§ 5. Роль хореографического творческого коллектива в эстетическом, культурном воспитании и общеобразовательном процессе
5.1 Хореографический коллектив в общеобразовательной школе
В современных условиях возникла настоятельная потребность в том, чтобы современная школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) образование и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребёнка.
Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена прежде всего новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже 20 и 21 веков. Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
В настоящее время широко распространена сеть различных учреждений дополнительного образования, как государственных, так и негосударственных, коммерческих. Однако статистика показывает, что формами и видами дополнительного образования детей охвачены далеко не все учащиеся, многие дети хотели бы заниматься в творческих объединениях дополнительного образования, но не могут сделать этого в основном по причине того, что их родители очень заняты на работе и у них нет возможности водить детей, помимо школы, в другие учреждения.
Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развить его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне, при этом, в отличии от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение будущей профессии.
Задача всестороннего развития учащихся в общеобразовательной школе включает в себя требования повышения эстетической культуры подрастающего поколения и воспитание художественного вкуса. Эстетическое воспитание школьников будет не полным, если они не получат хотя бы основные знания и навыки в области искусства танца.
К сожалению, пока во многих общеобразовательных школах нет специально оборудованных классов для занятий хореографией, но в каждой школе имеются актовые залы, что уже даёт возможность для проведения уроков хореографии, а так же для создания хореографического коллектива.
Организовывая хореографический творческий коллектив в общеобразовательной школе, мы развиваем личность ребёнка, его интеллект и духовный мир в гармоничном единстве с искусством танца, приобщаем к коллективному творчеству, происходит общение детей разного возраста (в классе учатся дети одного возраста, массовые школьные мероприятия проводятся для учащихся примерно одного возраста и т.д.).
Цель такого коллектива не только научить танцевать ребёнка, но и создать для него такую среду обитания, где бы всесторонне развивалась его личность, способности, дарования. «Самое главное – научить учеников уже в первом классе любить балет, сделать занятия увлекательными, радостными. Да, важно развернуть и растянуть ноги, поставить корпус, руки, научить пластичности и координации, научить прыгать, но и в тоже время необходимо выработать «рефлекс удовольствия» от всякого урока». (10,30)
Хореографический коллектив в общеобразовательной школе оказывает существенное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребёнка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. «Когда видишь, как несколько парней часами стоят в воротах какого-нибудь дворика, толкаются, хохочут, на спор бросают монету, чтобы продемонстрировать, как ловко кто-то ловит её на лету, понимаешь, что причина этому духовная и умственная пустота. Полная незагруженность чем-либо существенным.» (15,10) Занятость учащихся в ансамбле во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности, самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга. Участие коллектива в культурно-массовых мероприятиях школы способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Вывод:
Таким образом, хореографическое искусство в школе, способно решить целый комплекс проблем, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
- выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка;
- способствовать формированию индивидуального образовательного пути;
- обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;
- содействовать самореализации личности ребёнка и педагога;
- приобщение детей к искусству хореографии;
- формирование общей и художественно-эстетической культуры личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей детей;
- совместная художественная творческая деятельность;
- организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребёнка;
- профессиональная ориентация.
5.2 Роль хореографического коллектива в средне-специальных высших учебных заведениях
Широкая сфера деятельности, ожидающая молодого специалиста-хореографа, требует от него профессионализма на уровне современных требований Госстандарта.
В структуре содержания вузовских курсов хореографических дисциплин цикла специализации, заложены конкретные педагогические способы воспитания балетмейстеров-педагогов в различных видах танцевального искусства: в ансамблях классического, народно-сценического, бального танцев, детских хореографических коллективах, школах, студиях. Главной задачей профессионального хореографического образования является практическое овладение системой выразительных средств, основанных на школе классического танца, технике народно-сценического, бального, бытового, джазового и других танцев.
Хореографический коллектив при учебном заведении культуры и искусства, является органическим продолжением учебного процесса.
Свобода исполнения в классе и на сцене – далеко не одно и то же. Атмосфера сцены – танцевальный ансамбль, оркестр, костюм, реакция зрителя – совершенно по-иному воздействуют на исполнителя.
Хореографический коллектив помогает студентам на практике оттачивать свои профессиональные навыки:
- как исполнителей;
- как репетиторов;
- как будущих балетмейстеров.
Средне-специальное и высшее учебное заведение культуры даёт приобретение преподавательских навыков в качестве помощников художественного руководителя хореографического коллектива.
Исследуя взаимодействие, взаимовлияние лекционно-практических занятий исполнительской деятельности, можно провести аналогию оптимизации всего учебного процесса в средне-специальных и высших учебных заведениях культуры искусства, где существуют хореографические коллективы.Лекционно-практические занятия Исполнительская деятельность
Теория и методика изучения хореогра-фических дисциплин (классический, русский, народный танец).
Проверка правильности методики хореографического образования.
Учебная форма изучения хореографи-ческих элеменов программного мате-риала. Сценический вариант исполнения данных элементов.
Строгое, логичное сочетание движений в танцевальных комбинациях.
Методика проучивания и практическое освоение технически сложных элемен-тов (в классическом танце – большие прыжки, сложные вращения, дуэтный танец; в русском и народном танцах – трюковые движения, техника дробей, вращения, прыжковые и партерные движения). Сохраняя законы построения танцевальных комбинаций, имеет место импровизационность, широта, свобода исполнения, эмоциональная окраска. Отточенность, гибкость и чистота исполнения данных элементов, овладение технически сложными элементами непрограммно- го материала и доведение их до профессионального освоения, повыше-ние технико-исполнительского мастер-ства студентов.
Балетмейстерская работа преподавателя данного курса (его формы, методы, теоретический и практический подход в постановочной работе). Работа студентов под руководством мастеров-хореографов с многолетним стажем в технически и эмоционально сложных хореографических постановках. Использование студентами балетмейстерских приёмов, технических элементов, комбинационных движений в предмете «Композиция и постановка танца».
Ознакомление и изучение хореографического наследия в танцевальном репертуаре. Насыщенность, углублённость, разно-образие танцевального репертуара ансамбля, зачастую преподносимого мастером-создателем некоторых номе-ров или репертуара в целом.
Использование этнопедагогики и ши-рокого спектра национальных, областных, региональных особен-ностей танцев народов России в этод-ной работе на занятиях по предмету «Русский танец» и танцевальных но-меров по «Композиции и постановке танца». Объёмные хореографические поста-новки и композиции, отражающие этнографические знания о танце, на-родах, их танцевальной культуре, истории, особенностях быта со слож-ным лексическим материалом и своеобразной манерой исполнения.
Студентам средне-специальных и высших учебных заведений культуры и искусства, участвующих в хореографическом коллективе, легче определить свою профессиональную направленность:
- артиста профессионального хореографического коллектива;
- художественного руководителя детского или взрослого хореографического коллектива;
-репетитора детского или взрослого хореографического коллектива;
-балетмейстера детского или взрослого хореографического коллектива;
-педагога хореографических дисциплин в общеобразовательной школе, учреждениях дополнительного образования детей, средне-специальных и высших учебных заведениях культуры и искусства.
Хореографический коллектив при средне-специальном и высшем учебном заведении культуры и искусства для его участника является наглядным пособием того, как он действует и живёт (как шьются костюмы, подбирается репертуар, организуются репетиции, проходит концертно-гастрольная деятельность), что поможет ему в дальнейшем ему самостоятельно организовать и стать художественным руководителем хореографического коллектива.
Примером тому является огромное количество хореографических коллективов .
Вывод:
Хореографический коллектив при учебном заведении является органическим продолжением учебного процесса:
во-первых, даёт возможность наиболее способным учащимся приобрести преподавательские навыки в качестве помощников художественного руководителя;
во-вторых, помогает на практике оттачивать свои профессиональные навыки (как исполнителей, репетиторов, будущих балетмейстеров);
в-третьих, участники хореографических коллективов при средне-специальных и высших учебных заведений легче определяют свою профессиональную направленность;
в-четвёртых, хореографический коллектив является наглядным пособием для студентов – будущих мастеров в своей профессии.
План:
Введение: Сущность результата в дополнительном образовании.
Основная часть: Учёт результативности усвоения программного материала:
1) Мониторинг качества образования;
2) Формы контроля;
3) Формы фиксации результатов мониторинга;
4) Этапы педагогического контроля в хореографических коллективах (из личного опыта).
Заключение: Для чего нужен учёт результативности усвоения программного материала.
1. Сущность результата в дополнительном образовании.
Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки: исполнительские, актёрские, педагогические.
Как и в любом деле, результат в дополнительном образовании имеет свою поэтапность, ступенчатость:
1. Открытое занятие. Это первая ступень, где впервые проявляются исполнительские способности и навыки у воспитанника и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил воспитанника определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.
2. Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, турниры, праздники и пр. Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко виден результат воспитанника и педагога. Здесь показаны не только способности и навыки в той или иной области (хореографии, рисовании, спорте, в музыке, театре и др.), но и в других видах искусства. А именно в совокупности всех видов искусства будет проявляться результат. Ведь проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и воспитанники, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то костюмы, кто-то подарки, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы воспитанника и педагога.
3. Выход на сцену: концерты, смотры, фестивали, конкурсы и пр. Эта более значимая ступень, более ответственная. Она подразделяется ещё на несколько частей. И каждая часть несёт свой уровень результата. И так, давайте рассмотрим каждую часть отдельно.
Концерт.
Принимая участие в концерте, каждый коллектив, каждый воспитанник этого коллектива и, конечно же, педагог показывает уже высокий результат свое деятельности. Воспитанник – исполнительское мастерство и умение. Педагог – педагогические, балетмейстерские, организационные навыки, знания, умения. Если раньше на открытом занятии или итоговом мероприятии результат видели только родители, воспитанники коллектива, другие педагоги, то на концерте результат вашей работы увидят уже воспитанники других коллективов, их родители, их педагоги, да и просто посторонние люди, пришедшие на концерт. Здесь уже нужно постараться исполнить свою роль так, чтобы зритель пришёл ещё раз на вас посмотреть.
Смотры, конкурсы, фестивали.
Это уже выход на профессионализм. Есть конкурсы районного значения. Заняв, какое либо место на этом конкурсе, можно заявляться на конкурс окружного значения, далее городские фестивали и смотры, потом идут межрегиональные, российские и международные конкурсы, фестивали. Побеждая на каждом из видов конкурсов, мы тем самым показываем и совершенствуем своё мастерство: воспитанник – исполнительское и актёрское, педагог – педагогическое, балетмейстерское, организационное. Как воспитанник, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного статуса, продолжает повышать свой профессиональный уровень. Это посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций. Это и общение между коллективами, между педагогами, руководителями и, конечно же, с членами жюри, выслушивая их замечания и делая выводы в отношении своей работы.
Есть ещё один вид результата. Он больше касается воспитанника, нежели педагога. Это когда воспитанник может попробовать свои силы в педагогической области: провести занятие в младших группах, проверить правильность исполнения, передать свой учебный материал (танец, этюд, композицию и пр.). Как правило, такие воспитанники в дальнейшем выбирают себе профессию, касающуюся данного вида творчества (хореография, спорт, рисование, рукоделие, плавание и пр.). Они становятся либо профессиональными исполнителями, либо педагогами и учат уже своих воспитанников.
Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.
Учёт результативности усвоения программного материала.
1) Мониторинг качества образования.
Сегодня педагогический коллектив все больше направлен на получение качественного ожидаемого результата, на поиск тех психолого-педагогических форм и методов, которые позволяют выявлять результаты развития ребенка в ходе реализации образовательных программ различных видов творческой деятельности.
С этой целью во Дворце творчества проводится образовательный мониторинг, разработанный методическим отделом Дворца, с учетом особенностей образовательной деятельности учреждения.
Под мониторингом качества образования подразумевается постоянное изучение образовательного процесса, как системы формирования знаний, умений и навыков, норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг к другу, с целью выявления его соответствия желаемому результату.
Целью мониторинга является определение уровня освоения воспитанниками образовательной программы (в предметной деятельности и личностном развитии), соотнесение полученного образовательного результата с целью программы.
Задачи мониторинга:
отслеживание и фиксация результатов освоения образовательной программы;
отслеживание и фиксация особенностей личностного развития воспитанников;
отслеживание динамики развития коллектива и его творческого роста.
Содержание направлений мониторинга:
мониторинг качества предметной деятельности
мониторинг личностного развития воспитанников
мониторинг коллективной творческой деятельности
Организация и формы проведения мониторинга.
Мониторинг качества образования осуществляется ежегодно и разделяется на несколько этапов:
Начальный – проводится в начале учебного года в виде тестовых заданий, собеседований, просмотров, прослушиваний и фиксирует исходный уровень воспитанника.
Текущий – проводится в течение учебного года для выявления уровня овладения воспитанниками знаниями, умениями и навыками.
Промежуточный – как правило, совпадает с этапами педагогического контроля, обозначенными в образовательной программе, результаты выполнения данных контрольных заданий, упражнений, нормативов и т.п. фиксируются в журнале учета работы группы.
Итоговый – проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении, воспитании и развитии и соотнесения полученного результата с целью образовательной программы.
2) Формы контроля.
Исходя из вида предметной деятельности, педагог вправе самостоятельно выбирать формы контроля и проведения итоговых мероприятий. Формы подведения итогов образовательной деятельности должны соответствовать цели контрольного мероприятия, которая в свою очередь, соответствует задачам программы. Такое задание должно быть увлекательным, носить, по возможности, игровую форму, позволяющую каждому воспитаннику продемонстрировать свои достижения и показать себя с наилучшей стороны.
Рекомендуемые формы контрольных мероприятий для различных направлений творческой деятельности.
Художественно- исполнительское направление эстафета творчества
урок – концерт
танцкласс
академический концерт
путешествие в страну музыки и др.
Художественно – изобразительное направление вернисаж
тематическая выставка
экспресс – конкурс
аукцион
артподиум
Декоративно-прикладное направление город мастеров
салон мод
ярмарка ремесел
конкурс «Девицы – мастерицы»
Техническое направление викторина
олимпиада
защита проектов
презентация
Культурологическое, социально-педагогическое направление час ученичества
педагогический ринг
эстафета «Твори! Выдумывай! Пробуй!»
турнир знатоков
конференция
Физкультурно-спортивное и туристское направление открытые старты
квалификационные соревнования
кубковые встречи
спортивные турниры
эстафеты
Для достижения поставленной цели при подготовке и проведении различных форм мероприятий по подведению итогов коллективной творческой деятельности необходимо учесть:
Как показать лучшее, что появилось в этом учебном году в детском объединении.
Заметить любой «+» в ребенке.
Обеспечить положительную оценку деятельности объединения из разных уст (педагогов, руководителей, родителей, выпускников и др.).
Наглядно распропагандировать коллектив, его воспитанников, успехи ребят, используя различные материалы и методы.
Сочетать рассказ и показ достижений с игровой развлекательной программой, объединяющей всех участников действия: родителей, воспитанников, выпускников, друзей коллектива.
3) Формы фиксации результатов мониторинга.
Результаты мониторинга фиксируются в Журнале учета работы детского объединения в разделе «Этапы педагогического контроля». Помимо этого результаты освоения программы могут быть зафиксированы:
в индивидуальном плане воспитанника (для отдела музыкального развития);
в карте наблюдения (изостудия «Синтез», студия раннего творческого развития «Гармония»);
в протоколах и таблицах классификационных соревнований (ансамбль художественной гимнастики «Арабески», танцевально-спортивный ансамбль «Акварель»);
в зачетной карте воспитанника (отряд «Надежда»);
в дневнике самоконтроля (отряд «Надежда», КСП «Надежда»);
в таблице этапных показателей освоения образовательной программы (мастерская моделирования одежды «Волшебница»);
таблица контроля знания учебного материала в кол-ве народного танца «Та-На-Ми».
Очень важно для педагога зафиксировать результаты мониторинга образовательной деятельности воспитанника. Ведь анализировать можно только, то, что зафиксировано. Так, например, форма индивидуального плана, принятая в отделе музыкального развития, дает возможность отслеживать образовательную деятельность воспитанника на протяжении всего цикла обучения. Из индивидуального плана видно, какой репертуар освоил воспитанник, что ему удалось, и в чем были затруднения, какую концертную, конкурсную и фестивальную деятельность вел ребенок и каковы ее результаты. Педагог заносит в индивидуальный план краткую характеристику воспитанника, которая позволяет проследить личностное развитие ребенка на каждом году обучения.
В индивидуальном плане воспитанника обязательно фиксируются успехи ребенка на технических зачетах, академических концертах.
Знакомство с индивидуальным планом воспитанника дает возможность педагогам Дворца, педагогу-психологу, методисту, организатору концертных программ найти взаимопонимание, творческий подход и контакт в общении с конкретным ребенком. Информация, содержащаяся в индивидуальном плане, поможет составить полную объективную характеристику на воспитанника при выдвижении его кандидатуры на премию Совета Дворца «Искорка» или при поступлении в ВУЗ. Дает возможность выстроить образовательную деятельность грамотно, продуктивно и интересно с учетом психологических особенностей и личностных качеств ребенка.
Результаты мониторинга в изостудии «Синтез» фиксируются в «Карте воспитанника» и в таблицах циклового обучения.
Анализ результатов прохождения воспитанником каждого цикла обучения, становится для педагогов источником поиска путей совершенствования учебного процесса.
Методическая служба осуществляет методическую поддержку и помощь в организации мониторинга и анализа его результатов.
Карта наблюдений, применяемая педагогами изостудии, дает возможность отследить уровень освоения воспитанниками учебной программы (высокий, средний, низкий уровень), а так же уровень воспитанности и проявления личностных качеств ребенка.
4) Этапы педагогического контроля в хореографических коллективах (из личного опыта).
Сроки, проверяемые знания и умения, форма проверки на подготовительном этапе обучения.
№ п/п Срок
Какие знания, умения навыки контролируются
Форма подведения итогов
Ноябрь
Музыкальность, танцевальность, координация, ритмичность, умение различать музыкальную фразу, артистичность.
Открытое занятие для родителей.
2
Январь
Умение держать круг, линию, интервал.
В рабочем режиме.
3
Март
Выворатность, правила исполнения движений у станка.
Открытое занятие для родителей.
4
Апрель
Синхронность, положение корпуса (осанка, позы), знание основных упражнений по классическому танцу у станка.
Контрольное занятие на знание правил исполнения и терминологии.
Сроки, проверяемые знания и умения, форма проверки на первом году обучения.
№ п/п Срок
Какие знания, умения навыки контролируются
Форма подведения итогов
1 Ноябрь
Чувство ритма, артистизм, музыкальность, танцевальность, координация, синхронность, держать круг, линию, интервал.
Открытое занятие для родителей.
2
Январь
Выворатность, правила исполнения упражнений классического танца, положение корпуса (осанка, позы).
В рабочем режиме опрос, беседы.
3
Март
Чувство ритма, артистизм, музыкальность, танцевальность, координация, синхронность, упражнения классического танца у станка и упражнения народного танца на середине.
Открытое занятие для родителей.
4
Апрель
Правила исполнения упражнений классического и народного танца.
Контрольное занятие на знание правил исполнения и терминологии.
На последующих годах обучения к вышеперечисленным формам проверки добавляется участие в концертах и конкурсах, проводимых в ДТД и М мероприятий.
На пятом году обучения – показ всего репертуара коллектива с участием всех групп.
Сроки, проверяемые знания и умения, форма проверки на 6 году обучения.
п/п
Сроки
Какие знания, умения, навыки контролируются
Форма проведения итогов
1
Ноябрь
Знание комбинаций, ритмичность, синхронность.
Открытый урок.
2
Январь
Музыкальность, координация, ориентация (рисунок танца).
Показательный урок.
3
Март
Умение просчитать музыкальный размер, разложить движение по тактам.
Контрольный урок.
4
Май
Танцевальность, артистичность, координация, внимание, память.
Класс-концерт.
Сроки, проверяемые знания и умения, форма проверки на 7 году обучения.
п/п
Сроки
Какие знания, умения, навыки контролируются
Форма проведения итогов
1
Ноябрь
Знание комбинаций, ритмичность, синхронность.
Открытый урок.
2
Январь
Музыкальность, координация, ориентация (рисунок танца), артистизм.
Участие в концертах и фестивалях.
3
Март
Умение просчитать музыкальный размер, разложить движение по тактам, провести урок самостоятельно.
Занятие в группе 1 года обучения.
4
Май
Танцевальность, артистичность, координация, внимание, память.
Класс-концерт.
Сроки, проверяемые знания и умения, форма проверки на 8 году обучения.
п/п
Сроки
Какие знания, умения, навыки контролируются
Форма проведения итогов
1
Ноябрь
Знание комбинаций, ритмичность, синхронность, танцевальность, импровизация.
Открытый урок.
2
Январь
Музыкальность, координация, ориентация (рисунок танца).
Показательный урок.
3
Март
Умение просчитать музыкальный размер, разложить движение по тактам, провести урок самостоятельно.
Занятие в группе 2 года обучения.
4
Май
Танцевальность, артистичность, координация, внимание, память.
Отчётный концерт.
Сроки, проверяемые знания и умения, форма проверки на 9-10 год обучения.
п/п
Сроки
Какие знания, умения, навыки контролируются
Форма проведения итогов
1
Ноябрь
Знание комбинаций, ритмичность, синхронность.
Открытый урок.
2
Январь
Музыкальность, координация, ориентация (рисунок танца), техника исполнения.
Показательный урок.
Мастер-класс.
3
Март
Умение просчитать музыкальный размер, разложить движение по тактам, провести урок самостоятельно.
Занятие в группах 3-4 года обучения.
4
Май
Танцевальность, артистичность, координация, внимание, память.
Класс-концерт.
3. Для чего нужен учёт результативности усвоения программного материала.
Результаты мониторинга педагог использует при составлении письменного анализа работы, заполняет аналитическую карточку на коллектив и вносит результаты достижений в таблицу успехов коллектива.
Методической службой Дворца, методистами, социальным педагогом и педагогом-психологом, проводится анализ мониторинга качества образовательной деятельности. Результаты посещения учебных занятий и массовых мероприятий фиксируется в карточках комплексного анализа.
Каждый новый этап в развитии Дворца творчества детей и молодежи, как учреждения дополнительного образования, дает возможность закрепить лучшее, развить отдельные направления деятельности, задуматься и разработать проблемные вопросы.
В последние годы складывается последовательная цепочка мероприятий, которая помогает с различных позиций проанализировать результаты деятельности детского коллектива и сделать их опорой для обеспечения успеха нового учебного года.
Отслеживая динамику развития коллектива и его творческого роста, особое внимание уделяется участию детского объединения в комплексных программах Дворца, в традиционных делах коллектива, в соревнованиях, смотрах, конкурсах, фестивалях и турнирах различного уровня и статуса.
Особое место в мониторинге качества занимает подведение итогов коллективной творческой деятельности. Подводя итог в данной деятельности важно показать воспитаннику и всему его окружению что:
значимо и престижно быть членом данного коллектива;
в коллективе личностные ценности превыше всего;
коллектив открыт для родителей, друзей и т.д.;
множество коллективов – это ДВОРЕЦ;
Анализ результатов мониторинга образовательной деятельности детского объединения определяет перспективы на будущее, дает размышления над тем, что необходимо изменить в организации деятельности коллектива и дворца в целом, как продолжить участие в комплексных программах Дворца, какова роль родителей в образовательном процессе.
Анализ результатов мониторинга становиться для педагогов источником поиска путей совершенствования и качества образовательного процесса.
Основания для выявления результатов и их оценки.
В соответствии с концепцией, сформулированной миссией, основной целью и задачами Дворца общим критерием оценки результатов выделяется «развитие процесса гуманизации образовательной системы», признаками которого устанавливается:
- стратегическая ориентация на создание условий развития личности ребенка, воспитание целостной уникальной личности, стремящейся к самоактуализации, открытой для нового опыта, способной к сознательному выбору;
- уважение прав ребенка, признание его индивидуальности, значимости его проблем, его права на выбор, на ошибки и свободный творческий поиск, внимательное, но корректное отслеживание как соблюдаются эти права в детском сообществе, в его взаимодействии с взрослыми или старшими по возрасту детьми;
- учет потребностей и интересов детей при отборе содержания образования; переход к вариативным образовательным программам и интеграция всех источников образования личности человека (основного образования, дополнительного образования, семейного образования и самообразования, опыта участия в реализации социальных процессов);
- организация образовательного процесса, обеспечивающая возможность выбора и проектирования индивидуального пути;
- принятие педагогом оптимистического взгляда на ребенка, опора в работе с ним на позитив; однозначное принятие установки на оценку достижений каждого ребенка, а не его ошибок или недостатков.
Модель оценки составлена на основе пяти взаимосвязанных и взаимообусловленных групп показателей:
оптимальности программы на основе известных критериев: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям и др.;
оптимальности процесса, происходящего на любом уровне управления качеством образования во Дворце. Субъект управления сам оценивает то, что он делает, с тем, что намечено в проекте, плане, модели и т.д.;
оптимальности текущих результатов, разрабатываемых учреждением, отделом, руководителем программы на основе прогноза разноуровневых индивидуальных образовательных результатов, результатов каждого взаимодействия педагога с детьми и последующего их мониторинга для анализа, корректировки, усовершенствования деятельности, профилактики ошибок. Оценка результатов предполагает обязательную разработку разных критериев;
конечных результатов для каждого уровня управления (от педагога до учреждения в целом);
отдаленных результатов образования (социальные вклады деятельности педагога, Дворца) или систематическое исследование и фиксация «линий жизни», успехов, достижений и т.п. своих воспитанников. Совокупность этих данных не только способствует составлению «банка данных», но их анализ позволяет вносить коррективы в деятельности и более реалистично подходить к программе своего развития.
При этом образовательный результат - это, прежде всего, результат ребенка:
итог его работы в образовательном процессе,
следствие собственных усилий и собственной деятельности в образовании себя,
итоги его освоения предложенного содержания образования (достигнутый уровень образования),
выражение степени его успешности и личностного роста как позитивного развития, значимого для самого человека и общества.
Педагог организует и участвует в образовательном процессе и, поэтому, происходит относительное приравнивание индивидуального образовательного результата к педагогическому, но не их абсолютное совпадение.
Результаты деятельности педагога выражены в детях и являются ее основными итогами, но результативность педагога выражается через качество организации совместной деятельности с детьми, что фиксируется через относительные показатели: уровень и степень организации (состояние педагогической деятельности в направлении ее системного оформления в программе), нацеленность педагога на профессиональное и личностное совершенствование и степень его проявления (полнота осуществления своих преимуществ, предназначения, способностей, достигнутый и прогнозируемый рост компетентности).
Выделяются пять параметров, по которым можно отслеживать результаты:
Уровень освоения детьми содержания предмета, области или направления деятельности, предложенных и определенных педагогом.
Устойчивость интереса детей к предмету, к предлагаемой деятельности или коллективу (сохранность контингента, наличие положительных мотивов посещения занятий, в осознании детьми необходимости занятия для себя).
Уровень творческой активности детей (выявление позиции, отношения, желания ребёнка в различных видах деятельности).
Творческие достижения детей (степень стабильности и качества творческих достижений детей, систематичность участи в творческих конкурсах, соревнованиях, выступлениях, мотивация участия в творческих достижениях, степень новаторства, изобретательства).
Воспитательные результаты (характер отношений между педагогом, детьми, каждым отдельным человеком коллектива, характер ориентаций и мотивов каждого ребёнка и всего коллектива в целом, состояние микроклимата в коллективе).
Зачем выявлять результаты освоения образовательной программы?
Цель: совершенствование образовательного процесса
Социальная функция проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню образования детей. В конечном счете, система контроля и оценки для педагога становится инструментом оповещения общественности и государства о состоянии и проблемах образования, для прогнозирования направлений развития, внесения необходимых корректировок
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным результатом усвоения учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: сформированность (несформированность) качеств личности, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов обучения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности.
Эмоциональная функция - эмоциональная реакция педагога должна соответствовать эмоциональной реакции воспитанника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему.
Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования.
Функция управления очень важна для самоконтроля, помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса.
Что выявлять?
Объем, уровень и качество.
Объем знаний по определенному предмету – это перечень ведущих понятий, законов, идей теорий;
уровень усвоения знаний, т.е. характер применения усвоенных знаний, обеспечивающий ту или иную степень мыслительных усилий (уровень мыслительной деятельности).
Различные уровни усвоения знания определяются его качеством, под которым подразумевают определенные характеры, характеристик усвоенных знаний, умений и навыков (например, полнота, прочность, глубина, оперативность, гибкость, действенность и т.д.).
Как выявлять?
Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров.
Мониторинг — систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики.
Формы контроля по учебной дисциплине: контрольное занятие, урок-концерт, конкурс, показ, концерт, спектакль, турнир, тестирование, выставка вернисаж, город мастеров, соревнование контрольные испытания, контрольная тренировка, туристский слет, зачет.
Контроль знаний, умений и навыков, способствующих общему развитию: опрос, тестирование, анкетирование, конкурс, концерт, праздник детского коллектива, эстафета, тематический вечер и пр.
Из образовательной программы:
Формы подведения итогов (контрольных заданий, испытаний …):
В предметной деятельности.
В творческой деятельности.
В личностном развитии.
Как оценивать воспитанника?
В Педагогической энциклопедии оценка рассматривается как определение степени усвоения воспитанниками знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним программами.
Виды оценочных шкал.
-количественная шкала – это хорошо всем известная система школьных отметок; в качестве измерения выступает числовое множество;
-абсолютная шкала – оценка знаний и усилий выглядит как некий числовой символ, точка отсчета абстрактна. Примером могут служить привычные для нас контрольные работы и тесты, при оценивании которых осуществляется сопоставление результатов с абстрактными нормативными критериями, которым соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное задание – "5", одна ошибка – "4" и т. д.;
-относительная оценочная шкала – предполагает сравнение текущего состояния воспитанника с его же состоянием некоторое время назад.
-порядковая шкала – чаще используется в слабо структурированных областях, таких как искусство, или при оценке, например, личностного развития. Частный случай шкалы – рейтинговая система
- уровневая шкала: высокий, средний, низкий.
словесная шкала: отлично, хорошо, удовлетворительно
Критерии – нормы при определенной шкале.
Из образовательной программы:
Критерии по уровням освоения программы, диагностические методики.
- § 1. Требования к художественному руководителю хореографического творческого коллектива
- § 2. Репертуар – лицо хореографического коллектива
- § 3. Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в хореографическом коллективе
- § 4. Педагогическая целесообразность проведения концертных выступлений хореографического коллектива и их организация
- § 5. Роль хореографического творческого коллектива в эстетическом, культурном воспитании и общеобразовательном процессе