классом их анализ и оценка.
- Конфликты, их типы и виды. Способы поведения в конфликтных ситуациях и пути выхода из них.
- Биологические и социальные факторы в психическом развитии человека, их учёт при обучении и воспитании.
- Методика преподавания биологии
- Практические методы обучения биологи. Их роль в процессе обучения и воспитания.
- Экологическое воспитание в процессе обучения биологии и его задачи.
- Характеристика словесных методов обучения биологии.
- Классификация биологических понятий в школьном курсе обучения биологии.
- Выбор методов и приёмов в обучении биологии, их сочетание, взаимосвязь и значение.
- Характеристика наглядных методов, их роль в обучении биологии и воспитательном процессе.
- Принцип межпредметных связей и его использование в обучении биологоии.
- Современные виды обучения биологии: развивающее, проблемное, программированное, модульное, мультимедийное.
- Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий.
- Структура урока. Современный подход к реализации урока.
- Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. Общая характеристика методов самостоятельной работы. Работа с учебником, эксперимент.
- Урок – основная форма обучения биологии, его основные функции.
- Внеклассная работа по биологии. Формы и виды внеклассной работы. Содержание и организация в школе внеклассной работы.