Проблемы обучения орфографии
Принципы русской орфографии.
Природа орфографической грамотности: антиномический анализ.
Проблемы обучения орфографии (подходы, приемы, результаты).
Методики обучения орфографии.
Литература
Аванесов Р.И. Заметки по теории русской орфографии // Восточно - славянское и общее языкознание. – М., 1978. – 288 с. – С. 220 – 230.
Афанасьев П.О. Обучение орфографии // Афанасьев П.О. Краткая методика родного языка. М., 1930 или Естественная письменная русская речь; исследовательский и образовательный аспекты. Часть 3 (переизд.)
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966.
Булохов В.Я. Межполовые различия орфографической грамотности учащихся. Пособие к спецкурсу. Красноярск. 1999.
Булохов В.Я. Повышение орфографической грамотности учащихся (в свете теории речевой деятельности). Красноярск, 1993.
Гвоздев А.И. Динамика ошибок на проработанные темы и непроработанные орфограммы // Вопросы орфографии в школе. М., 1936. или Естественная письменная русская речь; исследовательский и образовательный аспекты. Часть 3 (переизд.)
Голев Н.Д. Антиномии русской орфографии. Барнаул. 1997.
Голев Н.Д. Орфография и лингвистическая культура. Уч. пособие. Барнаул, 1993.
Голев Н.Д. Языковая игра как прием обучения грамотному письму // Преподавание словесности в высшей и средней школе. Барнаул, 1995.
Граник Г.Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности // Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – С. 28 – 37.
Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Психологические механизмы формирования грамотного письма // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1988. – № 12. – С. 42 – 46; 1991. – № 3. – С. 38 – 41.
Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Секреты орфографии.– М., 1991.– 224 с.
Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. М., 1965.
Кулыгина М.П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма // Русский язык в школе. – 1989. – № 2. – С. 34 – 36.
Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 2006. С. 475 - 504
Миронова Т.Л. Простые правила старой орфографии // Русская словесность. – 1993. – № 3. – С. 57 – 59.
Миртов А.В. Как научить и научиться грамотно писать? Общедоступная методика орфографии. Барнаул, 2000 (переизд.).
Миртов А.В. Опыт исправления грамотности взрослых // Лингвистика и школа. Барнаул, 2001 (переизд.)
Окладникова Т.В. Две стратегии грамотного письма // Фонетика – орфоэпия – письмо в теории и практике. Красноярск, 1996.
Панов М.В. Занимательная орфография М., 1984.
Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии. – М., 1964. – 168 с.
Панов М.В. Об усовершенствовании русской орфографии // Вопросы языкознания. – 1963. – № 2. – С. 81 – 93.
Парубченко Л.Б. О научном отношении к методам обучения орфографии // Русская словесность. – 1997. - № 4. – С. 58 – 63.
Петерсон М. К вопросу о рациональной методике обучения орфографии // Родной язык в школе. – 1927. – № 5. – С. 177.
Пешковский А.М. Навыки чтения, письма и устной речи в школах для малограмотных // Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.;Л., 1930 или Естественная письменная русская речь; исследовательский и образовательный аспекты. Часть 3 (переизд.)
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1992. – 190 с.
Разумовская М.М. Лингвистические основы обучения орфографии // Лингвистические знания – основа умений и навыков. М., 1985.
Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте // Срезневский И.И. Русское слово: Избранные труды. М., 1986.
Ушаков Д.Н. О современном русском правописании // Русская речь. – 1993. – № 1. – С. 64 – 71.
Чиркова Л.И. Роль зрительного диктанта в формировании орфографического навыка: Автореф. дисс…. канд. пед. наук. М., 1991.
Будьте готовы к иллюстрации теоретических положений конкретными примерами.
Практическое занятие 8
- Гоу впо «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Методика преподавания русского языка
- Содержание
- Декан фФиЖ к.П.Н., доц. Клишин а.В.
- Организационно-методический раздел
- Пояснительная записка Актуальность и значимость учебной дисциплины
- Соответствие рабочей программы Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования
- Цель и задачи учебной дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста
- Структура учебной дисциплины
- Особенности изучения учебной дисциплины
- Формы организации учебного процесса по данной дисциплине
- Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Содержание дисциплины Основное содержание лекционного курса
- 2. Содержание практических занятий
- 3. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 4. Учебно-методические обеспечение
- Список основной учебной литературы
- Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля
- Примерный перечень вопросов к зачету к зачету по курсу «Методика преподавания русского языка»
- Примерные темы рефератов, эссе.
- Перечень вариантов контрольных работ (набор заданий оформляется отдельно, является компонентом учебно-методического комплекса по дисциплине)
- Учебно-методические материалы лекции Лекция 1. Введение
- Лекция 2. Лингводидактические концепции языковой личности
- Лекция 3. Содержание предмета «Русский язык» в школе
- Лекция 5. Организация учебного процесса
- Организация учебного процесса
- Лекция 6. Новые образовательные технологии
- Лекция 7. Новые образовательные технологии. Как построить нетрадиционный урок русского языка
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Лекция 8. Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов. Егэ: итоги и перспективы.
- Часть 1 (а1 – а31) содержит задания с выбором ответа.
- Часть 2 (в1 – в8) содержит задания с кратким ответом.
- Часть 3 (с1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
- Дискуссии по вопросам егэ
- Из лингвистического наследия Лингвоперсонология и проблемы личностно-ориентированного обучения
- 7.1. Гумбольдт в. Фон. Избранные труды по языкознанию
- 5.2. Й. Л. Вайсгербер задачи обучения языку1
- Литература
- Методические рекомендации преподавателям, ведущим практические занятия
- Практические занятия по методике преподавания русского языка
- Современная ментальная лингводидактическая ситуация (вводное занятие)
- Лингводидактические концепции языковой личности
- Литература
- Практическое задание
- Дидактические игры на уроках русского языка
- Содержание предмета «Русский язык», или Чему учить в школе
- Формы и приемы подачи языкового материала на уроках русского языка
- Методика изучения основных разделов курса русского языка. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения русскому языку.
- Проблемы обучения орфографии
- Организация учебного процесса в современной школе. Методика построения урока
- Урок сообщения новых знаний
- Литература
- Практическое задание
- Урок совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков
- Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
- Контроль знаний, умений и навыков
- Культуроведческая функция языка в системе его преподавания
- Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку
- Практическое задание
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения