· Типология учебных проектов
В образовательной практике применяются разнообразные типы учебных проектов, которые можно классифицировать по различным основаниям (таблица 4. 2).
Таблица 4. 2. Классификация типов учебных проектов по различным основаниям
По масштабу | По продолжительности | По характеру деятельности участников | По предметной содержательной области | По характеру управления |
Групповые Общешкольные Региональные Международные | Краткосрочные Средней продолжительности Долгосрочные | Исследовательские Прикладные Информационные | Предметные Межпредметные Системные | Непосредственные Сетевые |
По масштабу применения проекты дифференцируются на групповые (над проектом работают ученики одного класса или параллели; проект могут выполнять учащиеся различных возрастов, что используется во внеклассной работе); общешкольные, когда одним проектом заняты очень многие ученики одного учебного заведения (например, учащиеся работают над проектом «100-летний юбилей нашей школы»: здесь всем найдется дело по душе); региональные – например, многие школы одного региона, города или сельского района, участвуют в проекте по экологическому мониторингу окружающей среды (здесь для обмена информацией широко используется электронная почта); международные, осуществление которых возможно только с помощью глобальной сети Интернет (по содержанию эти проекты носят экологический или поликультурный характер).
Продолжительность проектов может быть различной: от одного урока (лучше сдвоенного) до нескольких месяцев. На уроках применяются, как правило, краткосрочные проекты, во внеурочное время – продолжительные. Возможно и такое сочетание: установочное занятие (запуск проекта) происходит на уроке, затем учащиеся в течение достаточно длительного времени работают вне учебных занятий, защита проектов вновь организуется на уроке.
Проекты различают также по характеру деятельности учащихся.
Исследовательские – предполагают познавательный поиск учащихся, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. Пример такого проекта: «Исследование влияния телевидения на активность избирателей» или «Исследование распределения температуры воздуха в помещении». Исследовательская деятельность при этом состоит из основных этапов, характерных для научного исследования:
выявление и постановка проблемы исследования;
формулирование гипотезы;
планирование и разработка исследовательских действий;
сбор данных на основе изучения литературы,
наблюдений и экспериментов;
анализ, сопоставление полученных данных, формулировка выводов и их проверка;
подготовка выступления;
презентация проекта;
переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов;
внесение корректив в работу и оформление отчета.
Прикладные проекты направлены на создание конкретных продуктов деятельности: договор о сотрудничестве, правила поведения в экстремальных условиях (например, в походе), словарь молодежной лексики, сценарий школьного вечера, юбилейный выпуск газеты, проект благоустройства школьного двора, проект модернизации кабинета физики в школе и др. Для подобных проектов характерно очень четкое определение частей общей работы, этапов деятельности, поэтапное обсуждение промежуточных результатов и координация работы соисполнителей, тщательное оформление полученных результатов.
Информационные проекты предполагают сбор информации о каком-либо процессе или объекте. При этом используются различные источники (СМИ, литература, базы данных. Интернет, анкетирование, интервью и др.). Производится анализ данных, их обобщение и представление в виде статьи, реферата, доклада, компьютерной презентации и т.п. Например, «Мобильная связь в моем городе», «Выпускники нашей школы – известные люди нашей страны», «История географических названий нашего района» и др.
По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на предметные, межпредметные и системные. Для выполнения предметного проекта достаточно знаний и умений, формируемых при изучении одного предмета. Например, «Цветные картины на поверхности вертикальной мыльной пленки», «Оценка качества йодированной соли».
Межпредметные проекты предполагают использование материалов из смежных предметов, например, гуманитарных: «Максім Багдановіч у люстэрцы гісторыі».
Системные проекты – требуют обращения к широкому спектру областей науки и культуры: «Беларуская геральдыка», «Што мы захаваем для нашчадкаў» и др.
Учебные проекты еще принято различать по характеру управления: в непосредственных проектах – учащиеся имеют возможность общения с учителем «здесь и сейчас», в сетевых (телекоммуникационных) – участники связываются с организаторами проектной деятельности посредством сети Интернет (Е-mail, ICQ).
Выбор типа проекта осуществляется с учетом предполагаемой для исследования темы, готовности учащихся к проектной деятельности, наличия необходимых ресурсов и т.п.
В проектном обучении можно установить порядок действий, который в большей или меньшей степени реализуется при выполнении учебных проектов различных типов. В таблице 4. 3 предлагается один из вариантов последовательности проектных действий учителя и учащихся.
Таблица 4. 3. Этапы работы учителя и учащихся над проектом
Этапы работы над проектом | Содержание работы на этом этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка | Определение темы и целей проекта | Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей. |
Планирование | Определение источников информации, способов ее сбора, представления результатов, критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение обязанностей | Вырабатывают план действий. Формулирует задачи | Предлагает идеи, высказывает предложения |
Исследование | Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью |
Анализ и обобщение | Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов | Анализируют информацию, обобщают результаты | Наблюдает, советует |
Представление проекта | Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчеты | Отчитываются, обсуждают | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. |
Оценка результатов |
| Коллективное обсуждение и самооценка | Оценивает усилия учащихся, качество источников, вносит предложения по качеству отчета |
Рассмотрим подробнее каждый этап.
Подготовка. Учитель выбирает тему проекта; определяет его тип, количество участников; продумывает возможные проблемы, которые он предложит исследовать учащимся в рамках выбранной темы. Здесь особое значение имеет презентация учителем на установочном занятии предстоящей проектной деятельности. Педагог представляет общую информацию о проекте. Особенно это важно, если учащиеся в первый раз будут работать над проектом.
Учитель организует обсуждение темы и цели исследования. Наводящими вопросами помогает учащимся выдвинуть частные проблемы для исследования. Это дает возможность определить тематику подпроектов, формы представления готового проекта, критерии оценки результатов и хода работы. Здесь же уточняются этапы и контрольные сроки окончания работы. Сроки могут регламентироваться датой проведения научной конференции учащихся (общешкольной, районной, городской, республиканской или международной Интернет-конференции).
Планирование. Важнейшая задача па данном этапе – создание проектных групп, которые будут выполнять части общего проекта. Например, по теме «Наш парк» могут быть созданы такие группы: историческая, социологическая, экологическая, экономическая, компьютерной графики и др. Группы могут создаваться различными способами: случайным образом; по проявленному интересу учащихся к работе по той или иной части проекта; путем предварительного опроса (каждый пишет на листочке бумаги свою фамилию и фамилии еще трех своих одноклассников). Так можно укомплектовать психологически совместимую группу.
Для успешной работы группы важны ее организация и сплочение участников. С этой целью учащимся может быть предложено, например, составить для своей группы «кодекс разработчика проекта». Возможна также спортивная эстафета, участие в которой поможет формированию в группе командного духа.
Ученики в проектных группах уточняют исходную информацию, обсуждают тему, формулируют задачи, выбирают и обосновывают свои критерии успеха, определяют способы взаимодействия, график работы, прогнозируют конечный результат.
На этом этапе распределяются роли и функции в группах.
Исследование. Самостоятельная работа участников по своим индивидуальным или групповым частям проекта и планам. В зависимости от темы проекта характер работы будет существенно различаться. Например, в исследовательских проектах деятельность учащихся может включать: изучение литературы, формулировку гипотез, выдвижение основных идей и определение направлений работы, проведение теоретических оценок, построение математической модели явления, планирование и проведение эксперимента, обработку его результатов. В информационных проектах для поиска информации ребята проводят анкетирование, устные опросы, изучают литературные источники, широко используют возможности сети Интернет; собирают и систематизируют данные. Учитель осуществляет координацию деятельности групп, организует промежуточные обсуждения полученных данных в группах, проводит индивидуальные и групповые консультации. Могут использоваться консультации других специалистов.
Анализ и обобщение. На этом этапе учащиеся готовят индивидуальные, групповые отчеты и, если весь класс работает над одним общим проектом – общеклассный отчет. Примерная структура отчета может быть такой:
Титульный лист (название школы, класс, авторы, название проекта, научный руководитель, год).
Оглавление.
Введение (краткая аннотация с обоснованием актуальности проблемы, по которой выполнялся проект, и изложение основных положений проекта).
Основная часть (она в исследовательских работах состоит из двух разделов – теоретического и экспериментального). Здесь представляются теория, действия, методы, промежуточные результаты.
Заключение (выводы по всей работе).
Список использованной литературы.
Приложения: фотографии, схемы, карты, таблицы, графики и др.
Сведения об авторах и роли каждого из них.
Представление проекта. Данный этап может быть организован как праздничное мероприятие с приглашением гостей, что потребует значительных усилий по его подготовке. В этом случае целесообразно для всех разработчиков проекта (проектов) и гостей подготовить и растиражировать программы защиты с краткими аннотациями к проектам. Возможно предварительное рецензирование работ учащихся и ознакомление с отчетами специально приглашенных на защиту оппонентов. Авторы проекта могут позаботиться о подготовке раздаточных материалов, которые помогут присутствующим глубже понять основные положения доклада. В докладе разработчики проекта раскрывают: актуальность темы проекта; цели работы и задачи, которые решались в процессе работы над проектом; теоретическую и прикладную части проекта; методы исследования; выводы по работе и т.д.
Советы докладчикам, как отвечать на вопросы оппонентов и других участников защиты проектов:
Помните о возможности попросить о повторении вопроса.
Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
На поставленный вопрос следует отвечать предметно и кратко.
Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
После выступления оппонентов авторы проекта в своем ответном слове благодарят за оценку работы, за высказанные замечания. Выделяют наиболее существенные из них и дают по ним аргументированные ответы, соглашаются с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте, и по возможности, показать, что они не слишком повлияли на основное содержание работы.
Во время представления учащимися своих проектов возможно выступление оппонентов, которые заранее знакомятся с работой. Их выступление прямо зависит от содержания проекта, а также от его типа. Вместе с тем, можно выделить общие рекомендации по докладу оппонентов.
Оппоненты свое выступление предваряют вопросами докладчику на уточнение: «Уточните, пожалуйста…» (далее, следует просьба, что требуется уточнить); на понимание: «Правильно ли я вас понял, когда вы говорили, что» (далее своими словами пересказывается соответствующая часть доклада). С помощью вопросов выясняются: основные факторы, влияющие на характер поведения рассматриваемых процессов, а также как эти факторы учитывались или устранялись; допущения и приближения, сделанные авторами при построении теоретической модели; обоснованность применения тех или иных методов и др.
Задача оппонента: дать квалифицированную оценку проекта, т.е. назвать сильные и слабые стороны работы, показать возможные пути устранения недостатков.
Свое выступление оппонент начинает с благодарности команде за доклад и за ответы на вопросы.
Оппонент выделяет сильные стороны проекта, возможно, по таким аспектам: актуальность, теоретическое обоснование, методика эксперимента, достоверность количественных параметров, соответствие экспериментальных и теоретических данных, база информационного поиска, полнота представленных результатов, выводы и др.
Запрещаются слова «нельзя», «вы не правы», «слабая работа» и т.п.
Допускается критика, основанная не на субъективном мнении, не на эмоциях, а на авторитетных источниках. Желательно критические замечания высказывать на положительном фоне, например, так: «Компетентность разработчиков не вызывает сомнений, однако».
Делаются предложения по улучшению работы.
Во время защиты проекта могут быть приняты во внимание следующие критерии оценки доклада: значимость и актуальность проблемы, по которой выполнен проект; полнота и глубина изложения материала, аргументированность основных положений и выводов; последовательность изложения; корректность используемых методов исследования и методов обработки полученных результатов; мультимедиа или визуальная поддержка доклада; умение отвечать на вопросы оппонентов.
В зависимости от предметной области и типа проекта могут учитываться дополнительные критерии: музыкальное оформление; наглядность и убедительность демонстрируемых опытов; наличие и качество раздаточных материалов; эмоциональность речи и др.
Важно, чтобы совокупность критериев была учащимся известна заранее.
Оценка результатов проекта. На этом этапе оцениваются как результаты, так и ход выполнения проекта. Этап осуществляется после, публичной презентации проекта. Учащиеся и учитель анализируют свою проектную деятельность по таким вопросам:
1) Насколько удачно была выбрана тема проекта?
2) Глубоко ли мы исследовали проблему? Какие «белые пятна» в ней еще остались?
3) Соответствовали ли методы исследования и обработки результатов целям и задачам этого исследования?
4) Какие виды работ были наиболее интересны?
5) Все ли участники были достаточно активны? Все ли смогли проявить свои способности?
6) Был ли должный психологический комфорт в группах?
7) Достаточно ли было времени на разработку проекта?
8) Какие знания и умения учащиеся приобрели в процессе работы над проектом, какие свои способности развивали?
9) Удовлетворены ли вы своей работой в группе?
10) Что из нашего опыта проектной деятельности нам следует сохранить и использовать в будущем?
Как и любая другая технология, проектная технология имеет целый ряд ограничений, наличие которых препятствует его широкому распространению: неподготовленность многих учителей к применению данной технологии, недостаточный уровень сформированности исследовательских умений и коммуникативных способностей учащихся, перегрузка учебных программ и слабая методическая поддержка данной технологии.
Большинство из этих ограничений не являются непреодолимыми. В процессе освоения проектной технологии учителем и учащимися, накопления опыта ее применения снижает актуальность перечисленных ограничений.
- Школьные технологии обучения и воспитания
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий 12
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя 45
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения 73
- Глава 9. Альтернативные технологии 303
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии» 333
- Предисловие
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий
- Общее понятие «педагогическая система», виды педагогических систем, базовые понятия для создания педагогических систем и технологий
- Педагогическая технология и ее описание; различие промышленной и социальной технологий
- Область применения понятия «технология» в педагогике, соотношение понятий «технология» и «методика»
- Классы педагогических технологий
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- 1.Бершадский м.Е., Гузеев в.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ м.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с. (с 9 – 48)
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя
- · Технология проектирования и конструирования педагогического процесса
- · Формы, принципы и этапы педагогического проектирования
- · Технология постановки целей и планирование результатов обучения
- · Профильное и уровневое планирование результатов обучения
- · Структура познавательной деятельности учащихся1
- · Технология организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся2
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- ·Гуманистическая философия и психология – основа технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- Наиболее общими основаниями для построения личностно ориентированного обучения являются следующие теоретические положения л.С.Выготского:
- · Технологии развивающего обучения
- · Технология сотрудничества в обучении3
- · Сотрудничество – основа витагенной технологии4
- · Теоретические основы витагенного образования
- · Голографические технологии
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 4. Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся
- · Игровые технологии и их целевые ориентации
- · Проектная технология обучения и ее сущность
- · Типология учебных проектов
- · Технология проблемного обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Проектная технология
- Использованная литература
- Глава 5. Технологии эффективного управления процессом обучения
- Технологии уровневой дифференциации; внутренняя и внешняя дифференциация
- Технологии группового и коллективного способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Технологии дифференцированного обучения
- Технология групповых и коллективных способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Использованная литература
- Глава 6. Гуманистические воспитательные системы и технологии деятельности классного руководителя
- ·Воспитательная система школы и этапы ее развития
- · Компоненты и этапы развития воспитательной системы класса
- Типология форм воспитательной работы
- Технологии воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 7. Технологии развития творческого потенциала личности
- Творческие способности личности и их развитие в целостном педагогическом процессе
- Обучение учащихся творческой деятельности
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 8. Технологии управления школой и организация методической работы
- Школа как педагогическая система и объект управления
- Методы и формы управления школой
- Управленческая культура руководителей школы
- Распределение функций управления в общеобразовательном учреждении
- Управление процессом развития общеобразовательного учреждения и концепция развития школы
- Научно-методическое обеспечение образовательной системы школы
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 9. Альтернативные технологии
- · Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- · Технология развития критического мышления школьников
- · Технология «мастерских» и особенности ее содержания
- · Технология организации учебно-воспитательного процесса в Вальдорфской школе
- · Технология свободного труда
- · Технология Дальтон-план
- · Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии»
- ● Лабораторная работа на основе использования Интернет-ресурсов
- ● Комплексная деловая игра «Новая школа»
- ● Лекционное и семинарское занятия на основе использования мультимедиа-оборудования (фоторепортажи, электронные презентации, демонстрация моделей и пр.)
- ● Семинар-выставка методических произведений студентов
- Использованная литература
- Ключи к тестовым заданиям