logo search
Вопросы и ответы к госэкзамену

Принципы развивающего обучения.

Развивающее обучение — направление в теории и практике образования, ориентирующееся на творческое развитие способностей учащихся. Под развивающим обучением понимают также способ организации обучения, при котором содержание, методы и формы учебного процесса ориентированы на всестороннее развитие ребенка.

Цель развивающего обуч. — сформировать у ребенка опред. способности (рефлексия, анализ, планиров.) по самосовер­шенств. Знания в данной сис­т. явл. не самоцелью, а т.сред.

Школьный урок — это и есть главный плацдарм педагогических идей и педагогического творчества. Именно на уроке реализуется одна из главных учительских потребностей – передать, отдать, обучить.

Особую роль в утверждении принципов развивающего обучения принадлежит нетрадиционным формам урока, новым педагогическим средствам, направленным на развитие лидерских качеств ученика.

В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное.

Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Суть развивающего обучения в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но овладевает способами действий.

Основные положения концепции Давыдова

1. Усвоение общих знаний, должны предшествовать знакомству ученика с более част­ными, конкретными знаниями. Последние должны выводиться самими учениками из общего, абстрактного, как из своей единой основы.

2. При усвоении знаний, необходим анализ условий их происхождения.

3. Ученики должны уметь обнаруживать в учебном материале существенные признаки определяющие содержание и структуру объекта данных знаний. Стремление получить 5 есть у всех, но свои ошибки никто не помнит, и ис­правлять их, желания ни у кого нет. Суть не в оценке, а в работе над собой, получение знаний и умений.

4. Существенные свойства или отношения учащиеся должны уметь модели­ровать.

5. Они должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане, к их выполнению во внешнем плане и обратно. Можно для проверки попросить ученика привести пример. Если ученик приведёт пример – значит он понял, если ему не по­нятно – пример привести он не сможет.

Цель традиционной школы — дать ребенку определенные знания, умения, навыки.

Цель развивающего обучения — сформировать у ребенка определен­ные способности (рефлексия, анализ, планирование) по самосовер­шенствованию. Знания в данной сис­теме являются не самоцелью, а только средством.

Принципы Выготского:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) ведущая роль теоретических знаний;

3) высокий темп изучения материала;

4) осознание школьниками процесса учения;

5) систематическая работа над развитием всех учащихся.

Систему Л.В. Занкова можно назвать технологией раннего интенсивного всестороннего развития личности ребёнка. Замков опирался на теорию В.В. Давыдова, но ему не нравилось:

1. Неправомерное облегчение учебного материала.

2. Неоправданно замедленный темп его изучения.

3. Однообразное повторение материала.

Концептуальные положения системы Занкова:

1. Обучение должно идти впереди развития.

2. Ребёнок является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.

3. Целью обучения является не ЗУНы, а овладение учеником самостоятельной учебной деятельно­стью.

Пять принципов дидактической системы Л.В.Занкова: