Управление процессом развития общеобразовательного учреждения и концепция развития школы
Существует ряд основополагающих требований к развивающейся школе, характеризующейся тем, что:
ученик реализует свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями;
учитель развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности ученика и учителя;
коллектив работает в творческом поисковом режиме;
сложились отношения партнерского сотрудничества, уважения, доверия, атмосфера успеха.
Условиями, способствующими переводу школы в режим развития, являются следующие:
наличие концепции и программы развития школы;
проведение в школе инновационной экспериментальной и опытной работы;
наличие сплоченного по общности цели коллектива учителей;
организация системы самоуправления;
система эффективной научно-методической деятельности;
наличие достаточной учебно-материальной базы для формирования оптимальной образовательной среды;
набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.
Помимо этих общих условий необходимы и особые управленческие действия руководителя по подготовке школы к работе в режиме развития: изучение образовательных потребностей детей и родителей; изучение возможностей педагогического коллектива работать в инновационном режиме; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; определение на перспективу типа школы, долгосрочной стратегической цели ее деятельности; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой ступени; выбор и структурирование режима, работы школы; определение приоритетных направлений и создание условий для их реализации и др.
В последнее время ученых и практиков интересует вопрос разработки концепции развития школы, создания оптимальных условий для ее саморазвития.
Направленность концепции развития школы зависит от того, какая сторона ее деятельности выбрана руководством в качестве ключевого звена: совершенствование учебного процесса, воспитательной работы, самой системы управления и др. Разрабатываются и более сложные концепции, включающие в себя все стороны деятельности школы и предусматривающие развитие большинства из них.
В качестве примера приведем планы двух концепций развития школы.
Концепция совершенствования управления школой (план)
Анализ образовательной ситуации в школе.
Актуальность концепции.
Цели и задачи совершенствования.
Сущность концепции. Основные теоретические идеи обновления системы управления учебно-воспитательным процессом (соотношение централизации и децентрализации, перевод системы управления на горизонтальную основу и т.д.).
Обновление структуры учебно-воспитательного процесса (пятидневка, шестидневка, расписание учебных занятий на циклоблочной, циклопоточной или модульной основе).
Обновление системы внутришкольного управления (цели, задачи, содержание, методы, формы управления развивающей и развивающейся школой).
Прогноз конечных результатов деятельности школы. Качества личности ученика (физическое здоровье, нравственные, моральные качества; образование на уровне мировых стандартов; коммуникативные качества, высокий уровень общения; отношение к семье, гражданские качества, предприимчивость с учетом развития рыночных отношении, умение самовыразиться, самоопределиться, самопознавать, саморазвиваться, умение видеть новое и с учетом этого перестраивать свою деятельность; умение адаптироваться.
Концепция развития учебно-воспитательного процесса (план)
Анализ образовательной среды с позиции дифференциации и индивидуализации обучения с учетом разноуровневой и разнопрофильной подготовки.
Сущность концепции. Цели и задачи обновления учебно-воспитательного процесса. Обучение как процесс развития личности.
Обновление содержания, методов и форм организации познавательной деятельности учащихся.
Качества личности выпускника.
Данные блоки в предложенных структурах являются примерными и в зависимости от предмета совершенствования могут меняться.
Для разработки такой концепции руководитель должен проделать следующую работу:
1. Проанализировать ряд показателей: уровень здоровья учащихся; качество знаний, умений, навыков; качество преподавания; уровень воспитанности и качество воспитательной работы; качество работы с кадрами; уровень материально-технической базы, особенности социальной среды, социальный региональный заказ на образование, систему внешних связей школы.
2. Выбрать и сформулировать основную идею развития школы, разработать основные концептуальные подходы.
3. Выявить структурные элементы концепции как системы. Если, например, рассматривать концепцию, связанную с организацией учения, то можно выделить следующие ее элементы: мотивация учения; формирование специальных и общеучебных умений; организация самостоятельной познавательной деятельности школьников.
4. Предложить систему приемов по реализации каждого элемента концепции. После того, как концепция совершенствования отдельных сторон деятельности или всего развития школы сформирована, следует этап разработки комплексно-целевой программы реализации концепции.
Применение целевых программ, ориентированных на совершенствование одной стороны деятельности школы, показывает их недостаточную эффективность, так как реализация каждой целевой программы обеспечивает решение лишь одной проблемы и не дает возможности существенно улучшить основные педагогические показатели деятельности школы. Более эффективна разработка комплексной целевой программы, объединяющей локальные программы в единую систему, которая охватывает важнейшие аспекты обновления деятельности школы. Обычно комплексные программы разрабатывают на период в 2 – 3 года.
В структуру комплексной целевой программы входят: краткое описание состояния проблемы; исходные научно-теоретические положения; генеральная цель; система задач (подцелей), доведенных до исполнителей; показатели, характеризующие успешность достижения цели; мероприятия, сроки, исполнители; ресурсное информационное обеспечение управления процессом решения задач; контроль за ходом выполнения программы; текущий и итоговый анализ; регулирование и коррекция выполнения программы.
Использование комплексных целевых программ позволяет выделять актуальные цели; четко разрабатывать меры под эту цель; конкретизировать усилия всех участников педагогического процесса на ее достижении; целенаправленно осуществлять управление деятельностью школьного коллектива по выполнению запрограммированных результатов.
Комплексно-целевая программа разрабатывается рабочей группой. Проект программы готовится на основе концепции с учетом предложений всех структурных подразделений школы. Разработчики проводят анализ итогов функционирования той или иной педагогической системы и осуществляют прогнозирование социально-педагогической среды. После этого приступают к формулированию генеральных целей и определению подцелей. В функции рабочей группы включаются также уточнение необходимых мер и мероприятий, последовательность их осуществления по степени важности, для чего привлекаются эксперты и совместно с ними оценивается объем мероприятий (содержание, формы, методы), которые необходимо выполнить для достижения конечной цели программы, устанавливаются сроки реализации мероприятий, источники методического, дидактического и ресурсного обеспечения. По каждому блоку программы определяется состав исполнителей и руководители.
Структура перспективного плана развития школы содержит важнейшие ориентиры функционирования школы на определенный период (3 – 5 лет). В перспективном плане отражаются:
Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.
Потребность в учителях разной квалификации.
Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также наметить основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.
Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительская работа и благоустройство территории.
Финансовая, коммерческая деятельность.
Особое место в перспективном плане отводится системе повышения квалификации учителей.
Перспективный план работы школы обеспечивает распределение сил и средств на длительный период, придает системе повышения квалификации учителей цикличный, завершенный характер, устанавливает рабочий ритм деятельности школы без излишнего напряжения и позволяет при этом охватить все важнейшие аспекты работы.
Структура плана учебно-воспитательной работы школы на учебный год охватывает основные вопросы, над которыми нужно работать коллективу.
Введение: особенности микрорайона и условие работы школы; краткий анализ итогов работы школы за прошлый учебный год;
Повышение квалификации и методическая работа.
Изучение и распространение передового опыта.
Научно-педагогическая информация в школе.
Руководство учебно-воспитательным процессом: организация учебно-воспитательного процесса; внеурочная учебно-воспитательная работа в школе.
Педагогический контроль за учебно-воспитательным процессом.
Работа с родителями, шефами и общественностью.
Укрепление материально-технической базы в школе и хозяйственная работа.
Приложения: планы работы методических объединений; план работы библиотеки; план работы родительского комитета; план летней оздоровительной работы с детьми.
- Школьные технологии обучения и воспитания
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий 12
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя 45
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения 73
- Глава 9. Альтернативные технологии 303
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии» 333
- Предисловие
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий
- Общее понятие «педагогическая система», виды педагогических систем, базовые понятия для создания педагогических систем и технологий
- Педагогическая технология и ее описание; различие промышленной и социальной технологий
- Область применения понятия «технология» в педагогике, соотношение понятий «технология» и «методика»
- Классы педагогических технологий
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- 1.Бершадский м.Е., Гузеев в.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ м.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с. (с 9 – 48)
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя
- · Технология проектирования и конструирования педагогического процесса
- · Формы, принципы и этапы педагогического проектирования
- · Технология постановки целей и планирование результатов обучения
- · Профильное и уровневое планирование результатов обучения
- · Структура познавательной деятельности учащихся1
- · Технология организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся2
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- ·Гуманистическая философия и психология – основа технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- Наиболее общими основаниями для построения личностно ориентированного обучения являются следующие теоретические положения л.С.Выготского:
- · Технологии развивающего обучения
- · Технология сотрудничества в обучении3
- · Сотрудничество – основа витагенной технологии4
- · Теоретические основы витагенного образования
- · Голографические технологии
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 4. Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся
- · Игровые технологии и их целевые ориентации
- · Проектная технология обучения и ее сущность
- · Типология учебных проектов
- · Технология проблемного обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Проектная технология
- Использованная литература
- Глава 5. Технологии эффективного управления процессом обучения
- Технологии уровневой дифференциации; внутренняя и внешняя дифференциация
- Технологии группового и коллективного способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Технологии дифференцированного обучения
- Технология групповых и коллективных способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Использованная литература
- Глава 6. Гуманистические воспитательные системы и технологии деятельности классного руководителя
- ·Воспитательная система школы и этапы ее развития
- · Компоненты и этапы развития воспитательной системы класса
- Типология форм воспитательной работы
- Технологии воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 7. Технологии развития творческого потенциала личности
- Творческие способности личности и их развитие в целостном педагогическом процессе
- Обучение учащихся творческой деятельности
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 8. Технологии управления школой и организация методической работы
- Школа как педагогическая система и объект управления
- Методы и формы управления школой
- Управленческая культура руководителей школы
- Распределение функций управления в общеобразовательном учреждении
- Управление процессом развития общеобразовательного учреждения и концепция развития школы
- Научно-методическое обеспечение образовательной системы школы
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 9. Альтернативные технологии
- · Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- · Технология развития критического мышления школьников
- · Технология «мастерских» и особенности ее содержания
- · Технология организации учебно-воспитательного процесса в Вальдорфской школе
- · Технология свободного труда
- · Технология Дальтон-план
- · Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии»
- ● Лабораторная работа на основе использования Интернет-ресурсов
- ● Комплексная деловая игра «Новая школа»
- ● Лекционное и семинарское занятия на основе использования мультимедиа-оборудования (фоторепортажи, электронные презентации, демонстрация моделей и пр.)
- ● Семинар-выставка методических произведений студентов
- Использованная литература
- Ключи к тестовым заданиям