logo search
дипломная работа

1.3 Способы формирования коммуникативных умений в хозяйственно-бытовом труде.

Хозяйственно-бытовой труд — это поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах) и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

В младшей группе детского сада к хозяйственно-бытовому труду педагог приобщает детей постепенно. Он привлекает их к труду в качестве своих помощников: вынести на участок игрушки, поставить стульчики к столам, принести материалы для занятий, расставить хлебницы на столы, разложить ложки, протереть кукольную мебель и др.

Самым приемлемым для малышей является совместный труд со взрослыми, поскольку они еще не выделяют труд из других видов деятельности, превращают его в игру. В совместном же труде со взрослыми малыши видят пример рационально организованной работы, легче овладевают трудовыми умениями, ощущают себя настоящими помощниками, начинают понимать значимость своего труда.

Педагог ставит цель предстоящего труда, объясняет в доступной форме его значение, выделяет способы его выполнения и последовательность действий. Делает все вместе с детьми, обращая их внимание как на результат отдельных действий, так и на конечный итог, оценивает его. В работе с малышами важно детально показать, подробно объяснить каждый приём работы.

По мере овладения детьми тем или иным трудовым действием все большие требования воспитатель предъявляет к их самостоятельности в выполнении работы. Не следует делать за них то, что они могут сделать сами.

Воспитатель использует индивидуальные и совместные трудовые поручения.

Во второй половине года по мере овладения детьми необходимыми трудовыми операциями вводится дежурство по столовой. Обязанности дежурных невелики (расставлять хлебницы, салфетницы, раскладывать ложки), но осознание причастности к делам группы, необходимость тщательно выполнять порученное дело воспитывают у малышей ответственное отношение к труду и самостоятельность. На первоначальных этапах дежурный накрывает на стол вместе с воспитателем, в дальнейшем ребенок делает это сам с незначительной помощью взрослого. Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Дежурные должны быть в специальной форме (фартуки, колпаки и др.). Важно содействовать тому, чтобы само дежурство доставляло радость, чтобы дети воспринимали его как ответственное дело, ощущали свою значимость, гордились тем, что работу дежурных доверили именно им.

Педагог обращает внимание и на труд взрослых, помогает детям увидеть, как взрослые используют в своей деятельности орудия труда (инструменты, бытовые приборы). Проводятся наблюдения за работой повара, врача, помощника воспитателя.

Полезно в присутствии детей что-то подремонтировать, подправить, попросив при этом кого-нибудь подержать инструмент, принести, отнести нужный материал.

В средней группе содержание хозяйственно – бытового труда усложняется и обогащается за счет увеличении количества его процессов. Расширение содержания этого вида труда создает возможности для систематического включении детей группы в труд, воспитания у них привычки к трудовому усилию, самостоятельности, стремления сделать что-то принятое для взрослых и сверстников.

Основной формой организации этого труда являются трудовые поручения, которые могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Воспитатель приучает детей не только по указанию взрослого выполнять отдельные действия (сними игрушки с полки, принеси тряпочку для вытирания полки от пыли и т. д.), но и выполнять задание по общей инструкции (например, убрать полку с игрушками). На первых этапах воспитатель напоминает последовательность действий, осуществляет контроль за качеством их выполнения.

Широко используются поручения постоянного, эпизодического и отсроченного характера. Постоянные поручения являются подготовкой к выполнению детьми обязанностей. Эпизодические поручения выполняются на протяжении всего дня, необходимость в них может возникнуть в любую минуту. В процессе выполнения таких поручений у детей совершенствуются трудовые умения и навыки, формируются общественно значимые мотивы труда. Отсроченные поручения воспитывают у детей ответственность.

Практический характер поручений не исключает естественных в этом возрасте элементов игры в процессе их выполнения. Труд в сочетании с игрой содействует воспитанию у детей желания трудиться, помогает им в достижении цели.

Другой формой организации детского труда являются дежурства (по столовой и по подготовке к занятиям). Конкретный и наглядный результат, общественно значимая польза дежурств делают их в глазах детей важным и серьезным делом.

Дежурные по столовой самостоятельно раскладывают на столах приборы, расставляют посуду (хлебницы, салфетницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки).

В уголке дежурного располагается все необходимое для труда: фартуки, шапочки, веники, совочки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы ставятся в такое место, чтобы детям было удобно самостоятельно брать и убирать их после пользования.

Дежурные по подготовке к занятиям готовят материалы, необходимые для каждого вида занятий (для рисования карандашами, красками, для лепки и аппликации и др.), по окончании раскладывают пособия и материалы на места их хранения.

Во время дежурств в начале года дети часто совершают немало «промашек»: разбивается посуда, проливаются на стол суп, компот и т. д.). Не следует заострять на этом внимания, а тем более наказывать дежурного, поскольку ребенок огорчается, теряет веру в свои силы. Лучше лишний раз показать правильные действия, напомнить последовательность их выполнения, отрегулировать темп работы. Помощь воспитателя необходима дежурным, чтобы они не ощутили своей неумелости, чтобы у них росла уверенность в своих возможностях, возникало желание снова дежурить.

С целью закрепления навыков можно проводить дидактические игры типа «Научим Чебурашку дежурить», «Как Мишка помогал Кате дежурить» и др.

Дети нуждаются в показе отдельных приемов не только в начале года. Следует и в дальнейшем напоминать им о рациональной последовательности действий, об общественной значимости труда дежурных.

Оценивая труд дежурных, педагог отмечает, насколько они проявляли заботу о товарищах, были внимательны к ним, как отнеслись к своим обязанностям (аккуратно, старательно трудились, не отвлекались от дела и др.). Постепенно дети осознают значение труда дежурных, его общественную направленность. У них формируется ответственное отношение к делу.

В старшей группе содержание хозяйственно-бытового труда расширяется: дети полностью сервируют стол, раздают вторые, третьи блюда, убирают посуду после еды; раскладывают на столы материалы и пособия для занятий, моют кисточки, баночки, тряпочки, используемые на занятиях по рисованию, по аппликации; вытирают столы после работы; убирают на место материалы и пособия; участвуют в еженедельной уборке групповой комнаты, поддерживают чистоту м порядок на участке детского сада. Вместе со взрослыми ремонтируют игрушки, подклеивают книжки, коробки из-под настольных игр.

Воспитатель приучает проявлять заботу о младших детях: помогать им одеваться и раздеваться, наводить порядок в групповой комнате и на участке.

Усложняется содержание поручений, педагогу следует стимулировать самостоятельность и творчество при выполнении порученного дела. Необходимо формировать умение применять усвоенные навыки в разных условиях (в других помещениях, на участке, в младших группах).

Перед выполнением коллективных поручений нужно обсудить с детьми их последовательность: с чего начинать работу, что подготовить, как организовать труд, распределить обязанности. Если приемы работы незнакомы детям, воспитатель сам включается в труд, показывает, как выполнить трудное или незнакомое действие. При подведении результатов труда объясняет детям, как качество труда каждого участника влияет на общий результат.

Ежедневно организуются 1-2 поручения, в каждом из которых принимают участие 3-4 ребенка. Воспитатель постепенно приучает детей самих ставить цель трудовой деятельности, планировать работу, доводить ее до конца.

Дежурные становятся настоящими помощниками воспитателя. Взрослый всячески подчеркивает важность их труда, приучает детей группы благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.

Значительно чаще, чем ранее, организуется совместная трудовая деятельность детей. При комплектовании микрогрупп для выполнения совместных трудовых заданий следует учитывать совместимость детей, их взаимные симпатии, индивидуальные особенности.

Особое значение имеет организация совместного труда старших и младших детей. Старшие дошкольники показывают и объясняют младшим правильные приемы работы, что ведет к более глубокому их осознанию, повторению и закреплению. У старших дошкольников появляется возможность более успешно развить организаторские способности, раньше проявить чувство «взрослости». Опыт старших детей используется в качестве образца для усвоения малышами трудовых умений.

Поскольку хозяйственно-бытовой труд — труд будничный, однообразный, требующий терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля, воспитатель поддерживает у детей положительно-эмоциональное отношение к этому виду труда. Не допускает авторитарного нажима на детей, избегает отрицательных оценок поведения, умений и навыков детей в процессе трудовой деятельности.

Используются игровые формы организации труда, например труд «Мастерской добрых дел»; нестандартные формы проведения дежурств, например комплексное «Дежурство по выполнению полезных дел».

Однако не стоит стремиться сделать этот вид труда только занимательным. Нужно показать детям его естественность и жизненную необходимость, объяснить его значение для поддержания постоянного порядка в групповой комнате и на участке.

Следует помнить о необходимости дифференцированного воспитания детей разного пола, у мальчиков поддерживать, стимулировать стремление выполнять «мужской труд», брать на себя более тяжелые трудовые поручения, требующие физической силы; у девочек воспитывать заботливость, привычку следить за аккуратностью внешнего вида как своего, так и мальчиков, умение сохранять порядок в помещении, обращать внимание на эстетику быта и др.).

Литература

1. Аванесова В.Н., Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе – М.: Просвещение – 1979

2. Бученко П.Н., Воспитание самостоятельности в труде Васильева М.А., Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – М.: Просвещение – 1984 – 55–59 с.

3. Буре Р.С., Воспитание дошкольников в труде – М.: Просвещение, 1971

4. Буре Р.С., Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду – М.: Просвещение, 1987 – 194 – 195 с.

5. Буре Р.С., Година Г.И., Учите детей трудиться – М.: 1983.

6. Воспитание детей в труде // Нечаева В.Г. – М.: Просвещение – 1983.

7. Воспитание детей третьего года жизни // Нечаева В.Г. – М.: Просвещение – 1965.

8. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста // Година Г.Н., Пилючиной Э.Г., М.: Просвещение – 1987.

9. Галлер Л.А., Все начинается с примера – Минск – 1982.

10. Гулегенова Л.Т., На детском огороде // Дошкольное воспитание – 1997 – №6.

11. Дошкольная педагогика // Ядешко В.Н., Сохина Ф.А., М.: Просвещение – 1978 – гл. 14 – 276 – 292 с.

12. Ильина Р.А., Воспитание трудолюбия и любви к природе // Васильева М.А.: Просвещение – 1984 – 51 – 55 с.

13. Козлова С.А., Куликова Т.А., Дошкольная педагогика – М.: Просвещение – 2001 – 174 с.

14. Козьменко А., Организация дежурства и их роль в воспитании // Дошкольное воспитание – 1987 – №12 – 12–16 с.

15. Кокорева Н.Н., Бондаренко А.К., Любить труд на родной земле – М.: Просвещение – 1987.

16. Куцакова Л., Дошколята трудятся // Дошкольное воспитание – 1993 – №8 – 26–33 с.

17. Куцакова Л., Конструирование и ручной труд в детском саду – М.: Просвещение – 1990.

18. Маркова Т.А., Воспитание трудолюбия у дошкольников в семье – М.: Просвещение – 1991.

19. Сергеева Д.В., Воспитание детей в процессе трудовой деятельности – М.: Просвещение – 1987.

20. Урунтаева Г.А., Диагностика психических особенностей дошкольников – М.: Академия – 1996 – 96 с.