Основные средства передачи традиционной культуры народа
Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности. Речь идет, во-первых, о сведениях, касающихся редкостных сообществ, не тронутых современной цивилизацией, и, во-вторых, о трудах ученых и путешественников XIII - начала XIX в., содержащих описание жизни аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Сибири, Южной и Северной Америки, которых застали на стадии первобытного развития. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр. Красноречивые свидетельства о воспитании, принятом у древних людей, донесли народные игры, обряды, развлечения, фольклор, корни которых уходят в тьму веков. Плодотворным средством познания является изучение метафорического уровня того или иного языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.). Например, древнее латинское выражение "собирать виноград в ежевике" означает совет учиться быть терпимым к сородичамБез учета некоторых свойств человеческой психики невозможно раскрыть механизм, обеспечивающий как устойчивость общих черт деятельности и поведения членов отдельных этнических коллективов, так и передачу ими этих черт из поколения в поколение. Основу данного механизма составляют инвариантные образования человеческой психики — психические стереотипы. Это, с одной стороны, так называемые динамические стереотипы, лежащие в основе автоматизированных элементов поведения людей (привычек), с другой. — стереотипы-«значения», составляющие в форме «понятий», «знаний», «умений», «норм поведения» содержание общественного сознания. Существенно, однако, сразу же подчеркнуть, что формирование подобных свойств психики у человека имеет свои специфические особенности. Как известно, биологическая наследственность не распространяется на культурные достижения человечества, его общественно-исторический опыт. Поколенная передача этого опыта осуществляется у человека в результате прижизненного усвоения, так называемой социализации личности. При этом у людей осознанный характер передачи стереотипов явно преобладает над интуитивным. Необходимо иметь в виду и то, что в отличие от животных у людей в качестве основного средства передачи опыта выступает такой социальный инструмент, как язык.
Всякая модель культуры содержит в себе разделение явлений окружающей человека действительности «на мир фактов и мир знаков». Крупнейший философ XX века Ю.М.Лотман писал: «...памятники материальной культуры, орудия производства в создающем и использующем их обществе играют двоякую роль: с одной стороны, они служат практическим целям, с другой: - концентрируя в себе опыт предшествующей трудовой деятельности, выступают как средство хранения и передачи информации...»1. В частности, дом, с одной стороны, принадлежит человеку, олицетворяя его вещный мир, с другой - дом связывает человека с внешним миром, являясь в определенном смысле репликой внешнего мира, уменьшенной до размеров человека.
В роли основных средств передачи традиционных схем освоения мира, социального опыта и культурных образцов выступали обряды, сопровождающие строительство жилища и его обживание. Обряды складывались на протяжении многих лет и в концентрированном виде отражали наиболее существенные для жизни человека и коллектива события, обладающие сакральным значением. Суть ритуала заключалась в подтверждении соответствия между сакральным образцом и осуществляемым действием
Этнографические исследования свидетельствуют также о жизнестойкости народной культуры, которая даже на современном этапе исторического развития предоставляет примеры древнейших обычаев и ритуалов. Наши современники, порой не подозревая, до сих пор сохраняют в себе рудименты древнейших воззрений, которые, к сожалению, становятся все менее осязаемы, понятны и поэтому безвозвратно уходят. В этом заключается одна из причин проведения нами традиционных обрядов
Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У африканских готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Нравственным назиданиям родителей также придавался магический смысл. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: " Будь добрым, не бери чужого".
- Предмет и задачи истории педагогики как учебного курса. Хронология истории педагогики.
- Происхождение воспитания – биологическое и социальное наследование. Этапы антропогенеза и развитие воспитательных механизмов.
- Основные средства передачи традиционной культуры народа
- Основные формы воспитания.
- Культура древнейших государств (Египет, Шумеры, Вавилон, Иудея и др.). Особенности становления педагогических традиций, возникновение письменности и школы.
- Влияние религии на развитие педагогической систему древних цивилизаций.
- Развитие педагогической мысли в Дальне – Восточной цивилизации (Китай).
- Особенности педагогических традиций Южно – Азиатской великой цивилизации (Древняя Индия).
- Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья (Спарта, Афины, Римская империя).
- Зарождение педагогической теории в трудах древнегреческих философов.
- Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии.
- Философско – педагогическая мысль Западной Европы в период Средневековья.
- Развитие гуманистическо – педагогической мысли в эпоху Возрождения и Реформации.
- Основные тенденции развития педагогики Нового времени (середина 17в. – конец 18в.)
- Ж.Ж. Руссо. Теория естественного воспитания.
- Тенденции развития школьного образования и новые типу учебных заведений в зарубежной педагогике 17-18в.
- Ф. Фребель. Педагогическая концепция воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Традиции семейного, домашнего и общественного воспитания детей дошкольного возраста в странах Западной Европы и Америки 17-18 вв.
- Особенности педагогического реформаторского движения. Смена педагогических парадигм (19 – начало 20в.)
- Школьные реформы и их итоги середины 20 века в зарубежной педагогике.
- Воспитание у восточных славян.
- Педагогические идеи в литературных памятниках древнерусской литературы.
- Особенности организации семейной жизни и воспитания детей древнерусского народа
- Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (14-17вв.) Распространение грамоты. Просветительская деятельность печатника и. Федорова.
- Дворянско – государственная педагогика России (18 – сер.19 вв.). Политика Петра 1 в области образования.
- Развитие теоретической педагогики 18 века в России (в. Татищев, и.Посошков, ф.Прокопович и др.)
- Основные тенденции развития системы образования в России начала 18 века.
- Основные тенденции развития системы образования в России второй половины 18 века.
- Общая характеристика образования России 19в. (Славянофильство, западничество, и др.)
- Различные педагогические идеи и их влияние на развитие образования России 19 в. (Народность, славянофильство, западничество и др.)
- Школа и дошкольные учреждения в России конца 19-начала 20 века.
- 6) Западничество
- Отечественная школа и педагогика советского периода (1917 – 1960гг.)
- Организация системы государственного дошкольного образования (1917 – 1960гг.)
- Система образования конца 20в. В России. Новые педагогические идеи.
- Философия Конфуция.
- Философско – педагогические взгляды я.А.Коменского
- Философско – педагогические взгляды дж.Локка
- Философско – педагогические взгляды м.Монтессори.
- Философско-педагогические взгляды и.Пестолоцци.
- Философско-педагогические взгляды н.Новикова, и. Бецкого
- Философско-педагогические взгляды н.Пирогова
- Философско – педагогические взгляды к,д, Ушинского.
- Философско-педагогические взгляды л.Н. Толстого
- Философско-педагогические взгляды м.В. Ломоносова
- Закрытые сословно-дворянские учебные заведения.
- Московский университет и его влияние на развитие педагогики и школы.
- Педагогические идеи е.Н. Водовозовой
- Педагогические идеи а.Симонович.
- Педагогические идеи л.К. Шлегер.
- Педагогические идеи п.Ф. Лесгафта
- Педагогические идеи п.Ф. Каптерева
- Педагогические идеи е.А. Флериной.
- Педагогические идеи с.Т. Шацкого
- Педагогические идеи е.И. Тихеевой
- Педагогические идеи а.С. Макаренко.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского