logo search
иогп

Реформа образования

Реформа образования была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1863 г. был введен новый университетский устав, согласно которому ректор, профессора и доценты избирались на вакантные должности советом университета. Этим провозглашалась автономия университетов, которые стали меньше зависеть от министерства народного образования. Однако избранных советом преподавателей все же утверждало министерство. Другим мероприятием в образовательной системе явилось введение в 1864 г. принципов всесословной школы, создание государственных, земских и церковно-приходских школ. Эти три типа школ представляли систему начального, трехлетнего образования.

Средними учебными заведениями являлись семилетние гимназии: классические, в которых основное внимание уделялось преподаванию древних языков, и реальные — преподаванию математики и естествознания. Окончившие классическую гимназию имели право без экзаменов поступить в университет, а реальную — в Технические вузы. Устанавливалась преемственность среднего и высшего звеньев образования. Возникли высшие женские курсы.

Реформы в образовании способствовали тому, что российская университетская наука и образование во второй половине XIX в. встали на уровень европейских стран.

ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ.

Потребности капиталистического развития страны и расстройство финансов в годы Крымской войны требовали упорядочивания всего финансового дела. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861г. вызвали необходимость учреждения Госбанка и образования в министерстве финансов Главного выкупного учреждения для проведения выкупных операций. Все ведомства должны были ежегодно составлять сметы по установленной форме с подробными указаниями расходов. Общая роспись бюджета государства составлялась министерством финансов, затем утверждалась Государственным советом и императором, после чего становилась законом. В 1864-68гг. все государственные доходы были сосредоточены в кассах Государственного казначейства министерства финансов. Из них в соответствии с бюджетными сметами производились расходы. Финансовые реформы 1860-х годов были непоследовательными. В системе прямых налогов сохранился основной налог русского феодального государства - подушная подать, не была реализована денежная реформа 1862г. и т.д.

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕЧАТИ.

Не были обойдены средства массовой информации и учебные заведения. В 1863 и 1864 гг. были введены новые университетские уставы, возвратившие им автономию (предоставление большей хозяйственной и административной самостоятельности, непосредственное участие преподавателей и студентов в решении вопросов внутренней организации), и введено новое положение о школьных учреждениях, по которому заботу о них брали на себя государство, земства и городские думы, а также церковь. Образование провозглашалось доступным для всех сословий и конфессий.

ЗНАЧЕНИЕ БУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМ.

Реформы носили характер компромисса. Поэтому они одновременно вызывали критику, а в ряде случаев полное неприятие как со стороны радикалов, так и со стороны консерваторов.

Большинство историков полагает, что с середины 60-х гг. в деятельности правительства начинают доминировать консервативно-охранительные тенденции, а реформаторский потенциал оказывается почти исчерпанным.

Все буржуазные преобразования 60 - 70-х годов были непоследовательны и половинчаты. Вынужденным для царизма характером этих реформ объясняется то, что эти реформы вводились очень медленно.

Несмотря на буржуазные реформы, Россия оставалась абсолютной монархией с неограниченным самодержавным монархом - императором во главе. В России и после 1861 г. сохранились основные дореформенные высшие, центральные и даже местные учреждения (особенно органы администрации и полиции) с дворянами-чиновниками. Сохранились и основы дореформенного права. Одним из основных уголовных законов продолжало оставаться "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" 1845 г. Дореформенный государственный аппарат и право были только приспособлены к новым социально-экономическим условиям.

Реформы 60 - 70-х годов укрепили правительственный аппарат самодержавной России, позволили царизму отбить атаку новой революционной ситуации в 1879 - 1880 гг

Уступки , сделанные прежде всего в интересах крупной буржуазии нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать были подчинены царской администрации . В политике Александра IIочетаются и реформаторские и реакционные тенденции. Последние замедляли ход реформ. Проводя реформы самодержавие вместе с тем применяло старые административно - полицейские методы управления, поддерживающие сословность во всех сферах общественно - политической жизни страны.