logo search
Культурология (2005), А

Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56

Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли 56

Глава 2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России 59

Глава 3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания 62

Глава 4. Духовный потенциал русской культуры 67

Глава 5. Современные аксиологические концепции культуры 74

Заключение. Современная культура: есть ли надежда на выживание? 81

Библиографический Список 85

ПРЕДИСЛОВИЕ

Автор не ставил своей целью повторить уже существующие и достаточно многочисленные издания, допущенные в качестве учебников и учебных пособий по культурологи.

Предлагаемый курс лекций сложился за 15 лет преподавания данной дисциплины (первоначально – истории мировой и отечественной культуры) в техническом вузе, где на предметы гуманитарного цикла отводится, как правило, не более 36 учебных часов.

Автор постарался вычленить, на его взгляд, главное, что должны получить студенты, изучая комплексную гуманитарную дисциплину в столь ограниченные сроки.

Решение такой достаточно непростой задачи могла обеспечить только верно выбранная методология исследования, которая определилась как единство системно-деятельностного и аксиологического подходов в анализе культурных феноменов. Такой подход обусловил приоритеты: в главах 1–5 обозначается сам предмет исследования, рассматривается историческая динамика культуры как осуществление специфического способа (способов) человеческой деятельности; в главе 6 автор, определяя исторически сложившиеся базовые ценности русской культуры, обосновывает, что, в отличие от других теоретических подходов, культуру изнутри позволяет увидеть современное аксиологическое знание и, в частности, понять, что переживаемое нами сегодня состояние культуры не отменяет духовных ценностей, но заставляет переосмыслить их, как и прежде, заново. При этом автор уверен, что пессимистические прогнозы по поводу того, как далеко зашел разрыв цивилизации и культуры, не продуктивны, а задачей культурологов, как раз, и являются поиски путей восстановления утерянных культурных связей и формирования в общественном сознании приоритета духовных ценностей над «ценностями» престижного потребления.