2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
Первобытной культуре свойственен синкретизм (если синтез – результат соединения того, что до этого существовало раздельно, то синкретизм – первоначальная нерасчленённость, неразложимое сочетание составных частей).
В онтогенезе синкретичность есть исходное состояние. Именно поэтому Маркс и Энгельс называли первобытность детством (точнее – младенчеством) человечества: когда духовная деятельность еще не выделилась как самостоятельная, не возникло разделения труда, т.е. когда духовное производство непосредственно вплетено в материальное. Отсюда и определение деятельности первобытного человека академиком Марром как трудомагической. Такая деятельность порождает и соответствующую культуру. Художественная деятельность в этой культуре занимает место исключительное. Но в результате художественной деятельности первобытного человека ещё не могло возникнуть первобытного искусства: ведь синкретизм материального и духовного, практического и психического разрушен не был (т. е. здесь мы имеем художественную деятельность в нерасчленённом виде). Ярчайший пример этому – мифология как первая структура общественного сознания.
Миф – форма синкретичная, из которой потом вырастает и религия, и философия, и творческая деятельность и наука. Иными словами, миф по сути есть искусство, которое воспринимается не как искусство и действует не как искусство, но объективно – продукт художественной деятельности (не случайно сегодня миф воспринимают как сказу, т.е. искусство).
Таким образом синкретизм первобытной культуры придаёт художественно-образное облачение всем наиболее важным формам деятельности первобытного человека: танцу, пению, изготовлению масок, украшений, труду…
Само мифологическое мировоззрение имеет художественно-образную структуру:
1 – сознание синкретическое (нерасчленённое) и
2 – сознание синпрактическое, т.е. неразрывно связанное с тем, что делаешь и которое без практики не включается.
Синкретичность и синпрактичность есть компонент первобытной художественной культуры, её эмбриональное состояние, пронизывающее и всю последующую художественную культуру. Иногда и у животных мы можем наблюдать исследовательский рефлекс, являющийся прообразом исследовательской деятельности. Более того, животные иногда способны к минимальному расчёту будущего (например, охота), имеют начатки языка.., но они, в отличие от человека, начисто лишены художественно-образного воображения даже в эмбриональном состоянии. Отличительная особенность сознания первобытного человека – его способность к грандиозным фантазиям, воображению. У первобытного человека (как и у ребёнка, который не «врёт», но создаёт мифы, живёт в них) воображение – доминанта, не имеющая границ возможного (научного). Поэтому всё воображаемое, фантастическое приобретает для него реальные значения и формы. Можно сказать, что человек первобытной культуры живет в мифологической реальности и, в этом смысле, миф – есть реальность.
Если миф возникает как начальная форма (способ) познания (объяснения) природы, то и доминирующим типом деятельности в первобытной культуре может быть признана теснейшая связь человека с природой посредством общения с ней (в известном смысле, такой тип деятельности может быть понять через общение ребенка с матерью в младенческий период его развития).
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47