Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РОЛЕВАЯ ИЛИ ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА ПОЯВЛЯЕТСЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ЭТО – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В КОТОРОЙ ДЕТИ БЕРУТ НА СЕБЯ РОЛИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ И В ОБОБЩЕННОЙ ФОРМЕ, В ИГРОВЫХ УСЛОВИЯХ ВОСПРОИЗВОДЯТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ. ЖИЗНЬ В ИГРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО НАСЫЩЕНА И СТАНОВИТСЯ ДЛЯ РЕБЕНКА ЕГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ.
НА ГРАНИЦЕ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА ВПЕРВЫЕ ВОЗНИКАЕТ ИГРА С СЮЖЕТОМ. ЭТО РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА. ОДНОВРЕМЕННО С НЕЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКО ПОЗЖЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ОБРАЗНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. В НЕЙ РЕБЕНОК ВООБРАЖАЕТ СЕБЯ КЕМ УГОДНО И СООТВЕТСТВЕННО ДЕЙСТВУЕТ. НО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ ТАКОЙ ИГРЫ ЯВЛЯЕТСЯ ЯРКОЕ, ИНТЕНСИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ.
РЕЖИССЕРСКАЯ И ОБРАЗНО-РОЛЕВАЯ ИГРЫ СТАНОВЯТСЯ ИСТОЧНИКАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ, КОТОРАЯ ДОСТИГАЕТ СВОЕЙ РАЗВИТОЙ ФОРМЫ К СЕРЕДИНЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПОЗЖЕ ИЗ НЕЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ВИДОВ ИГРЫ НЕ ОТМЕНЯЕТ ПОЛНОСТЬЮ СТАРЫХ.
В КАЖДОЙ ИГРЕ СВОИ ИГРОВЫЕ УСЛОВИЯ – УЧАСТВУЮЩИЕ В НЕЙ ДЕТИ, КУКЛЫ, ДРУГИЕ ИГРУШКИ И ПРЕДМЕТЫ. СЮЖЕТ – ТА СФЕРА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КОТОРАЯ ОТРАЖАЕТСЯ В ИГРЕ. ТЕ МОМЕНТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТНОШЕНИЯХ ВЗРОСЛЫХ, КОТОРЫЕ ВОСПРОИЗВОДЯТСЯ РЕБЕНКОМ, СОСТАВЛЯЮТ СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
ИГРА – ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ОНА ОКАЗЫВАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. В ИГРЕ ДЕТИ УЧАТСЯ ПОЛНОЦЕННОМУ ОБЩЕНИЮ ДРУГ С ДРУГОМ. ФОРМИРУЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ИГРА СПОСОБСТВУЕТ СТАНОВЛЕНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ.
РЕЧЬ. В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ОСНОВНОМ ЗАВЕРШАЕТСЯ ДОЛГИЙ И СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ РЕЧЬЮ. К 7 ГОДАМ ЯЗЫК СТАНОВИТСЯ СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ.
РАЗВИВАЕТСЯ ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ, ИНТЕНСИВНО РАСТЕТ СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ РЕЧИ. РАЗВИВАЕТСЯ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ. ВООБЩЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ОВЛАДЕВАЕТ ВСЕМИ ФОРМАМИ УСТНОЙ РЕЧИ, ПРИСУЩИМИ ВЗРОСЛЫМ. У НЕГО ПОЯВЛЯЮТСЯ РАЗВЕРНУТЫЕ СООБЩЕНИЯ – МОНОЛОГИ, РАССКАЗЫ.
ПАМЯТЬ. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО – ВОЗРАСТ, НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ. ПАМЯТЬ СТАНОВИТСЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИЕЙ.
У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПАМЯТЬ НЕПРОИЗВОЛЬНА. В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. ПАМЯТЬ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
ВОСПРИЯТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ БЛАГОДАРЯ ПОЯВЛЕНИЮ ОПОРЫ НА ПРОШЛЫЙ ОПЫТ СТАНОВИТСЯ МНОГОПЛАНОВЫМ. ПОСТЕПЕННО НАЧИНАЕТ РАЗВИВАТЬСЯ АППЕРЦЕПЦИЯ – ВЛИЯНИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА. ВОСПРИЯТИЕ СТАНОВИТСЯ ОСМЫСЛЕННЫМ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ. В НЕМ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – НАБЛЮДЕНИЕ, РАССМАТРИВАНИЕ, ПОИСК.
МЫШЛЕНИЕ. ОСНОВНАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ – ПЕРЕХОД ОТ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО К НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОМУ И В КОНЦЕ ПЕРИОДА – К СЛОВЕСНОМУ МЫШЛЕНИЮ.
ЭМОЦИИ. ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА ХАРАКТЕРНА В ЦЕЛОМ СПОКОЙНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ СИЛЬНЫХ АФФЕКТИВНЫХ ВСПЫШЕК И КОНФЛИКТОВ ПО НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ПОВОДАМ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ СТАНОВЯТСЯ БОЛЕЕ УРАВНОВЕШАННЫМИ.
МОТИВЫ. САМЫМ ВАЖНЫМ ЛИЧНОСТНЫМ МЕХАНИЗМОМ, ФОРМИРУЮЩИМСЯ В ЭТОМ ПЕРИОДЕ, СЧИТАЕТСЯ СОПОДЧИНЕНИЕ МОТИВОВ.
САМОСОЗНАНИЕ ФОРМИРУЕТСЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БЛАГОДАРЯ ИНТЕНСИВНОМУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ И ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ, ОНО ОБЫЧНО СЧИТАЕТСЯ ЦЕНТРАЛЬНЫМ НОВООБРАЗОВАНИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА. САМООЦЕНКА ПОЯВЛЯЕТСЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ПЕРИОДА НА ОСНОВЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЧИСТО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.