Лекция 6. Средства обучения
План: 1. Сущность понятия средства обучения.
2. Основные принципы применения средств обучения.
3. Учебник.
4. Модели. Наглядные пособия.
5. Аудиовизуальные средства (ТСО).
1. Сущность понятия средства обучения.
Средства обучения - компонент процесса обучения, представляют собой орудие деятельности учителя и ученика. Средства обучения как инструмент учебного познания очень специфичны. Их делят на: а) материальные средства обучения (книга, ТСО, компьютер) и б) духовные средства учебного труда (знания педагога, виды деятельности, способы сотрудничества).
С помощью средств обучения в учебном процессе решаются следующие задачи:
- повышение информативной емкости содержания образования;
- повышение эффективности процесса обучения;
- расширение возможности проникновения в различные области науч-ного знания;
- ускорение передачи научной информации, связанной с интенси-фикацией процесса обучения;
- влияние на развитие учащихся.
Применение средств обучения повышает наглядность в обучении. Доказано, что только 15% информации запоминается при слуховом восприятии, 25% - при зрительном и 65% - при одновременно слуховом и зрительном. Более 85% детей обладают преимущественно зрительной памятью. Активный объем памяти используется только на 4-5%.
В учебном познании учитель обязан дать детям возможность чувственного восприятия содержания образования. При помощи средств обучения он воспроизводит окружающий мир опосредованно через схему, модель, рисунок, картинку и т.д. Поскольку чувственно-наглядный образ - образ субъективный, в котором отражается лишь внешняя сторона объекта или явления, то задача обучения заключается в том, чтобы, отталкиваясь от чувственно-наглядного образа, подвести учащихся к глубинной сущности изучаемого объекта или явления. Этот переход связан с абстрактным мышлением, с введением и использованием абстрактных понятий. При этом наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления с изучаемым объектом и явлением, поставляя мышлению необходимый информационный материал.
Средства обучения, поставляя наглядные образы в учебное познание, выполняют три основные функции:
1) познавательную, обогащая процессы восприятия, мышления и практической деятельности многими деталями и помогая раскрыть внутренние свойства изучаемого объекта или явления;
2) организационную, связанную с управлением познавательной деятельностью учащихся, контролем и корректировкой учебного процесса;
3) воспитательную, связанную с комплексным воздействием на умственную, эмоционально-волевую, личностную и деятельностную сферы учащихся.
Материальные средства обучения обычно располагают в следующем порядке:
1. Учебники и учебные пособия.
2. Модели. Наглядные пособия.
3. Аудиовизуальные средства (ТСО).
4. Приборы и приспособления для практических и лабораторных работ.
5. Специальное оборудование (кабинетная система в школе).
6. Устройства для передачи информации, контроля и коррекции (компьютер, технические средства программированного обучения).
2. Основные принципы применения средств обучения
В своем творческом подходе к применению средств обучения необходимо опираться на общие принципы.
1. Мотивированность использования средств обучения. Их применение должно быть методически обоснованно. При использовании обучающих средств учитель должен принимать во внимание целый ряд факторов, в том числе интересы детей, уровень их подготовки, специфику предмета, изучаемого учебного материала, материально-техническую базу школы, закономерности учебного процесса. Важный критерий мотивированности использования средств обучения - их влияние на усвоение материала в конкретных условиях.
2. Целенаправленность и функциональная определенность применения средств обучения. В каждом конкретном случае должна быть определена цель применения обучающих средств, которая может быть как общего характера (информационно-познавательная или психолого-педагогическая), так и дидактическая (ближайшие дидактические цели обучения). Функциональная определенность требует четкого выявления назначения определенных средств обучения в том или ином случае.
3. Использование средств обучения - органическая составная часть урока. Обучающие средства должны органически вписываться в систему построения урока. Поэтому необходимо учесть их влияние на структуру урока, методику изложения учебного материала и т.д. Следует четко определить их место на уроке, продумать возможность органического включения в деятельность и учителя, и учащихся.
4. Активная переработка учебного материала после предъявления (использования) средств обучения. Способы переработки материала могут быть разнообразными, должны находиться в соответствии с содержанием, формой преподнесения материала, ближайшей дидактической целью.
5. Системность в применении средств обучения. Эпизодическое использование средств обучения, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана система их применения. Эта система имеет два аспекта: организационно-педагогический и методический. Организационно-педагогический аспект предполагает проведение анализа всех тем по определенному учебному предмету и распределение средств обучения по темам, т.е. создание системы включения средств обучения как составного элемента при изучении материала. Методический аспект заключается в разработке и создании определенной методической системы применения средств обучения, которая может быть индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения обучающих средств на уроке.
3. Учебник.
Учебник - это основная учебная книга по определенному предмету, созданная для обучения, воспитания и развития учащихся определенного возраста. Учебник несет в себе информационную нагрузку, связанную с определенным объемом материала, основными понятиями и ведущими идеями по изучаемым учебным предметам. Учебник приучает школьников к самостоятельной работе с учебными книгами, вырабатывает навыки самообразования, развивает умение учиться, формирует определенные личностные качества. Поэтому учебники становятся многофункциональными.
Так, образовательная функция учебника обеспечивает движение познания ученика от незнания к знанию, от простого к сложному на основе относительно точного отражения предметного содержания образования и видов деятельности, которые должны быть сформированы у школьников.
Содержание учебника определяется программой и обязательно для усвоения каждым учащимся соответствующего возраста. Система упражнений, заданий и задач, являющая составной частью содержания учебников, позволяет формировать необходимые умения и навыки учащихся. При этом объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в каждом классе по каждому предмету, периодически уточняется в соответствии с вариативностью программ и направлений в диверсификации образования.
Развивающая функция учебника состоит в том, что он не только вооружает системой знаний, но и способствует общему развитию учащихся - развитию мотивов учения, памяти, мышления, воображения, речи и других способностей, умений анализировать, обобщать, выделять главное, а также навыков планирования, самоконтроля. Среди общеучебных навыков и умений первостепенными являются навыки быстрого чтения, письма, счета и выделения главного. Рекомендации по формированию таких умений и навыков есть в ряде учебников, что дает учителю возможность более эффективно управлять развитием учащихся в процессе обучения.
Воспитывающая функция учебника состоит в его влиянии на мировоззрение учащихся, развитие их способностей, личностных качеств, формирование эмоциональной сферы и т.д. В частности, учебник способствует развитию мышления, творчества, влияет на формирование организованности, дисциплинированности и т.п.
Таким образом, учебник, реализуя в первую очередь содержание образования, призван максимально способствовать успешному обучению, воспитанию и развитию учащихся.
Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит от структуры учебника. Типичной является такая структура учебника:
1. Тексты: основной, дополнительный, пояснительный;
2. Вне-текстовые компоненты:
а) аппарат организации усвоения: вопросы и задания; инструктивные материалы (памятки, образцы решения задач, примеров); таблицы; подписи - объяснения к иллюстративному материалу; упражнения;
б) иллюстративный материал (фотографии, рисунки, планы, карты, чертежи, схемы и др.);
в) аппарат ориентирования (вступление, содержание, библиография).
Это общедидактическая структура школьного учебника.
Особенности каждого учебного предмета определенным образом отображаются и в структуре учебников.
Учебники различаются и по другим признакам: по характеру изложения материала (академический, прикладной), по ведущим методам изложения материала (информационный, проблемный, программированный, комплексный).
Наиболее распространен тип учебника, в котором дается готовая информация посредством слова, иллюстраций, графических и символических изображений, дополненных элементами проблемности. Методологической основой такого учебника служат идеи объяснительно-иллюстративного вида обучения, при котором познавательная деятельность учащихся имеет в основном репродуктивный характер: школьники воспринимают текст учебника, осознают его, стремятся подробно запомнить. Умения и навыки формируются главным образом на основе конкретных правил, готовых образцов. Преимущества такого типа учебника - передача в сжатом виде значительного объема научной информации. Однако возможности научить учащихся самостоятельно приобретать знания, формировать продуктивное мышление, готовность к самостоятельному творческому труду, т.е. развивающая и воспитательная функции таких учебников ограничены.
Центральная идея развивающего обучения - "мышление начинается с проблемы" - является методологической основой при создании проблемных учебников. Разумеется, определение "проблемный учебник" условно. В подобных учебниках тесно взаимодействуют информационная основа, проблемное изложение, познавательные задания, обобщения.
Проблемные учебники строятся по-разному. Так, в учебниках по гуманитарным предметам применяется проблемное изложение: в начале статьи формулируется проблема, затем последовательно раскрывается противоречивый путь ее развития. Учащиеся задумываются, с интересом следят за ходом мыслей автора, волнуются и сопереживают, определяют свое отношение к ходу событий, прогнозируют дальнейшее их развертывание. В учебниках по языку применяется система познавательных заданий, которые актуализируют опыт учащихся, вовлекают их в процесс самостоятельного решения проблемы; после задания даны вопросы, направляющие деятельность учащихся на формулирование правила. В учебниках природоведческого цикла также предлагаются задания исследовательского характера, выполняя которые учащиеся открывают новые, еще неизвестные им факты. Это несложные опыты, практические и лабораторные работы, выполняемые в классе и дома; результаты их затем обсуждаются под руководством учителя. Вопросы-задания заставляют учеников активно работать над текстом, размышлять, делать выводы.
В России и за рубежом накоплен определенный опыт создания программированных учебников, содержание материала в которых представлено порциями, а усвоение каждого "шага" информации проверяется контрольными вопросами. Есть попытки создания комплексных (проблемно-программированных) учебников, которые содержат определенные дозы информации, необходимые учащимся для понимания проблемы; проблема же решается в логике проблемного изучения материала, а весь необходимый для усвоения материал закрепляется и проверяется программированными дозами.
Учитывая отличительные особенности конкретных типов учебников, авторы и составители учебных книг помнят, что все они имеют общие структурные элементы: текст, вопросы и задания, иллюстрации.
Большое практическое значение имеет издание комплектов по каждому учебному предмету: учебники, методические пособия для учителей по каждому предмету, набор таблиц и карточек для самостоятельной работы учащихся, различные средства обучения, способствующие оптимизации учебно-воспитательного процесса.
4. Модели. Наглядные пособия.
Модель - это мысленный или реальный образ объекта, который отображает систему внутренних связей, определяющих режим функционирования этого объекта. Модель дает сущностную информацию и новые знания. В модели объект упрощается. Абстрагируясь от второстепенного, в ней можно выделить существенные связи и отношения. В процессе исследования в модели раскрываются новые связи, которые затем переносятся на реальный объект. В этом и заключается эвристическая функция модели.
Модели делятся на физические, или предметные (например, макеты), графические (схемы, графики, чертежи), знаковые и логико-математические (формулы, уравнения). Иногда модели делят на две группы: наглядные (физические или предметные) и графические (формулы, уравнения).
Моделирование - это познавательная деятельность, направленная на выявление структуры, системности режима функционирования объекта познания. Моделирование играет роль дидактического приема, входящего в структуру различных методов обучения, в соответствии с целями урока. Моделирование способствует раскрытию внутренних связей и отношений в объектах изучения и выявлению на этой основе законов и закономерностей развития природы и общества.
Являясь опорой для выполнения умственных операций и познавательных заданий, моделирование способствует формированию у учащихся абстрактного мышления и повышению теоретического уровня в обучении. Особенно важное значение имеет моделирование при системном подходе к изучению сложного теоретического материала.
Уже в 1-2 классах целесообразно объяснить учащимся в доступной форме понятие "модель", сначала на примере предметных моделей (глобус, модель, цветка), а затем постепенно перейти к более сложным графическим, знаковым, логико-математическим. При этом учащихся следует подвести к пониманию, что модель является заместителем объекта (реального предмета или явления). Ряд признаков и особенностей предмета в ней выпал, остались наиболее существенные признаки, по которым устанавливают объективные связи и отношения между элементами структуры модели, переносимые затем на реальные объекты и между моделями и соответствующими предметами. В средних и старших классах, кроме предметных моделей, применяются графические и знаковые.
Применение моделей различных видов и уровней способствует органическому переходу учащихся от наглядно-чувственного к абстрактному познанию, от эмпирического к теоретическому, позволяет усилить научно-теоретический уровень знаний.
Наглядные пособия
Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика. Обычно придерживаются классификации наглядных пособий по признаку внешней и внутренней структуры:
1. Натуральные предметы и явления (объект природного и социального окружения). Натуральный предмет становится наглядным пособием, если: а) изолируется (мысленно или предметно) от реальных условий своего бытия и б) используется в учебном процессе.
2. Препарированные и консервированные предметы (чучела птиц, зверей. гербарии растений, заспиртованные существа и их отдельные органы, препараты для микроскопов и др.)
3. Плоскостная наглядность с реальными изображениями природы и общественных процессов (иллюстрации, фотографии, рисунки, картины).
4. Объемная наглядность с реальными изображениями (муляжи, макеты, модели, панорамы, геометрические фигуры).
5. Схематическая и символическая наглядность (карты, чертежи, схемы, опорные сигналы, диаграммы). Она используется для лучшего понимания и усвоения математических, грамматических, исторических и других закономерностей, теорий.
Отдельную группу наглядности представляют аудиовизуальные средства.
5. Аудиовизуальные средства (ТСО).
Технические средства обучения (ТСО) представляют собой совокупность дидактических материалов и технических устройств, используемых для передачи информации, контроля и обучения. Информационные ТСО предназначены для обеспечения канала прямой передачи; контролирующие - для обеспечения канала обратной связи (контроля); обучающие - для учебного процесса, обеспечения замкнутого цикла управления.
С помощью ТСО наиболее целесообразно решать следующие задачи:
- повышение эффективности процесса обучения;
- расширение возможности проникновения в различные области научного знания;
- получение информации об изучаемом явлении, процессе, объекте;
- ускорение передачи научной информации;
- оказание помощи учителю в интенсификации процесса обучения за счет сокращения времени на раскрытие, сложных явлений, изложения трудного учебного материала;
- повышение наглядности, обеспечение лучшего, более глубокого усвоения предмета, развитие познавательной активности учащихся.
Применение ТСО улучшает дидактические условия процесса учения, расширяет дидактический инструментарий, с помощью которого учитель управляет процессом обучения, усиливает его информативность. Одна из главных предпосылок успешности применения ТСО - соответствующие условия организации учебного процесса, навыки и умения обучающих.
Информационные технические средства в зависимости от того, какие органы чувств включаются в восприятие информации, подразделяются на несколько групп:
1) визуальные, или зрительные, к которым отнесены машины, устройства, статические и подвижные модели, цветные и черно-белые схемы и т.п.;
2) аудиальные или слуховые (магнитофонные ленты, кассеты вместе с устройствами для пользования ими, радиоаппаратура);
3) аудиовизуальные, или зрительно-слуховые, - телевизионные аппараты, кинопроекторы, компьютеры.
Визуальные и аудиовизуальные ТСО по типу создаваемого с их помощью изображения иногда разделяют на:
а) средства статической проекции (эпипроекция, эпидиапроекция и диапроекция);
б) средства динамической проекции (учебное кино и учебное телевидение).
Наиболее предпочтителен, как показывает практика, аудиовизуальный способ предъявления и восприятия учебной информации. Значительная информационная емкость, разнообразие содержания, построения и форм предъявления учебной информации, а также широкие дидактические функции и разнообразие методических приемов использования - все это позволяет применять аудиовизуальные материалы как высокоэффективные средства обучения. Аудиовизуальные средства вводятся в учебный процесс в качестве иллюстрации к слову учителя, как источник зрительной и слуховой, научной и учебной информации, как зрительно-слуховая опора при изучении учебного материала, как средство актуализации учебного материала, как пособие для самостоятельной работы учащихся на уроке повторения, обобщения и систематизации знаний и для инструктирования учащихся. Аудиовизуальные средства открывают новые пути для наблюдения и обобщения фактов, активизации познавательной деятельности учащихся.
При использовании аудиовизуальных средств важно предусмотреть определенные методические требования: разъяснять учащимся познавательную цель и задачи применения аудиовизуальных средств (или комплекс); актуализировать опорные знания, возбудить интерес к предстоящему изучению учебного материала; обсудить с учащимися способы решения учебной задачи, поставленной проблемы; предложить учащимся вопросы, на которые необходимо дать ответ после демонстрации (прослушивания), либо определить задания для самостоятельного усвоения содержания аудиовизуальных пособий. Вопросы, установка на внимание и последующий ответ помогут целенаправить восприятие, охватить главное, не упустить существенное. После применения аудиовизуальных средств следует провести беседу, подвести учащихся к самостоятельным выводам, организовать выполнение разнообразных творческих заданий.
- Педагогика
- Часть 4. Теория обучения (Дидактика) содержание
- Лекция 1. Дидактика как теория образования и обучения
- Лекция 2. Процесс обучения
- Лекция 3. Принципы обучения
- Лекция 4. Содержание образования
- Лекция 5. Методы обучения
- Лекция 6. Средства обучения
- Лекция 7. Мотивация учения
- Лекция 8. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников
- Лекция 9. Формы организации обучения
- Лекция 10. Контроль в системе учебной деятельности
- Лекция 11. Умственное развитие
- Лекция 12. Таксономия учебных целей.
- Лекция 13. Диагностика умственного развития
- Лекция 14. Развитие школы как инновационный процесс
- Литература
- Пешкова Валентина Евгеньевна
- Часть 4. Теория обучения (Дидактика)