Формы контроля
Учебные планы и программы средних специальных учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений учащихся: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защиту курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые и переводные, а также государственные экзамены.
Проверка, осуществляемая в различных формах итогового контроля, во многом определяется характером контрольных заданий и
ние выделить характерные признаки, особенности процессов и явлений; практические, с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач; комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического характера.
Для учащихся-заочников контрольные работы могут иметь практическое подтверждение. Они предусматривают в зависимости от специальности и предмета изготовление учащимися несложных изделий, инструментов, сборку отдельных сборочных единиц машин, наладку приборов, проведение технологического анализа продукции и т.д. Эти контрольные работы учащиеся могут выполнять как дома, так и на предприятии или в техникуме. Контрольные работы учащиеся представляют вместе с пояснительной запиской, в которой указывают назначение изготовляемого изделия, технологию его изготовления, приводят расчеты и другие необходимые сведения.
При проверке контрольных работ преподаватель исправляет каждую ошибку, определяет полноту изложения вопроса, качество и точность расчетной и графической частей, учитывает развитие письменной речи, четкость и последовательность изложения мысли.
Зачет как итоговая форма контроля применяется главным образом в период производственной практики. По результатам учебной, производственной технологической и производственной преддипломной практики учащиеся получают зачет с дифференцированной оценкой.
Для зачета учащиеся представляют дневник и отчет о производственной практике, заключение руководителя практики от предприятия, учитываются также личные наблюдения руководителя практики от учебного заведения за самостоятельной работой практикантов. В необходимых случаях с отдельными учащимися проводят собеседование по программе практики.
При выведении дифференцированного зачета учитывают степень выполнения учащимися программы практики, качество приобретенных практических умений и навыков, сознательное и ответственное отношение к труду, участие в общественно-политической работе на предприятии, в организации, учреждении.
Отчет учащегося по результатам практики должен представлять собой не только описание выполненной работы, но и ее анализ с опорой на пройденный теоретический курс, проработанную в период практики дополнительную техническую и справочную литературу, на изучение работы передовиков производства. В отчете должны быть представлены и результаты выполнения индивидуального задания. Только такой отчет может служить основанием для определения приобретенных в период практики умений.
Зачет служит также одной из форм контроля за выполнением лабораторных и практических работ, предусмотренных учебными
планами и программами. Зачет по лабораторным, графическим, расчетным и другим практическим работам проставляется по мере представления учащимися преподавателю отчетов о выполнении лабораторных работ, рефератов, переводов, домашних заданий и т. п. Учащимся, не выполнившим своевременно какую-либо из лабораторных и практических работ, преподаватель устанавливает индивидуальный срок ее выполнения. При наличии незачтенных лабораторных, практических работ итоговую оценку успеваемости учащемуся по предмету за семестр не выставляют.
Квалификационные испытания предусматриваются только учебными планами по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Основное назначение квалификационных испытаний заключается в проверке сформированности знаний, умений и навыков по одной из рабочих профессий, установленных учебным планом специальности. Проводятся квалификационные испытания после завершения учебной практики для получения рабочей профессии. В соответствии с Положением о производственной практике испытания проводят квалификационные комиссии базовых предприятий с участием представителей техникума.
При выборе пробных работ для квалификационных испытаний исходят из того, что по своей сложности они должны отвечать требованиям, изложенным в тарифно-квалификационных справочниках, к определенному разряду рабочей профессии. На выполнение пробных работ учащимся дается время. В конце испытаний комиссия проверяет соответствие выполненных практикантами пробных работ техническим условиям и норме времени, необходимой для их изготовления.
После завершения пробных работ проводится устный опрос по экзаменационным билетам, составленным с учетом требований квалификационной характеристики к знаниям и умениям рабочего соответствующего разряда.
В соответствии с Положением о переводах и семестровых экзаменах в дневных и вечерних средних специальных учебных заведениях квалификационные испытания на получение рабочей профессии приравниваются к зачету.
В настоящее время в порядке эксперимента квалификационные испытания проводятся как итоговая форма контроля для определения подготовленности к работе. В ходе испытаний учащиеся решают профессиональные задачи будущей производственной деятельности.
Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией выполняет в учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения учащимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.
Задания для курсового и дипломного проектирования отбирают с конкретным производственным содержанием, формируют таким
образом, чтобы учащиеся при их выполнении оперировали большей частью знаний и умений, полученных в процессе обучения.
Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую и системную проверку подготовленности учащихся к профессиональной деятельности.
Защита дипломного проекта проходит на открытом заседании Государственной квалификационной комиссии. Центральное место в защите дипломного проекта занимает доклад учащегося, главное содержание которого должны составлять обоснование выбора решения производственной задачи, предусмотренной заданием на дипломное проектирование, и характеристика полученных результатов.
Государственная квалификационная комиссия на основании анализа выполненного дипломного проекта (пояснительной записки и графической части), изготовленного изделия (если это было предусмотрено в задании на дипломное проектирование), заключения руководителя проекта, рецензии на проект, результатов защиты дает объективную оценку уровню знаний, умений дипломника и готовности молодого специалиста к самостоятельной работе.
При оценке качества дипломного проекта учитывают актуальность темы, реальность проекта, степень самостоятельности работы учащихся, глубину и прочность знаний и умений по общетехническим и специальным предметам, полноту раскрытия темы, обоснованность предлагаемых решений, степень использования в дипломном проекте научной и технической литературы, производственной документации, соблюдение государственных стандартов.
Семестровые и переводные экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами организации контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности учащихся по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированность знаний и умений.
Государственные экзамены - заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности.
Экзаменационные билеты для устного экзамена и задания для письменных экзаменационных работ составляют преподаватели, обсуждает предметная комиссия и не позднее чем за месяц до сессии утверждает заместитель директора по учебной работе.
Экзамены - ответственный этап учебно-воспитательного процесса. Поэтому отбор содержания и компоновка вопросов для экзаменационных билетов предполагают соблюдение определенных требований.
В экзаменационные билеты необходимо включать два-три вопроса из разных разделов программы в зависимости от специфики предмета и одну задачу или пример. Вопросы комплекта билетов по предмету должны охватить весь основной пройденный материал.
Главное требование при комплектовании билетов - создание равноценных билетов и по объему учебного материала, и по его характеру, и по степени активизации познавательной деятельности учащихся. Обязательно должны найти место в билетах вопросы методологического характера, стержневые вопросы курса, вопросы, определяющие идейно-политическую направленность отдельных разделов курса. Каждый вопрос билета должен быть сформулирован точно и четко.
Желательно включать в билеты материал разных разделов программы, группируя вопросы для билетов, учитывать, что они не должны повторяться, содержать близкий по проблематике материал. Вопросы должны охватывать программу курса в целом, но они могут выходить за ее рамки (когда в билеты необходимо включить вопросы, связанные с местными условиями, современными достижениями соответствующей отрасли науки).
- К читателям
- Введение
- Глава 1 содержание образования и обучения
- 1.1. Формирование содержания образования и содержания обучения
- 1.2. Цель подготовки специалистов и содержание образования в средних специальных учебных заведениях
- 1.3. Уровень среднего профессионального образования
- 1.4. Анализ профессиональной деятельности - основа формирования содержания профессионального образования и содержания обучения
- 1.5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
- 1.6. Проектирование содержания образования и содержания обучения на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
- Форма тематического плана учебной дисциплины
- 1.7. Комплексная разработка профессиональной образовательной программы
- Глава 2 технологии обучения
- 2.1. Понятие технологии обучения
- 2.2. Методы и приемы обучения
- Активные методы обучения
- Информационно-развивающие методы обучения
- Проблемно-поисковые методы обучения
- Методы практического обучения
- Выбор методов обучения
- 2.3. Средства обучения роль и место средств обучения в учебном процессе
- Классификация средств обучения
- Дидактические возможности отдельных видов средств обучения
- Условия эффективного применения средств обучения
- 2.4. Организационные формы обучения (виды учебных занятий)
- Организационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку студентов
- Организационные формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов
- Самостоятельные внеаудиторные занятия
- Дипломное проектирование
- 2.5. Выбор технологии обучения
- Деятельностные технологии обучения. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
- Личностно ориентированные технологии обучения
- 2.6. Контроль знаний и умений студентов назначение контроля и предъявляемые к нему требования
- Виды контроля
- Методы контроля
- Формы контроля
- Оценка результатов учебной деятельности студентов
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям
- 3.1. Изучение и анализ профессиональных образовательных программ
- 3.2. Составление календарно-тематического плана
- 3.3. Изучение методической литературы и учебно-методической документации
- 3.4. Оптимизация учебного процесса
- 3.5. План учебного занятия
- 3.6. Методическая работа преподавателя
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Перечень основных действующих нормативно-методических документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям 238
- Семушина Любовь Георгиевна, Ярошенко Нина Григорьевна
- Учебное пособие