logo search
Культурология (2005), А

2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры

Первобытной культуре свойственен синкретизм (если синтез – результат соединения того, что до этого существовало раздельно, то синкретизм – первоначальная нерасчленённость, неразложимое сочетание составных частей).

В онтогенезе синкретичность есть исходное состояние. Именно поэтому Маркс и Энгельс называли первобытность детством (точнее – младенчеством) человечества: когда духовная деятельность еще не выделилась как самостоятельная, не возникло раз­деления труда, т.е. когда духовное производство непосредственно вплетено в материальное. Отсюда и определение деятельности перво­бытного человека академиком Марром как трудомагической. Такая деятельность порождает и соответствующую культуру. Художественная деятельность в этой культуре занимает место исключительное. Но в результате художественной деятельности первобытного человека ещё не могло возникнуть первобытного искусства: ведь синкретизм ма­териального и духовного, практического и психического разрушен не был (т. е. здесь мы имеем художественную деятельность в нерасчленён­ном виде). Ярчайший пример этому – мифология как первая структура общественного сознания.

Миф – форма синкретичная, из которой потом вырастает и рели­гия, и философия, и творческая деятельность и наука. Иными словами, миф по сути есть искусство, которое воспринимается не как искусство и действует не как искусство, но объективно – продукт художествен­ной деятельности (не случайно сегодня миф воспринимают как сказу, т.е. искусство).

Таким образом синкретизм первобытной культуры придаёт художест­венно-образное облачение всем наиболее важным формам деятельности первобытного человека: танцу, пению, изготовлению масок, украшений, труду…

Само мифологическое мировоззрение имеет художественно-образную структуру:

1 – сознание синкретическое (нерасчленённое) и

2 – сознание синпрактическое, т.е. неразрывно связанное с тем, что делаешь и которое без практики не включается.

Синкретичность и синпрактичность есть компонент первобытной художественной культуры, её эмбриональное состояние, пронизывающее и всю последующую художественную культуру. Иногда и у животных мы можем наблюдать исследовательский рефлекс, являющийся прообразом исследовательской деятельности. Более того, животные иногда способны к минимальному расчёту будущего (например, охота), имеют начатки языка.., но они, в отличие от человека, начисто лишены художественно-образного воображения даже в эмбриональном состоянии. Отличительная особенность сознания первобытного человека – его способность к грандиозным фантазиям, воображению. У перво­бытного человека (как и у ребёнка, который не «врёт», но создаёт ми­фы, живёт в них) воображение – доминанта, не имеющая границ воз­можного (научного). Поэтому всё воображаемое, фантастическое при­обретает для него реальные значения и формы. Можно сказать, что человек первобытной культуры живет в мифологической реальности и, в этом смысле, миф – есть реальность.

Если миф возникает как начальная форма (способ) познания (объяснения) природы, то и доминирующим типом деятельности в первобытной культуре может быть признана теснейшая связь человека с природой посредством общения с ней (в известном смысле, такой тип деятельности может быть понять через общение ребенка с матерью в младенческий период его развития).