logo search
Учебник Семушина Л

1.5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования

Понятие стандарта (от английского standart) означает норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации регулирования отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.

В 1992 г. в системе образования Российской Федерации впервые появилось новое для нас понятие «государственные образовательные стандарты», утвердившееся с момента введения в действие Закона РФ «Об образовании», ст. 7 которого гласит: «В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты». Федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Основными нормативными документами, устанавливающими требования к структуре, содержанию и уровню среднего профессионального образования, в отечественной школе на протяжении многих лет были: Перечень специальностей среднего профессионального образования, Типовые учебные планы по всем специальностям, включающие как компонент квалификационные характеристики специалиста, Типовые учебные программы для дисциплин типового учебного плана.

Эти документы жестко унифицировали содержание подготовки специалистов.

Сложившаяся десятилетиями система среднего профессионального образования характеризовалась единством содержания образования для каждой специальности. Все средние специальные учебные заведения страны работали по единым учебным планам и программам. Это позволяло обеспечить единый уровень среднего

профессионального образования по всей стране. Проблема соответствия содержания образования требованиям развития производства решалась путем периодического пересмотра учебных планов (в среднем один раз в 7-8 лет), введения новых специальностей и специализаций.

На определенном этапе такая система вступила в противоречие с необходимостью оперативного обновления содержания образования, вызванного потребностями развития экономики и социальной сферы. Кроме того, единые учебные планы и программы сковывали инициативу и творчество преподавателей, не позволяя им выйти за пределы определенных предписаний. Сложившаяся ситуация инициировала расширение прав самостоятельности учебных заведений в формировании содержания образования, предоставление им больших академических свобод.

В 1987 г. приказом Минвуза СССР было осуществлено расширение самостоятельности учебных заведений в формировании образовательных программ: им было разрешено изменять до 15% содержания образования на основании решения предметных (цикловых) комиссий учебных заведений. С 1989 г. стали создаваться в качестве экспериментальных индивидуальные планы для конкретных средних специальных учебных заведений по отдельным специальностям, чаще всего ориентированные на повышенный уровень подготовки.

К началу 1990-х гг. социально-экономические и демократические преобразования потребовали пересмотра управления структурой и содержания среднего профессионального образования, перехода к диверсификации профессионально-образовательных программ.

Предоставление учебным заведениям широких прав породило некоторую опасность снижения уровня образования за счет сокращения или замены учебными заведениями отдельных учебных дисциплин или видов практики, которые определяют степень как профессиональной подготовки, так и общей образованности, соответствующую тому или иному уровню образования. В результате появилась необходимость на государственном уровне определить круг требований и ограничений, выполнение которых является обязательным для разработчиков учебно-программной документации.

Необходимым условием совершенствования содержания образования, развития вариативности образовательных программ является формирование системы контроля качества на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС СПО).

ГОС СПО представляет собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание профессиональных образовательных программ

и создающих основу для обеспечения требуемого качества подготовки специалистов среднего звена.

В наиболее общем виде функция ГОС СПО - защита интересов всех субъектов образовательного процесса. Для общества -это признанный уровень образования, гарантирующий личности профессиональную адаптацию к меняющимся социально-экономическим условиям в процессе трудовой деятельности. Для личности - это эталон, по которому можно судить об объеме и качестве предоставляемых ей образовательных услуг. Для учебного заведения - минимальная нормативная основа разработки профессиональных образовательных программ. Для международного сообщества - это норма, позволяющая сравнивать образовательные системы отдельных стран и решать вопросы признания документов об образовании.

Очевидно, что стандарт имеет и такие функции, которые важны практически для всех субъектов образовательного процесса. Раскроем их содержание применительно к ГОС СПО.

Гуманизация образования. Четкое определение достаточных требований к уровню образованности создает возможности для разрешения противоречия между правами и обязанностями студента: он имеет право реализовать свои образовательные потребности, но обязан выполнить государственные требования, предъявляемые при получении среднего профессионального образования. Полная информация о стандартах дает возможность осознанно выбирать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Повышение качества образования. Имеющиеся представления о качестве образования складывались стихийно и были ориентированы на наиболее подготовленных студентов. Фиксации нижней допустимой границы уровня подготовки не существовало. Введение стандарта требует достижения каждым обучающимся определенного (заранее заданного) уровня подготовки и, таким образом, ведет к повышению качества образования в целом. Государственный образовательный стандарт является основой для объективной оценки как уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования, так и деятельности образовательных учреждений.

Управление. Введение стандартов позволяет исключить волюнтаризм в разработке системы измерителей качества образования, получить достоверную информацию о реальном состоянии образования, создает условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях (для преподавателя - выбор оптимальных технологий обучения, своевременная коррекция образовательного процесса; для руководителей - организация повышения квалификации преподавателей, изменение учебных программ, стандартов).

Введение образовательного стандарта не означает подчинения жесткому шаблону, а, напротив, открывает широкие возможности

для педагогического творчества, создания вокруг образовательного ядра содержания вариативных программ, разнообразных технологий обучения, учебных пособий.

Такое понимание сущности и назначения образовательного стандарта предъявляет к нему следующие основные требования. Стандарт должен учитывать состояние экономической и социокультурной среды, потребности и возможности заинтересованных сторон и приниматься на основе их согласия. Стандарт должен быть ориентирован прежде всего на нормирование конечного результата. Согласованность и преемственность стандартов следует соблюдать по ступеням и областям образования. Содержание и структура стандарта должны быть функционально полными с точки зрения целей обучения на каждой ступени в соответствии с их спецификой. Описание единиц содержания образования должно быть оптимизировано до уровня, позволяющего обеспечить целостность и необходимую полноту в соответствии с целями обучения. Структура и содержание стандарта должны отражать баланс интересов и компетенции государства, региона, образова­тельного учреждения, которые, в свою очередь, исходят из при­оритета личности обучаемого, учета его способностей и интере­сов. Стандарт должен быть технологичным, рассчитанным на воз­можность инструментальной проверки.

При разработке ГОС СПО ставилась задача не только определить новые подходы к формированию содержания профессионального образования в современных социально-экономических условиях, в условиях академических свобод при организации образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях, но и сохранить качественную определенность, исторические традиции отечественного среднего профессионального образования, в частности его нацеленность на практическую, прикладную подготовку.

Разработка ГОС СПО основывалась на следующих принципах:

усиление общенаучной, общепрофессиональной подготовки, обеспечивающей выпускникам ссузов высокую профессиональную мобильность и социальную защищенность;

учет преемственности и сопряженности уровня образования;

перенос приоритета в учебном процессе на развитие личности, ее способностей к самообучению и творчеству;

диверсификация образования, проявляющаяся в разноуровневости, многообразии программ и обеспечивающая гибкость всей системы среднего профессионального образования;

историческая преемственность со сложившимися традициями формирования структуры и содержания среднего профессионального образования;

учет и реализация качественных характеристик уровня среднего профессионального образования.

Правительство Российской Федерации постановлением от 20 апреля 1995 г. № 387 утвердило порядок разработки, утверждения и введения в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Так, Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части общих требований к структуре образования и образовательных программ, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему утверждается Правительством Российской Федерации.

Документы стандарта, касающиеся государственных требований к минимуму содержания основных образовательных программ, к уровню подготовки программ по конкретным специальностям среднего профессионального образования, к образцам документов о среднем профессиональном образовании, перечню специальностей, правилам государственного контроля за соблюдением государственного стандарта, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области среднего профессионального образования, по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения среднего профессионального образования.

Государственные образовательные стандарты по новым специальностям в течение 5 лет действуют как временные.

По остальным специальностям среднего профессионального образования, действующим более 5 лет, государственные образовательные стандарты вводятся с момента их утверждения.

В рамках работ по стандартизации среднего профессионального образования в 1994-1998 гг. разработана совокупность документов, составляющая государственный стандарт.

1. «Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части общих требований к структуре и содержанию среднего профессионального образования, образовательным программам среднего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему» (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. № 821).

Данный документ закрепил существование двух уровней среднего профессионального образования (базового и повышенного), определил требования к ним и установил возможность введения различных форм дипломов для выпускников разного уровня среднего профессионального образования.

Таким образом, в среднем профессиональном образовании существует два основных вида профессиональных образовательных программ.

Основная образовательная профессиональная программа базового уровня среднего профессионального образования рассчитана на традиционную подготовку специалистов среднего звена. Она включает в себя общие гуманитарные, социально-экономические, математические, общие естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, производственную (профессиональную) практику. Нормативный срок обучения на базе основного общего образования должен составлять не менее трех лет.

Основная образовательная профессиональная программа повышенного уровня среднего профессионального образования обеспечивает подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Она состоит из программы обучения специалиста базового уровня по соответствующей специальности и программы дополнительной годичной подготовки, включающей в себя производственную практику, углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам и (или) циклам дисциплин. Общий нормативный срок обучения на базе основного общего образования должен составлять не менее четырех лет.

В данном документе устанавливаются такие единые требования к профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования:

Установлены также общие нормативы нагрузки обучающегося:

2. Классификатор специальностей среднего профессионального образования (утвержден постановлением Госкомвуза России от 25 мая 1994 г. № 4). Это систематизированный перечень специальностей, классифицированных в группы родственных специальностей, по которым осуществляется подготовка в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Каждой группе специальностей и каждой специальности в Классификаторе присвоен четырехзначный цифровой код, в котором первые два символа кодируют группу специальностей, вторые два символа - специальности внутри группы специальностей (например, специальность 1201 «Технология машиностроения» означает, что данная специальность относится к группе 12 - «Машиностроение и материало - обработка» и является первой по списку в данной группе). Действующий классификатор включает 28 профессиональных групп.

Содержание Классификатора отражает современные тенденции научно-технического прогресса и развитие социально-экономической сферы. Принцип его формирования заключается в отказе от узких специальностей, в их укрупнении, что обеспечивает широкую общепрофессиональную (фундаментальную) подготовку специалистов среднего звена.

Отличительной особенностью Классификатора является то, что данный документ открыт для корректив и дополнений по мере изменения потребностей рынка труда специалистов среднего звена. Предложения по изменению Классификатора специальностей вносятся соответствующими государственными органами управления средним профессиональным образованием в федеральный (центральный) государственный орган управления средним профессиональным образованием. К предложениям должны быть приложены следующие документы: обоснование практической значимости специальности; отличительные признаки специальности; перспективы развития специальности и прогнозируемая потребность на рынке труда; проект государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и примерный учебный план. После экспертизы предложения по изменению классификатора рассматриваются и утверждаются федеральным (центральным) государственным органом управления среднего профессионального образования.

За последние годы в Классификатор специальностей среднего профессионального образования введено более 20 новых специальностей, в том числе в области образования - 7 (например, «Иностранный язык»), экономики и управления - 3 (например, «Налоги и налогообложение»), сервиса - 5 (например, «Туризм»). Общее число специальностей составило 287.

3. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования.

Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования являются федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Требования призваны обеспечить эквивалентность подготовки специалистов среднего звена на всей территории Российской Федерации независимо от формы их обучения, а также от организационно-правовой формы, типа и вида образовательного учреждения.

Требования разрабатывались исходя из профессиональных задач, решаемых специалистами со средним профессиональным образованием.

Государственные требования по специальностям формировались в соответствии с задачей сохранения качественных характеристик уровня среднего профессионального образования: обеспечения оптимального соотношения объемов общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки, теоретического и практического обучения. Большое внимание уделялось взаимодействию с потребителями (заказчиками) кадров, выявлению тенденций в изменении деятельности специалистов с учетом перспектив развития экономики и социальной сферы.

Государственные требования заменили собой все ранее действовавшие документы государственного уровня, определявшие содержание подготовки по специальности: квалификационные характеристики, типовые учебные планы и программы. Государственные требования отличаются от этих документов принципиально новыми подходами в детализации содержания образования и содержания обучения.

Государственные требования разрабатываются для профессиональных образовательных программ на базе среднего (полного) общего образования и состоят из нескольких разделов.

«Общая характеристика специальности» - раздел, включающий в себя код и наименование специальности в соответствии с Классификатором специальностей среднего профессионального образования, характеристику сферы объектов и видов профессиональной деятельности выпускника, наименование квалификации, которую он получит после итоговой государственной аттестации, нормативные сроки обучения на базе полного среднего и основного среднего образования по очной форме обучения, а также указывающий формы освоения профессиональной образовательной программы.

«Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших подготовку по программе специальности» - раздел, содержащий общие требования к образованности и к уровню подготовки по дисциплинам (гуманитарным, социально-экономическим, математическим, естественно-научным, общепрофессиональным и специ-

альным) и по производственной (профессиональной) практике. Данный раздел - это своеобразный аналог действовавших ранее квалификационных характеристик, на которых строилось содержание образования и которые служили учебным заведениям ориентиром для формирования специалиста. Однако квалификационные характеристики не содержали требований к гуманитарной и фундаментальной подготовке, а описывали лишь общепрофессиональную и специальную составляющие профессионального образования. Такой документ не задавал диагностических параметров для оценки качества полученных знаний по дисциплинам и качествам профессиональной подготовки выпускника в целом.

В структуре данного раздела особо следует подчеркнуть значимость общих требований к образованности специалиста, содержание которых является единым для всех специальностей среднего профессионального образования. Эта часть Государственных требований отражает качественное отличие среднего профессионального образования от образования других уровней.

Требования к уровню подготовки по дисциплинам предполагают их формирование таким образом, чтобы на их основании можно было диагностировать знания и умения выпускника к моменту завершения обучения. Они необходимы для разработки требований к знаниям и умениям по отдельным программам учебных дисциплин, а также по программам итоговой аттестации.

Требования к уровню подготовки выпускника по циклам дисциплин, учебным дисциплинам и видам производственной (профессиональной) практики излагаются, как правило, в следующих категориях:

- иметь представление, понимать;

«Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности» - раздел, определяющий содержание учебных дисциплин федерального компонента и объемы учебной нагрузки студента, а также объем времени, отводимый на практику, виды итоговой аттестации. Данный раздел отличается от типовых учебных планов и программ, действовавших ранее, гораздо меньшей детализацией изучаемого материала. Дисциплины образовательной программы перечислены лишь по циклам и не разведены по семестрам, как это делалось в типовом учебном плане. Однако представленной информации достаточно, чтобы учебное заведение могло спроектировать свою основную профессиональную образовательную программу (рабочий учебный план, рабочие учебные программы дисциплин, программы практик, программы итоговой аттестации) по реализуемой специальности с учетом своих возможностей, уровня препо-

давательских кадров, дополнительных запросов студентов, особенностей материально-технической базы.

Государственные требования содержат также сводные данные по бюджету времени. На их основе составляется профессиональная образовательная программа образовательного учреждения, куда входят объемы времени теоретического обучения (включая экзаменационные сессии), практики, итоговой аттестации и каникул.

Последний раздел Государственных требований (Примечание) регламентирует условия реализации стандарта образовательным учреждением и объясняет права учебного заведения относительно самостоятельного формирования профессиональной образовательной программы. Это касается изменения объема часов, отведенных на освоение учебного материала для циклов дисциплин и для дисциплин, входящих в цикл в пределах 5%; определения форм и сроков проведения промежуточной аттестации; выбора видов производственной практики и установления их объемов в пределах, заданных стандартом; планирования объемов практической подготовки (лабораторных и практических занятий, курсовых проектов) при определении в целом в пределах 50 - 60 % от общего объема учебного времени и др.

Таким образом, Государственные требования, задавая унифицированную инвариантную часть содержания подготовки в качестве федерального компонента, предоставляют право образовательным учреждениям в объеме до 20% учебного времени формировать содержание образования как национально-региональный компонент.

Для педагогических коллективов, не имеющих достаточного опыта в проектировании содержания образования (обучения), в Приложении к стандарту дается примерный учебный план как рекомендательный документ. Это своеобразное методическое пособие для разработки учебно-программной документации учебного заведения. В Приложение включен также примерный перечень кабинетов, учебных лабораторий, мастерских, необходимых для реализации профессиональной образовательной программы по специальности.

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования утверждаются отдельно для базового и повышенного уровня. Требования для повышенного уровня формируются как дополнение ко всем разделам требований базового уровня среднего профессионального образования и представляют собой программу дополнительной подготовки.

В отличие от специализации, предусматривающей узкоспециализированную подготовку в рамках цикла специальных дисциплин, программа дополнительной подготовки предполагает реализацию всех компонентов профессиональной образовательной про-

граммы среднего профессионального образования. Ее отличительными характеристиками являются: усиление фундаментальной подготовки; изменение соотношения содержания теоретической и практической подготовки (увеличение доли теоретической подготовки); усиление социально-психологической подготовки; расширение содержания подготовки гуманитарной направленности; углубление знаний в области новых информационных технологий.

Программы дополнительной подготовки могут реализовываться как ступенчато (дополнительно к базовым), так и целостно (при интегрировании образовательных программ базового уровня и дополнительной подготовки). Они направлены: 1) на углубление подготовки, которое следует понимать как более глубокое изучение предмета труда и (или) вида деятельности в рамках специальности; 2) на расширение подготовки, предполагающее освоение дополнительных знаний и умений из смежных областей профессиональной деятельности, что позволит будущему специалисту расширить круг профессиональных функций.

Содержание программ дополнительной подготовки находит свое отражение в квалификации, присваиваемой выпускнику.

При реализации программы дополнительной подготовки, направленной на углубленное изучение предмета труда и (или) вида деятельности в рамках специальности, выпускнику в зависимости от специфики профессиональной образовательной программы может быть присвоена квалификация, отличная от квалификации базового уровня: старший техник (для ряда технических специальностей); квалификация, указывающая на новое качество специалиста. Например, по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» на базовом уровне присваивается квалификация «техник», на повышенном уровне возможно присвоение квалификации «эколог»; по специальности «Экономика, бухгалтерский учет и контроль» на базовом уровне присваивается квалификация «бухгалтер», на повышенном - квалификация «экономист».

При реализации программы дополнительной подготовки выпускнику может присваиваться квалификация базового уровня с указанием области дополнительной подготовки, например «бухгалтер с дополнительной подготовкой в области налогового законодательства и налогообложения».

Нормативный срок освоения профессиональной образовательной программы повышенного уровня при очной форме обучения складывается из нормативного срока освоения программы базового уровня по конкретной специальности на базе среднего (полного) общего образования и нормативного срока освоения программы дополнительной подготовки, составляющей 10 месяцев.

Вместе с тем в Классификаторе специальностей среднего профессионального образования имеются специальности, подготовка

по которым ведется только на повышенном уровне, например специальность «Иностранный язык», специальность «Художественное проектирование, моделирование и оформление игрушки». В таком случае нормативный срок освоения программы определяется Государственными требованиями.

4. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части требований к государственным документам о среднем профессиональном образовании (утвержден постановлением Госкомвуза России от 27 декабря 1995 г. №8).

В данном нормативном документе регламентируются требования к дипломам базового и повышенного уровня среднего профессионального образования. Диплом о среднем профессиональном образовании состоит из двух частей:

В Приложении указываются документ о предшествующем уровне образования и наименовании учреждения, его выдавшего, сроки освоения профессиональной образовательной программы, название специальности и специализации; курсовые работы (проекты), практики, итоговые государственные экзамены записываются с указанием дисциплины и оценки, сообщается также продолжительность каждой из практик в неделях.

Перечисляются все дисциплины с указанием количества часов на их изучение и результатов промежуточной аттестации по ним.