logo search
Вопросы и ответы к госэкзамену

Методы стимулирования деятельности и поведения учащихся: поощрение, наказание, соревнование.

Исходя из принципов психологии обучения, интерес как мощный фактор, что стимулирует деятельность, характеризуется такими особенностями:

1) позитивной эмоцией относительно деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции (мне интересно это знать);

3) выражением непосредственного мотива, который является типичным для самой деятельности.

Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше, и сейчас ни один элемент воспитания не обходится без этих методов. (кнут и пряник, пинать или манить), Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.

Поощрение и наказание - способы выражения общественной положитель­ной либо от­рицательной оценки деятельности отдельного учащегося или коллектива. Важно отме­чать не только результат, но и мотивы, и способы дея­тельности.

Поощрение - закрепляет положительные навыки и привычки. Метод ос­нован на по­буждении положительных эмоций, которые вселяют уве­ренность, создают прият­ный настрой и повышают ответственность и работо­способность.

Наказаниеметод педагогического воздействия, направленный на торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порож­дение чувства вины, стыда и раскаяния.

Выделяют следующие виды поощрения и наказания:

1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Основные формы поощрения: одобрение, похвала, награждение, благодар­ность, предоставление почетных или дополнительных прав, присвое­ние различных почет­ных званий, присуждение почетного места в соревнова­нии.

Основные формы наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав или же наложение дополни­тельных обязанностей, исклю­чение из школы или перевод в другой класс.

Соревнование

рождено социалистическим способом производства и соответствующими ему общественными отношениями. Как метод воспитания соревнование строится с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлекая учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в труде и общественной деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

В настоящее время социалистическое соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится. Однако полностью исключать соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению. В условия соревнования младших школьников, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради, строго выполнять школьный и домашний режим дня, читать дополнительную литературу. Соревнование бывает

В процессе организации и проведения соревнования необходимо соблюдать ленинские принципы: