Школа и дошкольные учреждения в России конца 19-начала 20 века.
Этот период называется – ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПЕРИОД отечественной педагогики. В это время появляется мощное педагогическое движение. Издаются журналы:
Русский пед. вестник
Учитель
Пед. сборник
И другие
В 60-х годах начинается образовательная реформа.
1860 – «Положение о женских училищах». Создаются женские училища 1-го и 2-го разряда (1-й разряд – 6 лет; 2-й разряд – 3 года). Училища были не сословными, в них давалось среднее образование. В то время женщины не имели права поступать в университеты, но существовали высшие женские курсы, которые были платными (сфера медицины и образования).
1864 – реформа начального и среднего образования. «Положение о начальных народных училищах» которые были всесословные, обучение бесплатное, мальчики и девочки обучались совместно. Целью создания таких училищ было – утверждение в народе религиозных и нравственных понятий; распространение первоначальных знаний (чтение, письмо, счет, Закон Божий).
1864 – «Устав гимназий и прогимназий». Для мальчиков существовало 3 вида гимназий:
классические (латинский, греческий язык)
реальные (практико-ориентированное, научное обучение)
полуклассические ( один мертвый язык)
В университет можно было попасть только через классическую гимназию. Прогимназии – начальные классы гимназии в уездных городах.
Появлялись земские школы, которые финансировались земствами и местными меценатами. Эти школы давали начальное образование, в них работали не высококвалифицированные учителя.
1868 – «университетский устав» (новый). Вернулись свободы университетам.
1870 – «Положение о женских гимназиях». Поднялся вопрос о среднем образовании для женщин, так как женщины не получали права поступать в университеты, то для них были созданы: Мариинские гимназии и Министерские гимназии. Обучение в них было платное и длилось 7 лет.
1871 – новый «Устав гимназий и прогимназий». Появление реальных училищ вместо реальных гимназий. Обучение в них было специальное и общее, длилось 7 лет и было платным.
1-й отдел – механико–технический среднее профессиональное образование
2-й отдел – химико-технический
3-й отдел – общеобразовательный (высшее профессиональное образование)
Были стипендии для одаренных учеников
1872 – уездные училища преобразованы в начальные и городские училища. Церковная приходская школа была самой распространенной, обучение в ней велось в года (счет, чтение, письмо, Закон Божий). Были созданы специальные образовательные учреждения для подготовки педагогов – «Учительские школы» (создавались государством).
Начало 20-го века
1901 – министр просвещения – Петр Семенович Ванновский разработал проект «Основных положений» устройства общеобразовательной средней школы:
Отменялось преподавание латинских языков в 1,2 классе гимназии и греческого в 3,4. Освободившееся время отдавалось изучению русского языка и географии. Введена в программу 1-го класса русская история.
Принятие лиц не дворянского происхождения
Отменены переводные экзамены
1908-20 – гос. дума в бюджет вложила утроение затрат на образование в начальных школах
1911 – закон о введении всеобщего начального образования
1915 – женщинам разрешено получать высшее университетское образование
Министром просвещения планировалась реформа: демократизация образования, введение элементов «школы труда» (лабораторные работы по физике, химии и ручной труд), но реформа не была осуществлена в связи с революцией.
Направления в отечественной педагогике в конце 1-нач 20в.
Школа учебы: -индивидуализация общественного обучения; - ребенок – субъект деятельност, а не объект воздействия; - активизация самостоятельности; творческая инициатива учащегося; - ручной труд.
Школа труда (создавались только авторские трудовые школы)
Свободная школа. Представители: Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель
Русская национальная школа
Религиозно-православное направление – ортодоксальное ( не вносить ничего нового)
- оппозиционное ( религиозно-философское)
- Предмет и задачи истории педагогики как учебного курса. Хронология истории педагогики.
- Происхождение воспитания – биологическое и социальное наследование. Этапы антропогенеза и развитие воспитательных механизмов.
- Основные средства передачи традиционной культуры народа
- Основные формы воспитания.
- Культура древнейших государств (Египет, Шумеры, Вавилон, Иудея и др.). Особенности становления педагогических традиций, возникновение письменности и школы.
- Влияние религии на развитие педагогической систему древних цивилизаций.
- Развитие педагогической мысли в Дальне – Восточной цивилизации (Китай).
- Особенности педагогических традиций Южно – Азиатской великой цивилизации (Древняя Индия).
- Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья (Спарта, Афины, Римская империя).
- Зарождение педагогической теории в трудах древнегреческих философов.
- Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии.
- Философско – педагогическая мысль Западной Европы в период Средневековья.
- Развитие гуманистическо – педагогической мысли в эпоху Возрождения и Реформации.
- Основные тенденции развития педагогики Нового времени (середина 17в. – конец 18в.)
- Ж.Ж. Руссо. Теория естественного воспитания.
- Тенденции развития школьного образования и новые типу учебных заведений в зарубежной педагогике 17-18в.
- Ф. Фребель. Педагогическая концепция воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Традиции семейного, домашнего и общественного воспитания детей дошкольного возраста в странах Западной Европы и Америки 17-18 вв.
- Особенности педагогического реформаторского движения. Смена педагогических парадигм (19 – начало 20в.)
- Школьные реформы и их итоги середины 20 века в зарубежной педагогике.
- Воспитание у восточных славян.
- Педагогические идеи в литературных памятниках древнерусской литературы.
- Особенности организации семейной жизни и воспитания детей древнерусского народа
- Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (14-17вв.) Распространение грамоты. Просветительская деятельность печатника и. Федорова.
- Дворянско – государственная педагогика России (18 – сер.19 вв.). Политика Петра 1 в области образования.
- Развитие теоретической педагогики 18 века в России (в. Татищев, и.Посошков, ф.Прокопович и др.)
- Основные тенденции развития системы образования в России начала 18 века.
- Основные тенденции развития системы образования в России второй половины 18 века.
- Общая характеристика образования России 19в. (Славянофильство, западничество, и др.)
- Различные педагогические идеи и их влияние на развитие образования России 19 в. (Народность, славянофильство, западничество и др.)
- Школа и дошкольные учреждения в России конца 19-начала 20 века.
- 6) Западничество
- Отечественная школа и педагогика советского периода (1917 – 1960гг.)
- Организация системы государственного дошкольного образования (1917 – 1960гг.)
- Система образования конца 20в. В России. Новые педагогические идеи.
- Философия Конфуция.
- Философско – педагогические взгляды я.А.Коменского
- Философско – педагогические взгляды дж.Локка
- Философско – педагогические взгляды м.Монтессори.
- Философско-педагогические взгляды и.Пестолоцци.
- Философско-педагогические взгляды н.Новикова, и. Бецкого
- Философско-педагогические взгляды н.Пирогова
- Философско – педагогические взгляды к,д, Ушинского.
- Философско-педагогические взгляды л.Н. Толстого
- Философско-педагогические взгляды м.В. Ломоносова
- Закрытые сословно-дворянские учебные заведения.
- Московский университет и его влияние на развитие педагогики и школы.
- Педагогические идеи е.Н. Водовозовой
- Педагогические идеи а.Симонович.
- Педагогические идеи л.К. Шлегер.
- Педагогические идеи п.Ф. Лесгафта
- Педагогические идеи п.Ф. Каптерева
- Педагогические идеи е.А. Флериной.
- Педагогические идеи с.Т. Шацкого
- Педагогические идеи е.И. Тихеевой
- Педагогические идеи а.С. Макаренко.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского