logo search
УМК по МПЯ

Лекция 8. Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов. Егэ: итоги и перспективы.

Обучение и контроль — два звена одного процесса. Они регламентируются одними и теми же государственными документами, в частности Государственным образовательным стандартом. Содержание контроля определяется целями обучения, сформулированными в стандарте на языке компетенций. Компетентностный подход, реализованный в системе контроля, предполагает, что объектом проверки являются не отдельные знания, умения и навыки, а три компетенции — лингвистическая, языковая и коммуникативная. В этом случае итоговая работа полностью контролирует процесс обучения.

При проведении такой работы используются в качестве измерителей различного рода тестовые задания: с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом (сочинение).

Меняется также и система оценивания работы: вместо обобщенной, фактически качественной характеристики результатов работы посредством пятибалльной школьной шкалы используется аналитическая количественная характеристика всех компонентов, которая синтезируется и позволяет более точно и объективно оценить ту или иную компетенцию. Такой подход (в сочетании с возможностью использования компьютерной техники) обеспечивает значительно большую объективность результатов.

Проблема контроля образовательных достижений учащихся, вовсе не новая для школы, в настоящее время приобретает особую актуальность. В известной мере это связано с процессами демократизации в системе общего образования. Сосуществование в нашей стране различных по уровню и профилю типов школ, работающих по разным программам и учебникам, создает ситуацию, таящую в себе опасность распада единого в прошлом образовательного пространства.

Предупредить нежелательный разрыв призван прежде всего госстандарт, устанавливающий единый образовательный минимум для всех типов школ. Ту же задачу, но иными средствами решает и система республиканского мониторинга, в частности Единый государственный экзамен (ЕГЭ). В их функции входит налаживание регулярного контроля за уровнем достижения учащимися требований образовательного стандарта, обеспечение единого подхода к оценке качества подготовки учащихся, отслеживание и выравнивание качества преподавания во всех школах страны.

В этих условиях потребовалось уточнить или заново решить ряд вопросов, связанных с организацией итогового контроля, содержанием контрольно-измерительных материалов, технологией проведения контрольных срезов, системой оценивания уровня достижения требований госстандарта.

Контроль — это важная составляющая процесса обучения. На уроках русского языка так же, как и на уроках по другим предметам, контроль выполняет две функции — собственно проверочную и диагностическую. В первом случае целью контроля является определение уровня подготовки учащихся по русскому языку, во втором — выявление недостаточно прочно усвоенных тем, выяснение причин, затрудняющих усвоение материала.

В любом случае контроль обеспечивает обратную связь: он вовремя сигнализирует учителю об успехах или пробелах в знаниях учащихся, о необходимости вернуться со всем классом к ранее пройденному и недостаточно освоенному большинством учащихся материалу или оказать своевременную помощь отдельным отставшим ученикам.

Общеизвестна также обучающая и воспитывающая роль контроля. Регулярно проводимый тематический и итоговый контроль организует труд учащихся и учителя, обеспечивает достаточно высокий уровень преподавания всех разделов курса, способствует систематизации знаний учащихся, выработке у них более прочных умений и навыков, помогает детям объективно оценивать свои успехи, порождает стимулы к учению, формирует ответственное, уважительное отношение к собственной учебной деятельности.

По месту в учебном процессе выделяют текущий (тематический) и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в процессе изучения той или иной темы и, как правило, заключается в проверке усвоения нового материала. Итоговый контроль, как ясно из названия, проводится в конце изучения темы, раздела, всего курса русского языка и проверяет усвоение всех основных, базовых понятий, изученных ко времени проведения проверки, и овладение ведущими целевыми умениями.

Оба вида контроля — и текущий, и итоговый — многофункциональны, но если текущему контролю примерно в равной мере присущи все функции — и контрольная, и диагностическая, и воспитывающая, и обучающая, — то для итогового контроля приоритетными являются проверочная и обучающая функции. Именно этот вид контроля, особенно если он используется в централизованном порядке, способен не только проверить и оценить уровень достижений учащихся и качество преподавания, но и обеспечить единство требований к подготовке учащихся и уровню преподавания. Этим и объясняется повышенный интерес к итоговому контролю в настоящее время. * Обучение и контроль — два звена одного образовательного процесса, поэтому основным документом, определяющим содержание как обучения, так и контроля, является образовательный стандарт по родному языку. Проблема содержания итогового контроля сводится, таким образом, к тому, чтобы отобрать из Обязательного минимума образовательного стандарта еще один репрезентативный минимум, достаточный для того, чтобы объективно и с необходимой полнотой проверить и оценить подготовку учащихся по тому или иному разделу или всему курсу русского языка.

При отборе материала для итогового контроля следует руководствоваться спецификой самого предмета и целями его изучения в школе.

Специфика предмета «Родной язык» состоит в его особой теоретико-практической направленности. Учащиеся средней школы фактически им владеют: они умеют читать, писать, говорить на родном языке, понимают устную речь. Казалось бы, зачем обучать известному?

Однако дело в том, что знание родного языка, вынесенное из детства, — это неосознаваемое знание. Ребенок получил его непроизвольно, знакомясь в раннем детстве с окружающим его миром, деятельностно осваивая этот мир. Это непосредственное знание языка обеспечивает общение в привычных бытовых условиях, однако его недостаточно, чтобы построить высказывание в других, не бытовых сферах общения, а главное, таким знанием языка нельзя воспользоваться как инструментом самоконтроля, развития и совершенствования речи. Для этого нужны знания осознанные, опосредованные в лингвистических понятиях. Как отмечал Л. С. Выготский1, «развитие родного языка начинается со свободного, спонтанного пользования речью и завершается осознанием речевых форм и овладением ими».

Именно эту цель — осознание ребенком собственного речевого опыта — и преследует школьный курс родного языка, в котором закладываются основы лингвистических знаний, изучается строй языка и на этой теоретической базе совершенствуется детская речь.

В Российской Федерации вот уже несколько лет продолжается эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). С 2007 г. ЕГЭ проводился и в Кемеровской области, а с 2008 года ЕГЭ по русскому языку становится обязательной формой итоговой аттестации выпускников нашей области. Для успешной сдачи экзамена необходима систематическая и целенаправленная подготовка, требующая повторения всех основных разделов школьного курса русского языка (фонетики, лексикологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса, культуры речи, орфографии и пунктуации), а также закрепления навыков речеведения. Эти лингвистические знания, а также языковые и коммуникативные умения проверяются при выполнении экзаменационного теста.

Структура экзаменационной работы

В работу по русскому языку включено 31 задание с выбором ответа из 4-х предложенных, 8 заданий открытого типа, требующих краткого ответа учащегося, и одно задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение).

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей.