logo search
istoriya_pedagogiki

Философско – педагогические взгляды м.Монтессори.

Итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) Первым и главным педагогическим кредо М. Монтессори является мысль о том, что гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребенку предоставляется свобода действий, а сдерживают его лишь в особых случаях. 

Любая жизнь,- говорила Монтессори,- есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, суть воспитания не в формирующем воздействии на ребенка а  – в организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Следует предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в  самостоятельной работе. В соединении с моментом свободы находится дисциплина, которую Монтессори  трактовала как активность, регулируемая и контролируемая самим ребенком. В задачу воспитателя входит организация условий для самостоятельной деятельности ребенка, который идет своим путем, реализуя свою природу.

М. Монтессори создала привлекательные и простые в применении  дидактические материалы, важнейший компонент педагогической среды.  Это позволило реализовать принцип самообучения. Эти материалы были устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину. Приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность.

Монтессори-классы организовывались как разновозрастные и включали детей от двух с половиной до шести лет. Ребенок учился работать один или вместе с другими и этот выбор он делал сам, следуя определенным, коллективно установленным правилам. Ребенок учился быть в обществе других людей, развивая таким образом навыки социального поведения. 

Монтессори также создала новое  в то время  педагогическое направление – педагогику раннего детства, увидев именно  в этом отрезке развития детей огромные потенциальные возможности.

Сущность развития младенца – самообучение, точно соответствует программе, заложенной в нем природой. Психолого-физиологической основой  этого процесса является  так называемый «абсорбирующий разум». По мнению Монтессори, в отличие от взрослых, приобретающих знания при помощи разума, ребенок впитывает их посредством  своей психической жизни. Впечатления не только пронизывают сознание, но и формируют его, как бы воплощаясь в нем. При помощи того, что его окружает, малыш создает собственную «умственную плоть». И роль взрослых не в обучении, а  в помощи « разуму ребенка в его работе над своим развитием», поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией. Задача педагогов - помощь в жизни ребенка, в его психическом становлении, в « содействии разуму в разнообразных процессах его развития, поддержании сил и укреплении его бесчисленных возможностей»

Интерес к системе Монтессори в XX в. Пережил две кульминации. Первая  - в 10-40-х гг. – была связана с деятельностью М.Монтессори. В это  время она много ездила по Европе выступала в США, в Южной Америке, в Азии, и куда бы она ни приезжала, всюду возникали детские детские учреждения, работавшие по системе Монтессори. Они возникали десятками в различных странах. Педагогика Монтессори не знала государственных, национальных и религиозных границ. В короткий срок она распространилась по всему миру, найдя горячих и преданных сторонников. Второй пик популярности начал нарастать в конце 50-х годов и продолжается и поныне. Сейчас в мире насчитывается несколько тысяч школ Монтессори. Только в Голландии их более  двухсот. В США, Европе, России работают специальные фабрики, выпускающие ее дидактические материалы. С 1929 года действует «Международная Монтессори-ассоциация»

В Россию педагогика Монтессори пришла  в 1910 году и тесно связана с именем Юлии Ивановны Фаусек. В течении 20 лет она неустанно пропагандировала Метод, опубликовала более 40 своих книг и статей, издала несколько фундаментальных работ самой М. Монтессори. При участии Ю.И.Фаусек были открыты  многие детские учреждения по методу Монтессори.

При Институте дошкольного образования велась научная , экспериментальная работа, связанная с Методом,- преподаватели кафедры студенты и другие энтузиасты, посвятившие себя изучению системы Монтессори, имели возможность непосредственной практики в Монтессори саду. Но  на одном из заседаний научно-педагогической секции Государственного ученого Совета в 1926 году  была принята резолюция, запрещающая метод Монтессори, поскольку он по целому ряду параметров ( отсутствие коллективного воспитания, связь с жизнью, с общественно –полезным трудом) совершенно расходилась с официальными педагогическими установками и идеологическими догмами.

Нарастающий в наши дни большой интерес к идеям и опыту М.Монтессори глубоко символичен. Это связано с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка, с необходимостью развития способности успешно действовать в непрерывно меняющемся мире.