logo search
дошкольная педагогика

Предисловие

Место учебной дисциплины «Дошкольная педагогика» довольно значимо в образовательных программах ВПО по специальности «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» т.к. ее содержание является базовым, направляющим для изучения других специальных дисциплин.

Основные задачи, стоящие перед студентами при изучении данного курса:

    1. Познакомить студентов с методологическими и теоретическими основами дошкольной педагогики, определить ее место в системе наук.

    2. Формировать понимание самоценности дошкольного детства, специфики проблем дошкольной педагогики.

    3. Развивать интерес, творческое отношение к педагогической деятельности в ДОУ, педколледже, педагогическую рефлексию.

Студенты должны обладать следующими компетенциями (Бабунова Т. М.):

Таблица 1

Перечень компетенций

Компетенция ФГОС

Код

Знание

Умение

Владение

Сознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

ОПК 1

Взаимосвязи моральных принципов и устав современного общества с ценностями профессиональной педагогической деятельности в сфере дошкольного образования

Системно анализировать и применять современные концепции развития воспитания и обучения детей дошкольного возраста и студентов педколледжа

Разнообразными способами пропаганды общественной значимости профессионального труда педагога ДОУ

Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

ПК 4

Нормативно-правовой базы дошкольного образования и путей ее реализации в образовательном процессе ДОУ

Устанавливать межпредметные связи при организации различных видов детской деятельности

Навыками работы с различными информационными источниками, ориентироваться в педагогической информации

Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными

ПК 5

Способов и средств взаимодействия педагога с социальными

Проявлять педагогический такт в общении с родите-

Личностно ориентированными способами взаимо-

Продолжение табл. 1

Компетенция ФГОС

Код

Знание

Умение

Владение

партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса

партнерами в системе дошкольного и среднего специального образования

лями, детьми, педагогами. Уметь осуществлять социально-педагогическое взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса

действия с субъектами образовательного процесса, используя различные средства коммуникации в атмосфере поддержки и взаимопонимания, толерантности

Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников

ПК 6

Основных механизмов социализации, индивидуализации личности дошкольника, способов информирования социальной общности детей и взрослых

Учитывать возрастные, индивидуальные, личностные особенности детей дошкольного возраста, студентов педколледжа

Технологией психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе ДОУ, включающей защиту, заботу, поддержку и т.д., студентов педколледжа

Способен конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

СК 2

Способов конструирования содержания образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

Возрастные, индивидуальные, личностные особенности детей при конструировании содержания дошкольного образования

Способами конструирования содержания образования детей раннего и дошкольного возраста

Готов осуществлять педагогическое сопровождение процесса

СК 5

Различных моделей образовательного процесса ДОУ, вариативных

Осуществлять комплексное сопровождение процесса развития и

Технологией комплексного сопровождения детей раннего и дошкольного

Окончание табл. 1

Компетенция ФГОС

Код

Знание

Умение

Владение

воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования

моделей дошкольного образования

воспитания детей в различных моделях образовательного процесса ДОУ

возраста в различных моделях дошкольного образования и образовательного процесса ДОУ

Готов определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты

СК 6

Путей развития перспективных направлений педагогической деятельности и прогнозировать их результаты

Учитывать и определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты

Способами определения перспективных направлений развития педагогической деятельности в ДОУ, навыками проектирования педагогической деятельности и прогнозирования ее общественно значимого результата

Основной особенностью данного издания является авторский вариант систематизации материалов лекций, которые представлены обзорно, семинарских занятий, разных форм самостоятельной работы студентов. Иногда студенты ошибочно считают, что содержание курса «Дошкольная педагогика» слишком теоретизированно, далеко от практики; затрудняются применять знания в решении конкретных практических задач. Вместе с тем, если вы, уважаемые студенты, не будете иметь четких представлений о методологических, теоретических основах проблем дошкольного образования, которые излагаются в данном курсе, т.е. не будете знать общего, вы не сможете решать частные практические задачи. Кроме того, знания по дошкольной педагогике входят в программу государственного междисциплинарного экзамена при выпуске из вуза; приобретённые знания, умения пригодятся при написании курсовых работ по дошкольной педагогике и выпускных квалификационных работ.

Желаю успехов и интереса к совместным с преподавателями креативным разработкам проблем дошкольной педагогики!