3.1. Сущность перевоспитания.
« Педагогическая энциклопедия » ( т.3, стр.369 ) определяет перевоспитание
как систему воспитательных воздействий педагогов, направленных на переделку,
«перековку» неправильно сформировавшейся личности воспитанника, на
исправление тех его качеств, привычек и черт, которые противоречат нормам и
требованиям общества. Односторонность такой формулировки очевидна: все
сведено к исправлению негодной личности; ребенку отводится пассивная функция
– изменяться под воздействием воспитателя.
Первая задача перевоспитания – включить подростка в жизнь коллектива.
При этом условии перевоспитание органически входит в общую систему
воспитательной работы школы и начинает плодотворно воздействовать на поведение
и сознание трудного подростка. Причем связь между воспитанием и перевоспитанием
построена на прямой и обратной зависимости: воспитание включает в себя элементы
перевоспитания, а перевоспитание опирается на достигнутые в воспитании
результаты. Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может быть выражена
так: нормализация и повышение качества воспитательного процесса – главное
условие и решающий фактор перевоспитания.
В воспитании важную роль играет слово. В перевоспитании действие слова
ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового
опыта поведения.
В перевоспитании существует цепь последовательно связанных между собой
элементов:
- Анализ положительных и отрицательных свойств характера подростка,
исследование его потребностей, отклонений в поведении.
- Изучение педагогической обстановки, среды окружения ребенка с
последующей нейтрализацией или устранением вредных влияний и усилением
положительных воздействий окружающей среды. Подростка необходимо поставить в
положение активного сопротивления неблагоприятным условиям внешней среды.
- Перестройка отрицательного стереотипа. Переключение сил и
способностей на полезные дела, изменение окружающей среды (перевод из школы в
школу, из класса в класс.) Надо, чтобы в результате такой перестройки
подросток не мог проявлять свои недостатки и пороки, чтобы вся его жизнь
требовала применения положительных качеств, сил и способностей.
- Изменение привычного поведения подростка путем вовлечения его в
новые виды деятельности. В результате должны усиленно развиться положительные
качества.
- На базе ускоренного развития положительных качеств осуществляется
устранение недостатков. Быстрыми темпами должно идти общее развитие. Пока не
будет устранена односторонность развития возможен рецидив.
Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с недостатками
подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и в нормализации
всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего положительного
фонда личности.
Вокруг центрального звена перевоспитания концентрируются и все остальные
элементы. При изучении личности подростка мы не столько должны отыскивать в
нем недостатки, сколько находить то положительное, на базе которого будет
строиться перевоспитание.
Анализ процесса перевоспитания позволяет выделить в нем четыре основные
функции: восстановительную, компенсирующую, исправитель-ную и
стимулирующую.
Процесс восстановления положительных качеств требует постоянного возвращения
памяти подростка к тем добрым делам, которые он в свое время совершал.
Компенсирующая функция перевоспитания призвана дополнить восстановительную. У
трудного подростка не всегда удается восстановить все его духовные силы.
Необходимость компенсации вытекает из ощущения подростком слабости, в какой
либо области.
Каждый трудный подросток стремиться компенсировать тот или другой недостаток
усилением деятельности в той или иной области, которую любит, в которой может
добиться быстрых успехов.
При этом осознанно или неосознанно подросток развивает те качества, которые
он считает сильной стороной своей натуры.
Компенсация всегда связана с тремя факторами в перевоспитании: необходимостью
изменить свое поведение в новых условиях, желанием добиться успеха в
заинтересовавшей подростка деятельности и , наконец, утвердить себя в глазах
сверстников как личность, достойную уважения.
Стимулирующая функция перевоспитания тесно связана с восстановительной и
компенсационной. Стимулирование должно помочь активизировать действия ученика
в той области, где проявляются его положительные качества, осудить
отрицательные поступки подростка.
Исправительная функция перевоспитания – наиболее важная среди всех остальных.
Сущность исправления состоит в том, чтобы трудный подросток как можно скорее
освободился от груза отрицательных качеств.
При перевоспитании не обойтись без наказания. Но главная основа исправления,
а стало быть, уничтожения недостатков – опора на положительное. Необходимо
фиксировать внимание ребенка на положительных сторонах его личности, усиливая
в нем веру в свои силы и строя свою работу с ним не на подчеркивании того,
что не следует делать, а наоборот, на хороших сторонах характера.
- Контрольные вопросы-ответы к экзамену
- Предпосылки возникновения социальной педагогики.
- Д. В. Альжев Социальная педагогика
- 1. История возникновения социальной педагогики
- 2. Этапы становления социальной педагогики
- 2. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
- 3. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания.
- 4. Социальная педагогика и другие отрасли обществознания и человекознания.
- 54. Связь социальной педагогики с другими отраслями наук
- 5. Соотношение социальной педагогики и социальной работы.
- 6. Процесс социализации и его механизмы.
- 7. Факторы и агенты социализации.
- 8. Человек как объект социализации.
- 9. Человек как субъект социализации.
- 10. Человек как жертва социализации.
- 11. Семья как микрофактор социализации.
- 32. Семейное воспитание
- 12. Соседство и его роль в социализации.
- 13. Микросоциум как микрофактор социализации.
- 14. Институты воспитания как микрофакторы социализации. Институты воспитания
- 15. Группа сверстников и ее роль в социализации.
- 16. Основные признаки субкультуры.
- 17. Религиозные организации и их роль в социализации верующих.
- 18. Региональные особенности как фактор социализации.
- 22. Региональная политика в сфере воспитания
- 19. Условия социализации в сельских поселениях.
- 20. Особенности малого города как среды социализации.
- 21. Городской образ жизни и его влияние на социализацию.
- 27. Влияние городского образа жизни на социализацию
- 22. Специфическое влияние поселка на социализацию его жителей.
- 23. Влияние смк на социализацию.
- 24. Страна как макрофактор социализации.
- 1. Макрофакторы
- 25. Половозрастная структура общества и ее влияние на социализацию. Половозрастная структура
- Влияние структуры общества на социализацию
- 26. Влияние социальной структуры общества на социализацию.
- 27. Менталитет этноса и его влияние на социализацию.
- 28. Государство как макрофактор социализации.
- 20. Государственная политика в сфере воспитания
- 29. Мегафакторы социализации. Мегафакторы социализации
- 30. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации (на макроуровне и мезоуровне).
- 31. Виктимогенность микрофакторов социализации. Отклонения социального поведения
- 32. Основные понятия теории социального воспитания (объект и субъект воспитания).
- Воспитание как управление
- 33. Основные составляющие методики социального воспитания.
- 34. Основные понятия теории социального воспитания (жизнедеятельность, взаимодействие). Жизнедеятельность воспитательной организации
- Процесс взаимодействия
- 35. Жизнедеятельность института воспитания взрослых.
- Клубное объединение в школе как воспитательный феномен
- 36. Жизнедеятельность институтов перевоспитания.
- Глава 3. Перевоспитание личности.
- 3.1. Сущность перевоспитания.
- 3.2. Функции и задачи перевоспитания.
- 3.3. Методы перевоспитания.
- 37. Социальное воспитание как функция общества.
- 38. Возможности социального воспитания в развитии человека.
- 39. Элементы методики организации массового взаимодействия.
- 40. Сущность субъект-субъектного подхода в исследовании
- 41. Сущность субъект-объектного подхода в исследовании социализации.
- 42. Принципы социального воспитания
- 43. Возрастной подход в социальном воспитании.
- Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 44. Дифференцированный подход в социальном воспитании.
- 1. Понятие дифференцированного подхода в воспитании и обучении
- 2. Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации
- 3. Задачи дифференцированного обучения
- 4. Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверки знаний
- 45. Индивидуальный подход в социальном воспитании.
- 46. Особенности содержания, форм и методов воспитания в школе.
- Глава 1. Воспитательная деятельность как особый вид педагогической деятельности
- Глава 2. Содержание воспитательной деятельности педагога в современной теории воспитания
- 47. Особенности содержания, форм и методов воспитания в загородном лагере.
- 48. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях дополнительного образования.
- 1.2 Характеристика учреждений дополнительного образования как фактора социального воспитания подростков
- 49. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях интернатного типа.
- Глава 1. Научно-теоретические аспекты изучения особенностей работы социального педагога в учреждениях интернатного типа
- 1.1 Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
- 1.2 Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
- 1.3 Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
- 50. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях начального профессионального образования.
- 1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях нпо
- 1.7.1. Формы воспитательного процесса
- 1.7.2. Методы воспитательной работы
- 2. Группа методов, содействующих формированию сознания:
- 1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях нпо
- 51. Основные категории социальной педагогики.
- [Править]Основные категории педагогики
- 52. Функции и задачи социальной педагогики.
- 53. Законодательная база социальной педагогики. Международные и российские правовые акты по защите прав ребенка.
- 1.5. Законодательная основа практической социально-педагогической деятельности
- § 2 Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка
- Глава 2. Система и механизмы международного права по защите прав ребенка
- §1. Конвенция оон «о правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка
- Права детей и их защита
- 54. Школа как социально-педагогическая система.
- 1. Социальная педагогика и социальный педагог в школе
- 1.1. Состояние и тенденции развития социальной педагогики
- 1.2. Социальный педагог в школе
- 1.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания
- 1.4. Функционал социального педагога
- 55. Общие требования к социальному педагогу.
- 6.8. Требования к социальному педагогу
- 56. Планирование социально-педагогической работы.
- 57. Социально-педагогические технологии и их специфика. Формы, уровни, структуры социально-педагогических технологий. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности
- 58. Понятие «отклоняющееся поведение», его формы, виды, уровни. Характеристика основных причин отклонений в поведении.
- 59. Понятие «профилактика», виды и уровни социально-педагогической профилактики. Социальные институты, осуществляющие процесс профилактики.