logo search
Культурология (2005), А

680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47

1 В годы Первой Мировой войны европейское человечество неожиданно и с ужасом осознало впервые, что его деятельность может быть не только созидательной, но и прискорбно разрушительной.

2 Имеется в виду крах рационалистической идеи общественного благоденствия, обозначившийся в ходе Великой французской революции.

3 В дальнейшем романтический настрой оказался необходимым импрессионизму и футуризму, был близок и Ш. Бодлеру, и А. Блоку, и В. Маяковскому, и О. Родену, Ж. Кокто, и А. Вертинскому, и В. Высоцкому и А. Тарковскому, наконец.

4 Термин «язычество» – в достаточной степени условный. Его начали использовать после принятия христианства для обозначения ранних религиозных форм (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, идолопоклонство), затем – и всех остальных форм политеизма. Главные черты язычества: многобожие, культ (обожествление) природы, культ умерших предков.

5 На насилии замешаны и «буйный смерчь Петра» (Солженицын), и «праведный гнев» народовольцев, и беспрецедентный геноцид большевистской власти по отношению к своему собственному народу.

6 Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996. С. 9.

7 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1999. С. 13.

8 В данном случае под интеллигенцией (как русской, так и советской) понимаются воплощающие волю к созиданию носители национального культурного сознания.

9 В подобной ситуации оказалось европейское сознание в конце 18 века после краха идей Просвещения в ходе Великой французской революции.

10 Художники и другие деятели искусства и культуры, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства»

11 Уже в 1985 г. количество видеокассет (1.200.000.000), взятых американцами на прокат впервые превысило количество книг (1.197.000.000) выданных в тот же период в публичных библиотеках.

12 Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996.

13 Там же, с. 27.

14 Там же.

15 Там же, с. 30

16 Там же, с. 31.

17 Там же, с. 32.

18 Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб.: Лань, 1997. С. 192–193.

19 Солженицын А.И. Русский вопрос к концу XX века // Новый мир. 1987. № 6. С. 53.

20 Имеется в виду не столько учение и практика нестяжательства русской православной церкви, сколько нестяжательство повседневной народной жизни, выражавшееся, в том числе, и в извечной бедности крестьянского мира.

21 Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994. С. 174.

22 Ильин И.А. О России. М.: Студия ТРИТЭ – Росс. Архив, 1991. С. 5.

23Палиевский П.В. Русские классики. М.: Художественная литература, 1987. С. 7.

24 Там же, с. 8.

25 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л.: Наука, 1984. С. 431.

26 Там же.

27 Назаров, М. Два кредо: Этика и эстетика у Солженицина и Бродского // Русское зарубежье в год тысячелетия Руси. М.: Прогресс, 1991. С. 412.

28 Там же, с. 417.

29 Там же.

30 Там же, с. 418.

31 Волжский А.С. Из мира литературных исканий // Хрестоматия по истории философии. М.: Владос, 2001. С. 5–6.

32 Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 т. М.: Правда, 1950. С. 133.

33 Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996. С. 31.

34 Там же, с. 32.

35 Там же.

36 Там же.

37 Их поиски качественно новых форм взаимодействия светской духовной мысли и церкви, идеи неохристианского возрождения России, попытки сближения практики русской православной церкви (РПЦ) с реальной народной жизнью, к сожалению, успехом не увенчались (об этом см. З. Гиппиус. Стихи. Воспоминания. Документальная проза. М.: ИИЦ «Наше наследие», 1991). И сегодня, в начале XXI в., иерархи РПЦ нередко проявляют прежнюю глухоту к необходимости церковного обновления.

38 Цит. по Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996. С. 33.

39 Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994.

40 Соловьев, В. Критика отвлеченных начал: Сочинение в 2 т. М.: Политическая литература, 1989. С. 134.

41 Соловьев, В. Чтения о богочеловеке: Соч. в 2 т. М.: Политическая литература, 1989. С. 4.

42Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994. С.129.

43Соловьев В. Критика отвлеченных начал: Сочинение в 2 т. М.: Политическая литература, 1989. С. 130.

44 Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994. С. 136.

45Ильин И.А. Путь к очевидности: Сборник. М.: Республика, 1993. С. 345.

46 Цит. по: Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994. С. 147.

47 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1981. С. 24–25.

48 Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994. С. 151.

49 Назаров М. Два кредо: Этика и эстетика у Солженицина и Бродского // Русское зарубежье в год тысячелетия Руси. М.: Прогресс, 1991.

50 Хотя и сегодня находятся последователи идей славяно-православной империи. В их действиях, как показывает практика, всегда больше национал-большевистского популизма, чем учёта существующих реалий и предвидения возможных последствий практического осуществления предлагаемых ими имперских проектов.

51 Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996. С.32.

52 Там же, с. 56.

53 Там же, с. 64.

54 Лосский Н.О. Ценность и бытие. М.: Политическая литература, 1990.

55 Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политическая литература, 1991.

56 Ильин И.А. Путь к очевидности: сборник. М.: Республика, 1993. С. 221.

57Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. С. 111–112.

58 Там же, с. 112

59Там же, c.119

60Там же, c.122.

61 Там же, с. 124.

62 Толстой Л.Н. Воскресенье: Собрание сочинений в 12 т. М.: Художественная литература, 1975. Т. 11.

63 Сагатовский, В.Н. Есть ли выход у человечества? СПб.: Петрополис, 2000.

64Там же, С.25.

65 При этом автор предлагает учитывать, что два первых типа в чистом виде, как правило, не встречаются. В любом человеке присутствуют различные начала. Возможно лишь говорить, в каждом конкретном случае, об общей ценностной доминанте.

66 Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М.: Политическая литература, 1991.

67 Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. С.122.

68 Вопрос о соотношении религиозных и светских начал в этом единстве – очень важен и далёк от однозначных решений. Но в рамках нашего исследования важнее акцентировать внимание на объединяющих моментах, а не на различиях.

69 Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. – Л. : Лениздат, 1995.-С.92.

70 Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? СПб.: Петрополис, 2000. С. 67.

71 Цит. по: там же, с. 67.

72 Там же, с. 72.

73 См. многочисленные издания типа: Русская классика в изложении и пересказах.

74 Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? СПб.: Петрополис, 2000. С. 83

75 В данном случае термин «цивилизация» понимается в шпенглеровско-бердяевском смысле: как завершающая фаза, иссякание, остывание, объективация культуры, ее закат.

76 См. материалы «круглого стола» // Вопросы философии, 1991. № 3.

77 Казин А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. СПб.: Алетейя, 2000. С. 138.

78 См. Якимович А. О лучах просвещения и других световых явлениях: Культурная парадигма авангарда и постмодерна // Иностр. лит. М. № 1.

89