·Воспитательная система школы и этапы ее развития
Понятие «воспитательная система» вошло в педагогику сравнительно недавно.
Воспитательная система школы – это такой способ организации ее жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы.
Исследователи считают, что воспитательная система школы может быть как авторитарной, так и гуманистической. Внимание педагогов обращено в большей степени на изучение гуманистической воспитательной системы. Определяя суть этого понятия, ученые опираются на рассмотрение воспитания как управления развитием личности школьника.
Ведущая педагогическая идея гуманистической воспитательной системы современной общеобразовательной школы – ориентация на личность человека, на развитие его способностей, на создание условий для саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности, поддерживающего поведения учителя. Многообразный и разноплановый опыт деятельности воспитательных систем (В.А.Караковский, А.М.Сидоркин – Россия; Л.Кольберг, У.Глассер – США; Г.Я.Бархерит, А.И.Кочетов, Р.И.Таран – Беларусь), отражает понимание того, что в центре работы школы должна быть личность ребенка, его успехи, которые не только возможны, но и должны быть осуществимы в данной конкретной школе.
Так, воспитательная система школы В.А.Караковского (г. Москва) начала свое существование с определения комплексной идеи – образа будущей школы. В одном из ее положений записано, что личность ребенка, школьника – главная цель и ценность для педагога, и главный объект его заботы. В качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования воспитательная система школы включает развивающуюся личность. В школе выработаны подходы к обучению и воспитанию детей, которые неукоснительно соблюдаются всеми учителями.
Обучение и воспитание должны освещаться высокой целью. Таковой является Человек, развивающаяся личность ребенка. Значит, из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.
Высокая требовательность к ученику должна органически включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения – подавление.
Обучение и воспитание взаимосвязаны. Обучая, воспитывать. Воспитывая, обучать – в этом целостность учебно-воспитательного процесса.
Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры и зрелости.
Ученик не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому воздействие на него должно быть ярким.
Воспитание эффективно, если оно системно.
Сердцевиной школы как живого организма является общность детей и взрослых, построенная на демократических принципах, объединенная общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.
В исследовании Р.И.Таран (директор школы-гимназии № 30 г. Гродно), посвященном созданию индивидуализированной воспитательной системы основная цель сформулирована как развитие творческой одаренности учащихся на основе использования потенциальных возможностей и способностей каждого.
В педагогической литературе освещался опыт Гудевичской школы Гродненской области как школы национальной культуры, где в работе с детьми широко используется историко-культурный потенциал данного региона. В течение нескольких десятилетий здесь создавалась воспитательная система, где управление развитием личности предполагалось осуществлять с учетом формирования национального самосознания растущего человека
Обращаясь к зарубежному опыту («школе справедливого сообщества» Л.Кольберга; «школе без неудачников» У.Глассера), мы можем сказать, что эти школы представляют собой воспитательные системы, цель которых – создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ученика, использование педагогами гуманистических методов и средств достижения поставленной цели для эмоционально-комфортного климата и культуры школы.
Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты – совокупность педагогических идей, для реализации которых она создается.
Содержание системообразующей деятельности, реализующей идею воспитательной системы, в каждой школе различно: разнообразная познавательная деятельность, исследовательский поиск в различных сферах науки и культуры, краеведение и музееведение как способ использования историко-культурного потенциала территории, техническое творчество, добротворчество, спорт, художественное творчество, здоровый образ жизни. Многообразие и вариативность способов реализации идей гуманистического воспитания характеризуют отечественный опыт. Это – школы коллективной творческой деятельности в различных сферах знаний; индивидуализированная деятельность, направленная на развитие одаренности детей; школы здоровья; школы возрождения национальной культуры; школы играющие; школы гуманистических отношений; содружество школ; школы-комплексы; школы как экологические ниши для ребенка с определенным содержанием и видами деятельности и т. д.
Субъектами воспитательной системы являются дети и педагоги, а также другие взрослые, например родители, представители производства, спонсоры, ученые. Этим гуманистические системы отличаются от авторитарных, где ребенок – только объект воспитания.
Педагоги реализуют цели гуманистической воспитательной системы в разнообразных формах деятельности, обеспечивающих детям активную позицию участника. Можно назвать формы, методы, приемы работы, соединяющие дидактическую систему и систему воспитательной работы в единый процесс: интегративные уроки, общественный смотр знаний, межвозрастные уроки, творческие дела учащихся, ситуации выбора в вариативных заданиях и действиях, партнерство учащихся в выполнении учебных и нравственных задач, «мозговой штурм», брифинг, научную конференцию, встречи с увлечениями учащихся, обозреватели за «круглым столом», интеллектуальный марафон, предметный ринг, интервью с исторической личностью, защита идеи, урок в музее, погружение в эпоху и многое другое.
Воспитательная система школы постоянно развивается и проходит в этом процессе ряд этапов. В педагогической литературе предпринята попытка охарактеризовать их на основе изучения опыта разных школ.
Первый этап – становление воспитательной системы. Главной тенденцией данного периода является упорядочение, совершенствование характера связей компонентов системы, осмысление ожидаемых поэтапных результатов. Все это предполагает наличие интегративных процессов. И вместе с тем существует тенденция к дезорганизации: нарушение стабильности; нарастание индивидуальных и групповых различий; появление ситуаций, не соответствующих принятым нормам и ценностям; разрушение материальных элементов системы. В связи с этим формируется и осмысливается коллективом цель воспитательной системы, отрабатываются основные ориентиры в организации воспитательного процесса, способы взаимопроникновения системы учебной и системы воспитательной работы, определяются коллективные ценности, правила жизни; преодолевается дезинтеграция, укрепляются внутриколлективные связи. Приведение всех ситуаций к «общему знаменателю» является на этом этапе позитивным процессом.
Второй этап – отработка содержания деятельности и структуры системы. Утверждаются избранные школой системообразующие виды деятельности, соответствующие конкретным условиям; идет отработка наиболее эффективных форм и методов воспитательных воздействий; рождаются коллективные традиции. Педагоги сознательно и творчески принимают идеи системы и участвуют в их реализации. Школа стремится занять позицию референтной группы для школьников и уменьшить влияние дворовых компаний, неформальных объединений.
Третий этап (завершающий) – оформление системы. Крепнут системные связи; жизнь школы упорядочивается; идет интенсивная интеграция учебно-познавательной и внеурочной воспитательной деятельности; формируется чувство «Мы»; усиливается внимание коллектива к каждой личности. Активнее формируются связи со средой, идет ее освоение, педагогизация; ставится проблема создания единого воспитательного пространства. Среди педагогов утверждается ценность творчества, интерес к науке.
Четвертый этап – обновление, перестройка системы. Происходит смена ведущей деятельности, так как предыдущая себя исчерпала в качестве привлекательной как для учащихся, так и для педагогов.
На этом этапе для сохранения системы необходима смена или видоизменение ведущей деятельности при сохранении педагогической идеи школы. Обновление школы идет за счет инноваций. Как правило, они ведут к усложнению целей и задач, что меняет содержание деятельности: обновляются методы воспитания, обогащаются отношения и связи, меняется организация управленческих процессов. Эти изменения поднимают систему на новую ступень.
Так, в опыте одной из школ была сформирована «группа прогноза», в состав которой входили официальные и неофициальные лидеры коллектива. Каждая новая идея прорабатывалась совместными усилиями этих людей в групповой дискуссии. Итогом явились статус школы, современные методы организации учебно-воспитательной деятельности, учитывающей социальную ситуацию в стране и запросы и пожелания детей и взрослых.
Важное дополнение в понимание воспитательной системы внес А.М.Сидоркин. Содержание его подтверждено практикой формирования воспитательных систем в школах разного типа – наличием и сознательным сохранением, формированием «зон неупорядоченности». Иными словами, в школе объективно есть и должны сохраняться и создаваться ситуации, не подчиняющиеся нормам системы, дающие школьникам широкие возможности и право выбора, что необходимо для нормального развития личности. Так, для уединения личности, психологической разгрузки, выбора собственных способов реализации себя в воспитательных системах, существуют занятия по выбору, «плавающие группы», свободное посещение некоторых уроков, выбор творческих лабораторий, клубов, объединений во внеурочной работе и др.
Итак, воспитательная система школы должна отражать социальную ситуацию своего времени, прогрессивные черты общественной жизни, интеграцию научных знаний и опыта – эффективные условия формирования системы.
Изучение гуманистических воспитательных систем, их моделирование и создание, формирование единого воспитательного пространства, управление воспитательными системами – актуальные проблемы, решение которых обеспечит прогрессивное развитие школ республики, поможет реализовать важнейший подход гуманистической педагогики «от воспитания всех детей к воспитанию каждого ребенка».
- Школьные технологии обучения и воспитания
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий 12
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя 45
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения 73
- Глава 9. Альтернативные технологии 303
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии» 333
- Предисловие
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий
- Общее понятие «педагогическая система», виды педагогических систем, базовые понятия для создания педагогических систем и технологий
- Педагогическая технология и ее описание; различие промышленной и социальной технологий
- Область применения понятия «технология» в педагогике, соотношение понятий «технология» и «методика»
- Классы педагогических технологий
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- 1.Бершадский м.Е., Гузеев в.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ м.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с. (с 9 – 48)
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя
- · Технология проектирования и конструирования педагогического процесса
- · Формы, принципы и этапы педагогического проектирования
- · Технология постановки целей и планирование результатов обучения
- · Профильное и уровневое планирование результатов обучения
- · Структура познавательной деятельности учащихся1
- · Технология организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся2
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- ·Гуманистическая философия и психология – основа технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- Наиболее общими основаниями для построения личностно ориентированного обучения являются следующие теоретические положения л.С.Выготского:
- · Технологии развивающего обучения
- · Технология сотрудничества в обучении3
- · Сотрудничество – основа витагенной технологии4
- · Теоретические основы витагенного образования
- · Голографические технологии
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 4. Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся
- · Игровые технологии и их целевые ориентации
- · Проектная технология обучения и ее сущность
- · Типология учебных проектов
- · Технология проблемного обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Проектная технология
- Использованная литература
- Глава 5. Технологии эффективного управления процессом обучения
- Технологии уровневой дифференциации; внутренняя и внешняя дифференциация
- Технологии группового и коллективного способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Технологии дифференцированного обучения
- Технология групповых и коллективных способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Использованная литература
- Глава 6. Гуманистические воспитательные системы и технологии деятельности классного руководителя
- ·Воспитательная система школы и этапы ее развития
- · Компоненты и этапы развития воспитательной системы класса
- Типология форм воспитательной работы
- Технологии воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 7. Технологии развития творческого потенциала личности
- Творческие способности личности и их развитие в целостном педагогическом процессе
- Обучение учащихся творческой деятельности
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 8. Технологии управления школой и организация методической работы
- Школа как педагогическая система и объект управления
- Методы и формы управления школой
- Управленческая культура руководителей школы
- Распределение функций управления в общеобразовательном учреждении
- Управление процессом развития общеобразовательного учреждения и концепция развития школы
- Научно-методическое обеспечение образовательной системы школы
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 9. Альтернативные технологии
- · Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- · Технология развития критического мышления школьников
- · Технология «мастерских» и особенности ее содержания
- · Технология организации учебно-воспитательного процесса в Вальдорфской школе
- · Технология свободного труда
- · Технология Дальтон-план
- · Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии»
- ● Лабораторная работа на основе использования Интернет-ресурсов
- ● Комплексная деловая игра «Новая школа»
- ● Лекционное и семинарское занятия на основе использования мультимедиа-оборудования (фоторепортажи, электронные презентации, демонстрация моделей и пр.)
- ● Семинар-выставка методических произведений студентов
- Использованная литература
- Ключи к тестовым заданиям