logo search
Вопросы и ответы к госэкзамену

Сущность, задачи и содержание антиалкогольного и антинаркотического вспитания учащихся.

Объективные причины связаны с влиянием социальной среды: питейные (алкогольные) обычаи, обрядовые нормы поведения населения, бытовое пьянство, молодёжные группировки, СМИ. К этому добавляются психологические особенности подросткового возраста. Субъективные причины — алкогольные установки и представления, отсутствие научных знаний о механизме действия алкоголя и наркотиков на организм человека. Употребление токсических веществ выступает как составная часть молодёжной культуры, средство решения (облегчения) стоящих перед подростком проблем (общения, самоутверждения, ухода от действительности и др.). В некоторых случаях имеются неблагоприятные биологические факторы (предрасположенность к алкоголизму).

Задачи антиалкогольного воспитания:

Содержание.

Правовая основа антиалкогольного и антинаркотического воспитания — юридически закреплённый принцип недопустимости употреблять алкоголь и наркотики детьми и подростками. Закон предусматривает административную ответственность родителей или других лиц за вовлечение несовершеннолетнего в пьянство и употребление наркотиков. Появление несовершеннолетних (до 16 лет) в пьяном виде в общественных местах влечёт за собой наложение штрафа на их родителей. Продажа спиртных напитков лицам до 18 лет запрещена. В образовательных учреждениях противоалкогольное и противонаркотическое просвещение проводится на протяжении всех лет обучения с учётом возрастных особенностей детей и с использованием всех возможных методов: вербальных (лекции, беседы), наглядных (показ действия алкоголя на живое) и практических (обучающие игры, пример взрослых). Кроме того, в воспитательных учреждениях предусматривается:

Органы правопорядка, обращая особое внимание на подростков, часто употребляющих алкоголь:

  1. налаживают систему выявления, учёта, активного социального и медицинского наблюдения за ними;

  2. организуют специализированные подростковые кабинеты при психоневрологических и наркологических диспансерах;

  3. проводят коррекцию ближайшего социального окружения подростка;

  4. мобилизуют общественность, органы самоуправления на борьбу с пьянством.

Особенность технологии антиалкогольного воспитания в том, что этот процесс сложный и длительный. В нём возможны и временные компромиссы (а не безоговорочные запреты), терпеливая и постепенная подготовка молодого человека к правильной оценке своего образа жизни.

Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение»

Крайние формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних представляют противоправные действия (прописанные в Гражданском или Уголовном кодексах). Чаще всего подросток оказывается на скамье подсудимых по наивности, по незнанию законов (что не освобождает от наказания), под влиянием взрослых преступных элементов или через участие в группировке. Правоохранительные органы заводят на правонарушителя дело, расследуют преступление и передают дело в комиссию по делам несовершеннолетних либо в суд. По определению суда несовершеннолетний правонарушитель может попасть в изолятор, в трудовую колонию или спецшколу. В этих учреждениях, находящиеся под следствием или приговорённые судом содержатся под охраной, за колючей проволокой, где соблюдается тюремный режим. По отношению к несовершеннолетним суд основывается на презумпции невиновности, принципе спасения, защите прав ребёнка, максимальном смягчении наказания. В детских исправительных учреждениях стремятся создать максимально благоприятную среду для перевоспитания. Однако соприкосновение подростка с преступным миром, в котором действуют уголовные правила и законы (месть, беспрекословное подчинение вожаку, извращённые ритуалы посвящения, асоциальные взгляды на труд и на воровство и т.д.), часто служат той «школой», которая ещё больше развращает подростка.

Предтечи, разновидности, последователи

Исправительные учреждения (колонии) для малолетних правонарушителей в России (В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, М.М. Пистрак) накопили большой опыт. Широкую известность получила работа колоний им. М. Горького и им. Ф.Э. Дзержинского, которыми руководил А.С. Макаренко. В колонии для несовершеннолетних преступников А.С. Макаренко разработал и ввёл принципы отношений педагогов и воспитанников:

Центр социальной реабилитации А.Г. Петрынина (г. Хабаровск) — полный комплекс психолого-педагогичсской и медицинской системы, включающий интернат, приют, общеобразовательную школу, ПТУ, кабинеты медико-психологической помощи (с врачами всех детских профилей). Одни дети поступают в центр Петрынина по своему желанию, от родителей, других педагоги находят в подвалах, на улице, некоторых берут прямо из зала суда (под ответственность директора).