logo search
UMK_PVSh

Условия успешного формирования личности студента в высшей школе

Формирование личности студента – это процесс происходящих по разным причинам изменений в личности студента, приводящий со временем к качественным изменениям, оформляющимся в его особенности, качества, их совокупности, свойства, сопоставимые с моделью выпускника высшегообразовательного учреждения.

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. Формирование личности — это процесс совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто — субъективно творческий.

Формирование личности будущего специалиста в высшей школе – сложный и многогранный процесс, успех которого обеспечивается, прежде всего, его организацией и планированием, созданием внешних и внутренних условий для развития и интенсивного проявления необходимых качеств, обогащения знаний, навыков и умений обучающихся.

В течение 4—5 лет обучения в высшей школе, молодые люди находятся в специфических условия высшего учебного заведения, что не может не отражаться на изменениях в их личности.Личностно-формирующий потенциал образовательного учреждения велик и связан с четырьмя группами влияний:

К условиям, сказывающимся на формировании личности студентов, относятся:

Вся эта совокупность условий должна быть постоянным объектом педагогического мониторинга и оценки, психологического и педагогического усовершенствования.

Для успешного формирования специалиста в высшей школе необходимо:

а) отношение к будущей профессии, обучению, понимание его значения для успешной профессиональной деятельности, дисциплинированность, эрудиция, интеллигентность;

б) знание особенностей будущей профессиональной деятельности, ее требований к специалисту, принципов руководства трудовым коллективом и т.п.;

в) уровень владения формами и методами организационно-воспитательной работы в трудовом коллективе;

г) степень сознательной саморегуляции в сложных ситуациях;

д) самооценка своего поведения, действий и качеств с точки зрения их соответствия требованиям общества.

Выделяют три группы условий успешного формирования личности студента в вузе обеспечиваемые:

  1. самим учащимся;

  2. преподавателями и руководителями вуза;

  3. совместной деятельностью студентов и преподавателей.

К условиям первой группы относят:

Чем активнее и инициативнее будут студенты на занятиях, при выполнении заданий, тем успешнее они овладевают необходимыми знаниями и навыками, тем интенсивнее у них формируются качества будущих специалистов.

Условия второй группы:

К третьей группе относят:

Реализация вышеназванных условий основываются на комплексном подходе к воспитанию и обучению студентов [3].

Существенно формирующее личность студента влияние стиля и методов преподавания. Оно улучшается:

Применяемые преподавателями стиль и методы сказываются на то, как идет формирование профессиональной направленности студентов, развитие способностей, профессионального мышления и других качеств.

Положительно сказывается руководство преподавателя учением студентов. Эффект повышается, когда преподаватель: