Лекция 1. Дидактика как теория образования и обучения
План: 1. Понятие о дидактике, ее предмет и функции.
2. Проблемы дидактики.
3. Основные категории дидактики.
1. Понятие о дидактике, ее предмет и функции.
Разделом педагогики является дидактика. Этот термин происходит от греческого слова "дидактикос", что означает "обучающий". Впервые обоснование понятия "дидактика" было дано в труде Ян Амоса Коменского " Великая дидактика" (1632 г.), где дидактика рассматривалась как "всеобщее искусство всех учить всему". Рассматривая проблемы воспитания, Коменский особое внимание уделил вопросам образования и обучения. Но лишь в первой половине XIX века, когда были раскрыты объект и предмет, цели и задачи, законы и закономерности, принципы и правила, научные факты и обобщения, идеи и теории, специфические методы исследования дидактики как науки, она приобрела статус раздела педагогики.
Дидактика - это теория обучения и образования, которая разрабатывает теоретические основы процесса обучения и исследует общие закономерности познавательной деятельности человека. Основным предметом исследования дидактики является сущность процесса обучения как двух взаимосвязанных видов деятельности - педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Здесь на первый план выступает система отношений: учитель - ученик, ученик - учебный материал, ученик - другие ученики. Многообразие этих отношений влияет на сущность и характер обучения.
Выделяют две функции дидактики: теоретическую (диагностическую и прогностическую) и практическую (инструментальную). Если первая функция связана с описанием процесса обучения, его закономерностями, сущностью и т.п., то вторая функция - с конструированием проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог-практик в соответствии с целями образования. Обе функции неразрывно связаны между собой.
Дидактика отражает наиболее общие закономерности учебного процесса, осуществляемого в различных учебных заведениях при преподавании самых разных учебных дисциплин. Каждая учебная дисциплина имеет свою специфику, определяемую целью ее изучения, свои характерные особенности, закономерности, требует своих особых методов и организационных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактики, или частные методики преподавания отдельных учебных предметов.
Дидактика как общая теория образования и обучения разрабатывает теоретические и методические основы обучения, связанные с целями, содержанием, принципами, методами, организационными формами, средствами и результативностью обучения.
Дидактика связана со многими науками, так как процесс обучения исследуют психология, анатомия и физиология, школьная гигиена, методики отдельных учебных предметов, а также соответствующие учебным дисциплинам науки.
2. Проблемы дидактики.
Все проблемы, решаемые дидактикой, носят исторический и классовый характер. Основными проблемами современной дидактики являются:
1. Выбор целевого назначения образования, связанного с вариативностью обучения в школе. Здесь дидактика определяет цели и задачи обучения и образования.
2. Отбор материала для изучения в школе, т.е. проблема содержания образования. Здесь дидактика исследует педагогические основы содержания школьного образования.
3. Выявление сущности процесса обучения, связанной с исследованием закономерностей познавательной деятельности, влияющих на организацию, управление и технологию обучения.
4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. "Под оптимизацией учебно-воспитательного процесса в современной школе понимается выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наилучшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учителей и учащихся" (Ю.К.Бабанский).
5. Создание проблемных ситуаций и применение на уроках методов и приемов проблемного обучения.
6. Усиление межпредметных и внутрипредметных связей, дающих возможность актуализировать опорные знания, учебные и практические навыки и умения.
7. Разработка системы общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения.
8. Исследование и разработка организационных форм учебно-воспитательного процесса, их классификация, структура и методика.
9. Изучение закономерностей познавательной деятельности учащихся и пути повышения развивающих функций этой деятельности (целенаправленность учения, мотивация, актуализация опорных знаний, познавательная активность, самостоятельность, творчество, личностная заинтересованность, оценочная деятельность, связь обучения с жизнью и т.д.).
3. Основные категории дидактики.
Теория обучения оперирует свойственными ей понятиями. Наиболее употребительными терминами являются: обучение, образование, учение, принципы, содержание, методы обучения, формы организации обучения и др.
Образование - это процесс и результат обучения, связанный с усвоением учащимися знаний, умений и навыков, формированием мировоззрения, нравственных качеств личности, развитием их творческих сил и способностей.
Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся. Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения. Преподавание - процесс деятельности преподавателя в ходе обучения. Учение - процесс деятельности ученика в учебном процессе.
Принципы обучения - важнейшие дидактические требования, которые обеспечивают эффективное функционирование учебного процесса.
Содержание образования - система знаний, умений и навыков, которые являются основой для развития и формирования личности человека.
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, воспитанию и развитию в процессе обучения.
Формы организации обучения - это особенности объединения учащихся для занятий с учителем, в процессе которых совершается учебно-познавательная деятельность.
- Педагогика
- Часть 4. Теория обучения (Дидактика) содержание
- Лекция 1. Дидактика как теория образования и обучения
- Лекция 2. Процесс обучения
- Лекция 3. Принципы обучения
- Лекция 4. Содержание образования
- Лекция 5. Методы обучения
- Лекция 6. Средства обучения
- Лекция 7. Мотивация учения
- Лекция 8. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников
- Лекция 9. Формы организации обучения
- Лекция 10. Контроль в системе учебной деятельности
- Лекция 11. Умственное развитие
- Лекция 12. Таксономия учебных целей.
- Лекция 13. Диагностика умственного развития
- Лекция 14. Развитие школы как инновационный процесс
- Литература
- Пешкова Валентина Евгеньевна
- Часть 4. Теория обучения (Дидактика)