logo search
ответы по детской литературе с 1го по 10й

4 Вопрос Народная сказка. Роль в детском чтении. Основные жанры.

Сказка — считает Э.К. Померанцева — это эпическое, преимущественно прозаическое, художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Этот основной принцип художественного метода сказки не лишает ее, однако, связи с действительностью, определяющей идейное содержание, тематику, язык, характер сюжетов, деталей повествования. [13, С. 80]. По мнению В.П. Аникина, «не установка на вымысел является главной чертой сказки, а установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла» [2, С.69]. Так или иначе, но суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании этих двух элементов смысла: фантазии и правды. На этой основе возникает классификация видов сказок, более или менее общепринятая, хотя и не вполне единообразная. Первым из наших ученых, кто столкнулся с необходимостью упорядочения огромного и пестрого сказочного мира был А.Н. Афанасьев. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются — разумеется, условно — сказки, посвященные животным, сказки о событиях необычайных и сверхъестественных, сказки приключенческие и социально-бытовые, сатирические сказки и сказки-анекдоты, докучные сказки и сказки-перевертыши и т.п. Очевидно, что резко очерченных границ названные группы сказок не имеют, но такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказке и поможет детям, размышлять о сказках в рамках условной «системы». Я считаю целесообразным рассмотреть основные типы сказок, выделенные по жанрово-содержательному принципу: ^ 1. Сказки о животных. Объектом народного художественного творчества стал не только человек, но также и все живое на планете (а порой — и не только живое). Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характерные повадки, «образ жизни» и т.п. Отсюда живой, напряженный текст сказок. Большинство сказок о животных пронизывает целостность самоощущения: человек на заре своей истории глубоко чувствовал родство с природой, был ее частицей, искал у нее защиты и понимания. Очевиден и позднее привнесенный, басенный, притчевый смысл многих сказок о животных. ^ 2. Волшебные сказки. Отделить волшебную сказку от других бывает нелегко: ведь вымысел и чудеса характеризуют едва ли не все сказки вообще. Но хотя специфика волшебной сказки научно не определена однозначно, одним из ее признаков становится то обстоятельство, что «ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила. Волшебная сказка изобилует чудесами» [3, С.88]. В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром и его художественного осмысления. ^ 3. Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых (новеллистических, авантюрно-бытовых) сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, доброта, благородство под маской простоватости и наивности противостоят тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие: это жадность, зависть, злоба, лживость. Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, сатирические, новеллистические и т.п. Бытовая сказка содержит элемент социальной и нравственной критики: похвала и осуждение в бытовых сказках — назидательное начало — звучат сильнее. Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования. Стремление к справедливости, мысль о равенстве людей и их возможностей характеризуют сказку как жанр в целом. Счастливый конец сказки — это тот гуманистический оптимизм, который составляет основу всей деятельности сказочного героя. Следует отметить при этом, что радостный финал волшебной сказки чаще становится результатом воздействия чудесных сил вне человека, бытовая же сказка обязана удачным разрешением всех неурядиц чаще всего смекалке, твердости духа, доброте самих героев. Однако, во всех случаях, порок оказывается посрамленным, а благородные качества или обыденные, приземленные свойства персонажа из народа — награжденными радостью, достатком, удачным поворотом судьбы. В сказке снимаются и компенсируются обиды, горести, несчастья, восстанавливается исконная гармония человека и мира. В основном в сказке два типа героев: «высокий» и «низкий». Первый от природы наделен и красотой, и властью, и богатством, но судьба посылает ему тяжкие испытания, преодолевая которые (благодаря благородным качествам и побуждениям), он выходит победителем и подтверждает свое моральное, человеческое право на счастье. «Низкому» герою волшебной и бытовой сказки нередко свойственны пассивность, чудачество, резкое отличие от «нормально» ведущих себя персонажей. Такой герой по-своему бывает лукав и непредсказуем, но никогда им не движет стремление к выгоде в ущерб другим, злоба, корысть или жажда власти. Он может только прикрываться личиной недотепы, будучи на самом деле человеком себе на уме, т.е. более дальновидным и предусмотрительным. Герой сказки, как правило, проявляет себя в столкновении, противостоянии, борьбе. Это может быть конфликт с природой, сражение героя со злыми силами в самом разном обличье: нечистая сила, чудовищное порождение природы, несчастливые обстоятельства и т.п. Контрастность внешности, поступков, целей — постоянная примета сказки, деление образов на положительные и отрицательные обычно для сказки. Правда, последнее обстоятельство может открываться не сразу, а когда персонаж превращается в подлинного героя, только пройдя через множество испытаний, изменившись и утвердив себя как личность. В целом сказку отличает устойчивая поэтика. Это напряженный сюжет и счастливый финал, динамичное развитие действия, острота конфликта, контрастная группировка персонажей. Специфично для сказки трехступенчатое построение, когда действие, событие повторяются, обогащаясь новыми оттенками смысла. Чаще всего сказка имеет «вневременной» характер, когда ни место, ни время событий точно не определены, а картины природы и приметы быта носят весьма условный характер. И это совершенно понятно, потому что нравственно-эстетическая, дидактическая функция сказки всегда и безусловно превалирует над познавательной. Идеализация и поэтизация мира добра и красоты нигде не декларируются с такой прямотой, как в сказке.