logo search
УМК по МПЯ

Культуроведческая функция языка в системе его преподавания

1. Понятие культуроведческого аспекта.

2. Лингвотеоретические предпосылки.

3. Два направления в определении содержания и путей реализации культуроведческого аспекта:

обучение русскому языку в контексте русской культуры;

диалог культур.

4. Лингводидактический аспект проблемы. Пути формирования русской национальной и региональной языковой личности.

Литература

БлагоеваН.Г., Коронева Л.А., Родчеко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для общеобразовательной средней школы) // РЯШ. – 1993. – № 4.

Быстрова Е.А. Программа элективного курса «Русский язык и культура» для школ гуманитарного профиля // Мир русского слова. – 2003. – № 4.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. – М., 1080.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М., 1990.

Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку // РЯШ. – 1993 - № 5.

Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка. – 1994. - № 4.

Обучение русскому языку в школе / Под ед. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.

Шанский Н.М. Иностранные языки на уроках русского языка // РЯШ – 1997. - № 1.

Шанский Н.М. Эвристические задачи и задания по русской и иностранной лексике // РЯШ. – 1997. - № 2.

Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды // РЯШ. – 1990. – № 4.

Задание

1. Подготовьте сообщение на тему: «Региональный компонент предмета «Русский язык» в образовательных учреждениях Кемеровской области». Аспект рассмотрения проблемы выберите самостоятельно.

2. Продумайте пути реализации регионального компонента в процессе обучения русскому языку в школах Кемеровской области. Подготовьте упражнения, направленные на формирование «региональной языковой личности».

Практическое занятие 14