logo search
семейное воспитание

Методы воспитания детей в семье

Пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей, не отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

Влияние на ребенка — индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособленное к личности.

Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание — поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых; другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для этого соответствующие методы.

Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов, создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди них — слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения складываются с одноклассниками и педагогами, со взрослыми и с более младшими по возрасту, что более всего ценят в людях и т. д. Простые, казалось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети, 48% — какие фильмы смотрят, 67% — какая музыка им нравится; больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья. По данным социологических исследований (1997 г.), 86% юных правонарушителей, оказавшихся за решеткой, ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, и это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности — нет и повода, и возможности для общения.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Давно замечено, что в семьях образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка... В возрасте от двух до шести лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от... элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал В. А. Сухомлинский.