logo search
Педагогика

2.4. Формирование мировоззрения личности в целостном педагогическом процессе

Цель: выявление теоретико-методологических основ формирования мировоззрения, его ролив деятельности индивида.Задачи:

а)Раскрыть сущность понятия «мировоззрение».

б)Обосновать методологические и психологические основы формиро­ вания мировоззрения личности.

в)Раскрыть закономерности формирования мировоззрения личности школьника.

План

  1. Сущность мировоззрения и его виды, типы, функции.

  2. Структура мировоззрения.

  3. Закономерности формирования мировоззрения личности.

  4. Пути и средства формирования мировоззрения.

Основные понятия: мировоззрение, миропонимание, взгляды, убеждения, социальная ориентировка.

Межпредметные связи: философия, социология, психология, физиология, история педагогики, этнопедагогика.

Сущность мировоззрения и его виды, типы, функции. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса.

12]

Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей.

Мировоззрение является наиболее общей, высшей формой общественного сознания. Оно складывается из элементов, принадлежащих ко всем его формам (философия, наука, мораль, эстетика и др.). Большую роль в нем играют философские, научные, политические, нравственные и эстетические взгляды.

Философские взгляды и убеждения составляют фундамент всей системы мировоззрения. Именно философия выполняет функции сознания, рационально-понятийного выражения и обоснования мировоззренческих установок: она теоретически осмысливает совокупные данные науки и практики и стремится выразить их в виде объективной и исторически определенной картины действительности.

Научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат целям ориентации человека в окружающей социальной и природной реальности, а также рационализации его отношений к действительности, избавляя от предрассудков и заблуждений.

Нравственные принципы и нормы служат регулятивом взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношения к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам [1,284-285].

Являясь обобщением знаний, опыта и эмоциональных оценок, в которых отражены особенности общественного бытия человека, его место в исторически конкретной системе общественных отношений, мировоззрение личности определяет направленность всей ее жизни и деятельности. Если мировоззрение правильно отражает объективные тенденции развития действительности, базируется на научном познании законов природы, общества и человеческого мышления, то оно становится мощным стимулом к преобразованию действительности в интересах всего человечества.

С когнитивной (познавательной) точки зрения мировоззрение характеризуется тем, насколько правильно и глубоко оно отражает объективный мир. Оно может быть истинным или ложным, научным или религиозным, материалистическим или идеалистическим. Объективно верным является научное мировоззрение (истинное, материалистическое). Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризирующих развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения, развития того или иного явления, процесса и дает возможность сознательно управлять ими.

В основе научного мировоззрения лежит глубокая социальная потребность людей ориентироваться в окружающей действительности, в

122

системе общественных отношений, уяснить смысл своего существования, сознательно строить свою жизнь.

Научное мировоззрение учащихся формируется в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современ­ными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности, объяснения фактов действительности, т.е. методологией. Совокупность мировоззренческих идей, объясняющих сущность и законы развития природы, общества, мышления, оформляются в сознании школьника в виде взглядов, убеждений, предложений, гипотез, аксиом, ведущих идей и ключевых понятий той или иной науки, создающих научную основу объяснения различных естественных и общественных процессов, явлений.

В основе мировоззрения лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний о мире. Мировоззрение формируется не только в процессе усвоения знаний, но и в результате преодоления ненаучных, штампов и обыденных взглядов. Под влиянием обновления общества, развития общественных и естественных наук оно совершенствуется. Новые научные факты, открытия общественных и естественных наук, новый общественныйопыт обновления жизни дополняют, уточняют, изменяют сложившиеся взгляды и стереотипы мышления.

С аксиологической (ценностной) точки зрения мировоззрение учащихся может характеризоваться тем, в каком направлении оно ориентирует их деятельность; оно может быть оптимистическим или пессимистическим, активно-творческим или пассивно-содержательным.

В психологическом плане мировоззрение учащихся следует рассматривать не только как обобщенную систему отраженных в их сознании образов внешнего мира-систему усвоенных научных понятий, норм, оценок, но и как психическую деятельность (систему познавательных операций действий и приемов), направленную на использование этих образов в мировоззренческих целях для регуляции своего отношения к миру и поведения в нем. Г.Е.Залесский указывает, на то, что это «... психическая деятельность особого рода, которая выполняет функцию, реализующую «образ-Я» в процессе социальной ориентировки. Являясь инвариантом по отношению к различным предметным деятельностям, «мировоззренческая» деятельность имеет специфические особенности по целям, мотивации и составу операционного механизма. Ее выполнение служит формированию личного способа социальной ориентировки, который опирается и на представленный в системе научных знаний общественный опыт и тем обеспечивает соответствие целенаправленного поведения личности с социальными ожиданиями и требованиями. Мотивом «мировоззренческой деятельности» служит осознание личностью потребности в необходимости строить свое отношение к миру и поведение

123

в нем не только на эмпирической или эмоциональной основе, но и с опорой на содержание научного мировоззрения. Под способом социальной ориентировки следует понимать совокупность обобщенных приемов познавательной деятельности, путем выполнения которых достигается решение вопросов о том, как отнестись к данной общественной ситуации, явлению. Считать ли их значимыми и если «да», то как и в каких целях их использовать, если они полезны и как устранить, если они вредны?» [2 32-33].

Основными функциями мировоззрения являются: информационно-отражательная, организационно-регулятивная, оценочная (И.Ф.Харламов ).

Информационно-отражательная функциямировоззрения связана с определенным способом восприятия явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании человека. Мировоззрение выполняет роль призмы, через которую преломляются все внешние воздействия.

Организационно-регулятивная функциямировоззрения связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его сознанием, его взглядами и убеждениями. Если у человека сформировано то или иное мировоззрение, сложились устойчивые взгляды и убеждения, то они, как правило, определяют его действия и поступки.

Оценочная функция мировоззрениясвязана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения.

Структура мировоззрения. Мировоззрение как целостно-психическое образование имеет сложную и многоаспектную структуру. Егоядром являются взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью теоретического мышления, проявления высоких интеллек-туальных чувств, сознательной целеустремленной воли. Взгляды - это принятие человеком в качестве достоверных идей, знаний, теоретических концепций и предположений. Они объясняют явления природы и общества, служат ориентирами в поведении, деятельности, отношениях.

Как отмечает И.Ф. Харламов, у каждого человека его мировоззрен­ческие взгляды складываются в результате длительной сложной интеллектуальной деятельности. Взгляды, в свою очередь, становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции, его совесть. Убеждение - качественно более высокое состояние взглядов. Убеждение, как и знание, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного индивидуального опыта людей. Убеждение - не нечто «знаемое» и «понимаемое», это знание, перешедшее во внутреннюю позицию личности.

В настоящее время можно считать глубоко обоснованным то положение, что «началом», «клеточкой, «элементом», «ядром мировоззрения является убеждение»J3].

124

Социальное и педагогическое значения убеждения как ядра мировоззрения трудно переоценить. Их роль в определении жизненного пути человека, в становленииeraхарактера должна быть понятна каждому педагогу, каждому школьнику. Не просто усвоенные знания, а именно убеждения становятся той реальной силой, которая активизирует человека, заставляет его совершенствовать определенные поступки, бороться за эти, ставшие личным достоянием знания (К. Н.Волков).

Те знания и идеи, которые превращаются в убеждения, приобретают материальную силу, преобразующую мир и самого человека.

Если знания представляют собой по преимуществу содержательные компоненты системы мировоззрения, то убеждения предполагают ценностно окрашенное нравственное и эмоциональное психологическое отношение их к знанию и к самой реальности. Важная роль в мировоззрении психологических, социально-психологических и эмоциональных моментовобусловлена тем, что они определяют черты характера и настроение человека, а в конечном счете - готовность к действию. Именно убеждения, вырастающие на основе знаний, являются источником активности личности [1, 285].

Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности - ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства и поступки. Они включают в себя веление действовать в соответствии с объективными требованиями общественного интереса, спознанной человеком необходимостью. Убеждения - наиболее стойкие мотивы деятельности, которыми личность руководствуется в настоящем и которые определяют ее жизненную программу на будущее.

Убеждение - это осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, взглядами. Система убеждений человека отражает его мировоззрение. Органическим свойством убеждений является чувство. Отстаивание, защита и внедрение убеждений в жизнь неразрывно связаны с интеллектуальными чувствами,такими, как радость познания и вера в непогрешимость истины, эстетическое наслаждение ее красотой и преданность ей, социальный оптимизм и целеустремленность.

Непреклонная воля - важный элемент мировоззрения. Убеждение побуждает человека к практическому действию. Научное мировоззрение не ограничивается теоретическим сознанием, а объединяется с практическим сознанием и волевым действием. Теоретическое мышление как элемент мировоззрения представляет собой развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершен­ствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.

Важнейшими компонентами мировоззрения являются идеалы как решающие жизненные цели.

125

Мировоззрение личности включает в себя потребность в мировоззренческих знаниях и убеждениях, в расширении мировоззренческого кругозора, росте глубины мировоззрения. Включение потребности в качество его структуры объясняется тем, что мировоззрение личности - категория не только предметно-содержательная (знания, способы деятельности), но и психологическая, в том числе эмоционально-волевая. Потребность, убежденность, строящиеся на основе знаний и умений, обусловливают формирование обобщенных социальных, нравственных и эстетических идеалов, отвечающих природе мировоззрения, то есть являющихсяпредставлениями о должном, совершенном и вместе с тем реально возможном, достижимом.

Убеждения и идеалы порождают обобщенные принципы, обусловливающие направления деятельности и отношение к м иру. И наконец, в мировоззрение входит эмоционально-волевая готовность к действию в соответствии с мировоззренческими убеждениями, принципами и идеалами.

Таким образом, мировоззрение личности - феномен, аккумулирующий в себе интеллектуальные и эмоционально-волевые черты личности, обращенные на ту часть социальной культуры, которая отличается высоким уровнем обобщенного отражения действительности, готовность к действию (рис. 1).

Мировоззрение

^ST^

Знания

Взгляды (отношения к знаниям)

—►

Убеждения

—*■

Механизмы поведения (практические действия)

'

' ■

Отражение мировоззренческой позиции в реальной деятельности субъекта

Рис. L Обобщенная структура мировоззрения

По утверждению Л .И. Божович, мировоззрение личности - относительно позднее явление и зарождается в подростковом возрасте, базой для его становления является направленность общей воспитанности, та система мироощущения и мировосприятия, которая складывается до зарождения мировоззрения.

Закономерности формирования мировоззрения личности.Научное мировоззрение учащихся начинает формироваться в процессе

126

организованного обучения и воспитания учащихся в школе, то есть в целостном педагогическом процессе. Именно здесь осуществляется установка на необходимость овладения системой научных знаний и умений, пользования ими в практической жизни, происходит вооружение учащихся знаниями основ современной науки и культурного наследия прошлого, превращение мировоззренческих знаний в глубокие убеждения, которые становятся принципами деятельности и поведения школьников, определяют их общественную направленность, жизненную позицию и готовность действовать (рис. 2).

Формирование мировоззрения

Установка на овладение системой знаний, умений ими пользоваться в практической жизни

Готовность действовать

Направленность и жизненные

позиции

Перевод знаний посредством деятельности в глубокие устойчивые убеждения

Превращение убеждений в принципы, мотивы деятельности и поведения

Рис. 2. Процесс формирования научного мировоззрения учащихся

Одной из важнейших педагогических проблем, связанных с формированием мировоззрения учащихся, является раскрытие закономерностей процесса становления личных взглядов и убеждений учащихся.

По мнению ученых, усвоение научных знаний о природе и обществе - важнейшая предпосылка и основа формирования научного мировоз­зрения. Однако одного знания законов развития природы и общества недостаточно. При отсутствии осознанных взглядов, убеждений и идеалов человек может лишь формально усвоить факты и обобщения мировоззренческого характера. Только «перевод» знаний и личного осознанного опыта, приобретенного в разнообразной деятельности, в устойчивые взгляды, убеждения и идеалы, в основе которых лежат

127

идейные устремления личности, создает мировоззрение, направляющее поведение человека [4].

Перевод знаний в стойкие убеждения, которые становятся принципами, мотивами поведения, является определяющим условием формирования мировоззрения личности.

Знания приобретают личностный характер и становятся убеждениями лишь при условии сознательного их усвоения. Это достигается в процессе обучения установлением связи между предметами, которые раскрывают школьникам закономерности развития природы и общественной жизни, помогают определить свое отношение к миру, свое место в социуме. Установление межпредметных связей при объяснении природных и социальных явлений способствует формированию у школьников обобщенных знаний о законах развития объективного мира, выработке единого, целостного научного мировоззрения.

Сознательному усвоению знаний и переводу их в убеждения содействует реализация принципа историзма при изучении общих понятий, научных теорий, основных законов. Такой подход способствует осознанию учащимися происходящих в мире непрерывных изменений в сфере познания, а также непрерывному переходу от неполных к более полным и совершенным знаниям.

Исследования педагогов и психологов показывают, что знания приобретают характер убеждений при установлении их связи с переживанием их истинности, когда они усвоены путем самостоятельных, практических действий учащихся. Большое значение в этом отношении имеет изучение процесса формирования научных убеждений в условиях проблемного обучения. Так, И.Я. Лернер, исследуя роль познавательных задач, показал, что осуществляемая сих помощью ориентация учащихся на самостоятельное добывание и применение знаний открывает пути для осознания школьниками личной значимости усваиваемых мировоззрен­ческих идей (понятий, оценок, норм). Образующиеся таким путем убеждения являются более обобщенными и действенными. Но роль познавательных задач в формировании научных убеждений этим не исчерпывается. Их применение способствует выработке у учащихся интеллектуальных умений, с помощью которых и становится возможным сознательное использование знаний в качестве регуляторов познавательной деятельности и поведения (умение анализировать и оценивать социальные явления, ар1ументировать и отстаивать свои взгляды и др.) Познавательные задачи одновременно могут служить средством диагностики сформированности убеждений [2, 14] .

Анализ психолого-педагогической и философской литературы по данной проблеме позволяет выделить ряд аспектов формирования научных убеждений, составляющих ядро мировоззрения личности:

128

- уверенность в их истинности, вытекающих из них требований; -обоснование необходимости усвоенного знания с учетом интересов

и потребностей индивида;

Процесс перевода знаний в убеждения, формирования мировоззрения тесно связан со становлением общей направленности личности, то есть системы отношений к действительности. Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что формирование личности ребенка определяется, прежде всего, местом, которое он занимает в системе доступных ему человеческих отношений, и тем, в каком отношении находятся требования, предъявляемые к нему жизнью, и теми психологи­ческими особенностями, которыми к данному моментуон располагает. Именно из этого соотношения рождаются потребности и желания ребенка, цели и стремления, которые становятся движущей силой развития у него новых психических качеств [4]. Условия жизни определяют формирование личности школьника не прямо, а в зависимости от того, что в наших взаимоотношениях и во взаимодействии с этими условиями находится сам школьник. Одно и тоже взаимодействие может дать разный воспитательный эффект в зависимости от того, как оно связывается с уже достигнутым уровнем духовного развития школьника, Именно этим можно объяснить, что в одной и той же обстановке школьного и семейного воспитания могут формироваться разные черты личности.

Большую роль в формировании мировоззрения школьника играет его наблюдение за жизнью и деятельностью окружающих, их поведением, поступками. Возникающие на основе личного опыта непосредственные чувства, взгляды, убеждения школьника постоянно соотносятся со взглядами, моральными нормами и требованиями, принятыми в обществе и в той или иной форме предъявляемыми к нему самому. В зависимости от того, в какой мере личный опыт соответствует взглядам и убеждениям, моральным требованиям общества, будут формироваться мировоззрение и моральный облик самого школьника.

При формировании мировоззрения школьника первостепенное значение имеют отношения, объектом и субъектом которых он является.

129

Поэтому весь режим школьной и внешкольной жизни, весь воспитательный процесс целесообразно организовать так, чтобы отношения, складывающиеся в детских коллективах, приобретали личностный характер.

Убеждения, формируемые на базе личностных отношений, - это не просто осознание той или иной мировоззренческой идеи, а внутреннее принятие этой идеи как своей, ставшей побудителем к определенной деятельности, поведения.

Обучение и труд детей могут стать подлинно воспитывающими, формирующими их мировоззрение только в том случае, когда педагоги не ограничиваются сообщением учащимся новых знаний, а всей системой работы стимулируют определенное личное отношение школьников к изучаемым фактам, явлениям, понятиям, законам, теориям, выработку суждений и оценок.

Важнейшим условием достижения действенности формирования мировоззрения школьника является такая организация педагогического процесса, при которой обеспечивалось бы органическое единство знаний, убеждений и практических действий. Этого можно достигнуть только в том случае, когда в педагогическом процессе будет продумана и последовательно осуществлена «логическая цепочка»: система знаний, имеющих мировоззренческий характер; личностное отношение к изучаемым фактам, явлениям; применение полученных и осмысленных в деятельностно-личностном плане знаний на практике.

Взгляды и убеждения людей всегда так или иначе опосредованы личной практикой. Только формируясь на основе опыта, они определяют духовной мир личности, ее потребности, чувства, мотивы поведения. Следовательно, необходимо не только воздействовать на сознание, чувства, волю, школьников, но и организовать накопление ими определенного социально значимого личного опыта действия и поведения.

Сущность деятельностно-личностного подхода к формированию мировоззрения школьников состоит в:

Активное функционирование действенно-практического фактора, опирающегося на тесную связь обучения с жизнью, трудом, практикой -обязательное условие формирования мировоззрения учащихся.

130

В процессе формирования мировоззрения школьников могут возникать определенные противоречия, например, между возникшими воздействиями и уже сложившейся внутренней позицией школьника, между предъявляемыми к нему требованиями педагога и уровнем готовности к их выполнению. Своевременно раскрыть источник и характер возникаю­щих противоречий, определить пути их преодоления в процессе воспитания - важнейшая задача педагога. [4, 46-47].

Пути и средства формирования мировоззрения. Формирование мировоззрения как педагогический процесс объективно требует сделатьдостоянием учащихся упорядоченную совокупность методологических идей. Школьниками могут и должны быть глубоко усвоены такие законы и категории материалистической диалектики, как материальность и познаваемость мира; движение как форма существования материи; первичность материи и вторичность сознания; единство и борьба противоположностей; причиннаясвязь всеобщего закона действительности; выход количественных изменений за пределы меры и их переход в качественные; непрерывность и прерывность в развитии; диалектика причины и следствия; явление как выражениесущности; возможность и действительность; практика как основа познания и критерий истины.

Целостный процесс формирования мировоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений и навыков, т.е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности.

В любом результате аналитико-систем этической деятельности (в понятиях, идеалах, теориях) содержатся и знания, и способ деятельности. Это разные стороны познания, но ведущая роль в этом процессе принадлежит знаниям. Все это требует развивать у учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать.

В структуре научного знания выделяются два уровня: эмпирический и теоретический. Они отличаются по своему объему, глубине и полноте отражения объективной действительности. Мировоззрение содержит в себе не разрозненные знания, а их систему, которая отражает структуру современного знания, организуется вокруг и на основе методологических идей, теорий и принципов. Усвоенные учащимися системы знаний находятся в постоянном движении, соотносятся с другими системами, перестраиваются в соответствии с задачами их применения.

Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических

131

взглядов. Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки. «Представления, понятия, законы нельзя механически вложить в головы учеников. Сформировать их должен обязательно сам ученик под руководством и с помощью учителя. Образование представлений, осознание законов - активный процесс мышления и деятельности ученика» (М.Н. Скаткин).

Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Психологическим содержанием учебной деятельности является усвоение знаний - «овладение обобщенными способами действий», в процессе чего развивается сам обучающийся.

Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положительное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обращаться к своему личному опыту, ко всему тому, что создает и поддерживает благоприятный социально - психологический климат.

Учебно-трудовая и общественная деятельность вовлекает учащихся в широкий круг социальных отношений, вооружает разносторонней инфор­мацией, опытом политического общения. Собственная деятельность пере­страивает внутренний мир школьников, развивает у них потребность активного созидания как свойства личности.