4. Сравнительные возможности методов обучения.
Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1. Соответствие методов принципам обучения;
2. Соответствие целям и задачам обучения;
3. Соответствие содержанию данной темы;
4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным
(физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива;
5. Соответствие имеющимся условиями и отведенному времени для
обучения;
6.Соответствие возможностям самих учителей (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее) [1, с. 204].
Практическая часть:
Методы стимулирования познавательной активности учащихся.
Цель: выяснить, на положительные или отрицательные эмоции ориентируется учитель, активируя или успокаивания учащихся.
Задание: Посещая уроки, обратите внимание, какие методы стимулирования и торможения активности учащихся использует учитель.
Сравните с таблицей, какие из перечисленных приемов и сколько раз встретились на просмотренных уроках. Обобщите полученные результаты.
Эмоции | Цель воздействия |
|
Стимулирование | Торможение | |
Опора на положительные эмоции
| Игра Соревнование Интонация (интрига) Загадки Смена деятельности Физкультминутка Подчеркивание важности задания Похвала (оценивание) инструктаж
| Игра Повторение хором Команды по управлению Напоминание требований Мимика, голос Интересное содержание |
Опора на отрицательные эмоции
| Критика Окрик Обращение совести Риторический вопрос | Напряженный тон Критика, угроза Окрик, наказание Предъявление требований |
-
Анализ урока алгебры: учитель использовал метод стимулирования активности учащихся положительные: интонация, похвала, инструктаж;
Метод торможения активности учащихся положительные: не наблюдалось.
Метод стимулирования и торможения активности учащихся отрицательные: не наблюдалось.
-
Анализ урока обществознание: учитель использовал метод стимулирования активности учащихся положительные: интонация, похвала;
Метод торможения активности учащихся положительные: не наблюдалось.
Метод стимулирования и торможения активности учащихся отрицательные: не наблюдалось
-
Анализ урока биологии: учитель использовал метод стимулирования активности учащихся положительные: интонация, подчеркивание важности задания;
Метод торможения активности учащихся положительные: мимика, голос, напоминание требований.
Метод стимулирования активности учащихся отрицательные: окрик, критика.
Метод торможения активности учащихся отрицательные: напряженный тон, окрик, наказание.
-
Анализ урока однокурсницы Логинова Т.В. биология: использовала метод стимулирования активности учащихся положительные: интонация, похвала (оценивание);
Метод торможения активности учащихся положительные: не наблюдалось.
Метод стимулирования и торможения активности учащихся отрицательные: не наблюдалось.
-
Анализ урока физической культуры: учитель использовал метод стимулирования активности учащихся положительные: интонация, подчеркивание важности, инструктаж;
Метод торможения активности учащихся положительные: мимика, голос, интересное содержание.
Метод стимулирования активности учащихся отрицательные: окрик;
Метод торможения активности учащихся отрицательные: не наблюдалось
Сравнение результатов:
Методы стимулирования активности учащихся положительные:
-
интонация - 5 раз;
-
подчеркивание важности задания - 2;
-
похвала (оценивание) - 3;
-
инструктаж - 2.
Методы торможения активности учащихся положительные:
-
мимика, голос - 2 раза;
-
интересное содержание - 1;
-
напоминание требований - 1.
Методы стимулирования активности учащихся отрицательные:
-
окрик - 2 раза;
-
критика - 1.
Методы торможения активности учащихся отрицательные:
-
напряженный тон - 1 раз;
-
окрик - 1.
В результате сравнения можно сделать вывод, что учитель ориентируется на активизацию или успокаивание учащихся больше на положительные эмоции.
Рекомендации:
1. Создавать условия для формирования положительной мотивации учения у школьников на каждом уроке.
2. В практической работе учитывать факторы, влияющие на мотивацию учения, использовать формы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2000.
-
Пидкасистый П.И. Педагогика. Учеб. пособ. – М., 2001.
-