680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47
1 В годы Первой Мировой войны европейское человечество неожиданно и с ужасом осознало впервые, что его деятельность может быть не только созидательной, но и прискорбно разрушительной.
2 Имеется в виду крах рационалистической идеи общественного благоденствия, обозначившийся в ходе Великой французской революции.
3 В дальнейшем романтический настрой оказался необходимым импрессионизму и футуризму, был близок и Ш. Бодлеру, и А. Блоку, и В. Маяковскому, и О. Родену, Ж. Кокто, и А. Вертинскому, и В. Высоцкому и А. Тарковскому, наконец.
4 Термин «язычество» – в достаточной степени условный. Его начали использовать после принятия христианства для обозначения ранних религиозных форм (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, идолопоклонство), затем – и всех остальных форм политеизма. Главные черты язычества: многобожие, культ (обожествление) природы, культ умерших предков.
5 На насилии замешаны и «буйный смерчь Петра» (Солженицын), и «праведный гнев» народовольцев, и беспрецедентный геноцид большевистской власти по отношению к своему собственному народу.
6 Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996. С. 9.
7 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1999. С. 13.
8 В данном случае под интеллигенцией (как русской, так и советской) понимаются воплощающие волю к созиданию носители национального культурного сознания.
9 В подобной ситуации оказалось европейское сознание в конце 18 века после краха идей Просвещения в ходе Великой французской революции.
10 Художники и другие деятели искусства и культуры, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства»
11 Уже в 1985 г. количество видеокассет (1.200.000.000), взятых американцами на прокат впервые превысило количество книг (1.197.000.000) выданных в тот же период в публичных библиотеках.
12 Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996.
13 Там же, с. 27.
14 Там же.
15 Там же, с. 30
16 Там же, с. 31.
17 Там же, с. 32.
18 Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб.: Лань, 1997. С. 192–193.
19 Солженицын А.И. Русский вопрос к концу XX века // Новый мир. 1987. № 6. С. 53.
20 Имеется в виду не столько учение и практика нестяжательства русской православной церкви, сколько нестяжательство повседневной народной жизни, выражавшееся, в том числе, и в извечной бедности крестьянского мира.
21 Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994. С. 174.
22 Ильин И.А. О России. М.: Студия ТРИТЭ – Росс. Архив, 1991. С. 5.
23Палиевский П.В. Русские классики. М.: Художественная литература, 1987. С. 7.
24 Там же, с. 8.
25 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л.: Наука, 1984. С. 431.
26 Там же.
27 Назаров, М. Два кредо: Этика и эстетика у Солженицина и Бродского // Русское зарубежье в год тысячелетия Руси. М.: Прогресс, 1991. С. 412.
28 Там же, с. 417.
29 Там же.
30 Там же, с. 418.
31 Волжский А.С. Из мира литературных исканий // Хрестоматия по истории философии. М.: Владос, 2001. С. 5–6.
32 Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 т. М.: Правда, 1950. С. 133.
33 Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996. С. 31.
34 Там же, с. 32.
35 Там же.
36 Там же.
37 Их поиски качественно новых форм взаимодействия светской духовной мысли и церкви, идеи неохристианского возрождения России, попытки сближения практики русской православной церкви (РПЦ) с реальной народной жизнью, к сожалению, успехом не увенчались (об этом см. З. Гиппиус. Стихи. Воспоминания. Документальная проза. М.: ИИЦ «Наше наследие», 1991). И сегодня, в начале XXI в., иерархи РПЦ нередко проявляют прежнюю глухоту к необходимости церковного обновления.
38 Цит. по Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996. С. 33.
39 Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994.
40 Соловьев, В. Критика отвлеченных начал: Сочинение в 2 т. М.: Политическая литература, 1989. С. 134.
41 Соловьев, В. Чтения о богочеловеке: Соч. в 2 т. М.: Политическая литература, 1989. С. 4.
42Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994. С.129.
43Соловьев В. Критика отвлеченных начал: Сочинение в 2 т. М.: Политическая литература, 1989. С. 130.
44 Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994. С. 136.
45Ильин И.А. Путь к очевидности: Сборник. М.: Республика, 1993. С. 345.
46 Цит. по: Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994. С. 147.
47 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1981. С. 24–25.
48 Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994. С. 151.
49 Назаров М. Два кредо: Этика и эстетика у Солженицина и Бродского // Русское зарубежье в год тысячелетия Руси. М.: Прогресс, 1991.
50 Хотя и сегодня находятся последователи идей славяно-православной империи. В их действиях, как показывает практика, всегда больше национал-большевистского популизма, чем учёта существующих реалий и предвидения возможных последствий практического осуществления предлагаемых ими имперских проектов.
51 Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996. С.32.
52 Там же, с. 56.
53 Там же, с. 64.
54 Лосский Н.О. Ценность и бытие. М.: Политическая литература, 1990.
55 Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политическая литература, 1991.
56 Ильин И.А. Путь к очевидности: сборник. М.: Республика, 1993. С. 221.
57Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. С. 111–112.
58 Там же, с. 112
59Там же, c.119
60Там же, c.122.
61 Там же, с. 124.
62 Толстой Л.Н. Воскресенье: Собрание сочинений в 12 т. М.: Художественная литература, 1975. Т. 11.
63 Сагатовский, В.Н. Есть ли выход у человечества? СПб.: Петрополис, 2000.
64Там же, С.25.
65 При этом автор предлагает учитывать, что два первых типа в чистом виде, как правило, не встречаются. В любом человеке присутствуют различные начала. Возможно лишь говорить, в каждом конкретном случае, об общей ценностной доминанте.
66 Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М.: Политическая литература, 1991.
67 Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. С.122.
68 Вопрос о соотношении религиозных и светских начал в этом единстве – очень важен и далёк от однозначных решений. Но в рамках нашего исследования важнее акцентировать внимание на объединяющих моментах, а не на различиях.
69 Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. – Л. : Лениздат, 1995.-С.92.
70 Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? СПб.: Петрополис, 2000. С. 67.
71 Цит. по: там же, с. 67.
72 Там же, с. 72.
73 См. многочисленные издания типа: Русская классика в изложении и пересказах.
74 Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? СПб.: Петрополис, 2000. С. 83
75 В данном случае термин «цивилизация» понимается в шпенглеровско-бердяевском смысле: как завершающая фаза, иссякание, остывание, объективация культуры, ее закат.
76 См. материалы «круглого стола» // Вопросы философии, 1991. № 3.
77 Казин А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. СПб.: Алетейя, 2000. С. 138.
78 См. Якимович А. О лучах просвещения и других световых явлениях: Культурная парадигма авангарда и постмодерна // Иностр. лит. М. № 1.
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47