logo search
Учебник Семушина Л

3.1. Изучение и анализ профессиональных образовательных программ

Этот раздел мы посвящаем молодым и начинающим преподавателям, которые еще не разрабатывают учебные планы и программы, а пользуются теми, которые созданы более опытными педагогами. Начинающий преподаватель должен иметь полное представление о своем предмете.

Подготовка преподавателя к работе начинается с изучения и анализа профессиональной образовательной программы по специальности (учебного плана и учебных программ).

Прежде всего на основе анализа учебного плана устанавливают место учебной дисциплины в системе подготовки специалистов, ее объем, сроки изучения, смежные учебные дисциплины, на которые можно либо опираться, либо рассчитывать на то, что в процессе их изучения будут закрепляться знания и умения, полученные на данном учебном предмете. Важно выяснить сроки изучения смежных дисциплин, что позволит яснее представить характер связи с ними: предшествующий, сопутствующий или последующий. Необходимо ознакомиться и с содержанием учебных программ по смежным предметам, чтобы не допускать дублирования учебного материала.

Учебный план дает общее представление об организации изучения дисциплины, поскольку в нем указываются формы организации учебного процесса (виды учебных занятий), а также количество часов, отводимых на лабораторные, практические занятия, курсовое проектирование; формы завершения учебного курса (зачет, экзамен, курсовой проект или работа), обязательные рубежные проверки (контрольные работы, зачеты, семестровые экзамены.

Важный этап подготовки - изучение и анализ учебной программы по предмету. Прежде всего надо ознакомиться со структурой, логикой учебного материала, осмыслить дидактические задачи учебного предмета, требования к знаниям и умениям. В программе преподаватель отмечает условными обозначениями уровень усвое-

ния учебного элемента: какой материал является существенным, значимым, обязательным для запоминания и неоднократного воспроизведения, а какой дается для общего ознакомления как вспомогательный, справочный.

Круг формируемых профессиональных умений и навыков обычно указан в пояснительной записке к программе, а также в самом содержании практических занятий. Тем не менее преподаватель, сопоставляя содержание учебного материала с содержанием профессиональной деятельности будущего специалиста, определяет и другие умения и навыки, которые могут быть сформированы в процессе выполнения заданий, упражнений, решения задач.

Анализ учебных программ предполагает выявление в содержании учебного материала возможностей для воспитания и развития студента. Преподаватель отмечает, на каком материале следует акцентировать внимание для целенаправленного формирования научного мировоззрения, какие разделы, темы, факты, теоретические положения могут быть использованы для воспитания у студентов нравственных убеждений, развития гражданственных качеств личности, выработки профессиональной направленности. Анализ программы позволяет преподавателю наметить материал для развития творческого мышления, формирования у студентов умений и навыков самостоятельного умственного труда, развития познавательных интересов и способностей.

Анализ потенциала учебного материала для решения различных образовательных, воспитательных, развивающих задач позволяет преподавателю свободно ориентироваться в отборе как самого материала (факты, примеры, статистические сведения), так и методов обучения (проблемное, программированное обучение, решение ситуационных задач, самостоятельная работа с книгой).

Содержание обучения следует обновлять и пополнять, поэтому подбор учебного материала - это постоянная забота педагога. Для того чтобы свободно пользоваться материалом, его систематизируют, создают картотеки. Газетный материал, статистические сведения важно своевременно обновлять.