Форма тематического плана учебной дисциплины
Наименование раз- делов и тем | Максимальная учебная нагрузка студента | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа студента | ||
Всего | Лабораторные занятия | Практические занятия | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
Нецелесообразно выделять в примерном плане графу «Лекции» или другие виды учебных занятий: преподаватель может сам выбрать форму организации учебного процесса. А вот распределение лабораторных и практических занятий следует указать: во-первых, количество часов должно совпадать с рабочим учебным планом и обеспечивать совокупный норматив практической подготовки студентов в процессе обучения; во-вторых, оплата лабораторных и практических занятий отличается от оплаты лекций в связи с делением учебной группы на подгруппы (рабочая программа является подтверждающим финансовым документом к учебному плану).
Основная часть учебной программы - Содержание учебной дисциплины - строится по разделам и темам в соответствии с примерным тематическим планом. При ее разработке следует опираться на третью часть Государственных требований по специальности: все учебные элементы (дидактические единицы) должны быть отражены и конкретизированы в содержании учебного материала.
Раздел Содержание учебной дисциплины рекомендуется начинать с введения, в котором охарактеризовать дисциплину, показать ее место и роль в системе подготовки.
По каждой учебной теме определяются требования к знаниям и умениям студентов, представляющие дальнейшую конкретизацию и детализацию образовательных целей учебной дисциплины.
При определении содержания учебного материала (дидактических единиц) разработчику программы необходимо использовать только понятия и термины, относящиеся к конкретной области наук. Обозначения, единицы измерения и т.д. должны отвечать требованиям Государственных стандартов.
По каждой теме дисциплины формируется и содержание практической подготовки, отвечающее установленным требованиям, т.е. определяется содержание практических и лабораторных занятий, а также курсового проектирования, если оно предусматривается.
При планировании самостоятельной работы студента указываются виды внеаудиторной работы. В тексте рабочей программы могут быть отмечены звездочкой дидактические единицы для самостоятельного изучения студентом. Студенту могут быть рекомендованы такие виды заданий, как решение упражнений и задач, выполнение расчетно-графических работ, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, подготовка к деловым играм и участие в них, работа на тренажерах, подготовка рефератов, докладов, постановка экспериментов, исследовательская учебная работа и др.
При наличии курсовых проектов (работ) указываются особенности организации его (ее) выполнения.
В разделе Литература и средства обучения предлагаются основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные
пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения.
Разработка программ производственной (профессиональной) практики имеет свою специфику. В период практики осуществляется практическое обучение профессиональной деятельности.
При разработке программ производственной практики необходимо реализовать следующие основные требования:
-содержание практики формируется на основе анализа профессиональной деятельности будущего специалиста;
- учитывается уровень общей и специальной подготовки, достигнутый студентами к началу планируемого этапа практики;
-обеспечивается соответствие содержания практики современному состоянию науки, техники, технологии, производства, а также перспективам их развития.
Рекомендуется следующий порядок разработки содержания практики:
-
определение перечня умений, формируемых в процессе того или иного вида практики;
-
подбор видов работ, обеспечивающих овладение умениями;
-
определение примерных затрат времени на выполнение каждого вида работ;
-
установление взаимосвязи содержания практики с учебными дисциплинами.
Заметим, что логическая последовательность изучения тем учебной дисциплины устанавливается с учетом внутрипредметных связей. Последовательность расположения тем того или иного вида практики обусловлена логикой формирования профессиональных умений специалиста. Именно эта логика служит основой для разработки тематического плана практики.
Рабочая программа практики может разрабатываться отдельно для каждого вида и этапа или быть единой, включающей все виды практики.
В пояснительной записке следует:
раскрыть цель и задачи производственной (профессиональной) практики и ее этапов, требования к профессиональной готовности студентов по ее итогам, межпредметные связи практической подготовки с теоретическим обучением;
указать основные виды деятельности (профессиональные функции), которыми должен овладеть специалист в соответствии с Государственными требованиями, и требования к качеству их выполнения (степень сложности выполненных работ, самостоятельность выполнения, требования к умению организовать рабочее место и т.д.);
обосновать распределение времени на виды и этапы практики, охарактеризовать базы практики (оснащенность современным оборудованием, наличие квалифицированного персонала и т.д.);
раскрыть особенности организации практики: ее планирование и ведение необходимой документации, требования к руководству практикантами, контроль работы практикантов и отчетность на каждом этапе практики.
Содержание практики разрабатывается в соответствии с тематическим планом. По каждой теме указываются формируемые умения, содержание учебной информации, необходимой для овладения умениями, примерные виды работ.
В заключении программы представляется перечень основной и дополнительной литературы, справочных пособий, которые могут быть использованы в процессе подготовки студентов к практике.
Рабочая программа практики рассматривается предметными (цикловыми) комиссиями, согласовывается с руководителем практики от предприятия (учреждения, организации) и утверждается руководителем учебного заведения.
Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы конкретного образовательного учреждения по данной специальности.
В программе итоговой аттестации выпускников обосновывается выбор формы итоговой государственной аттестации.
При разработке программы определяются:
-
вид итоговой государственной аттестации;
-
объем времени на ее подготовку и проведение;
-
сроки проведения итоговой государственной аттестации;
-
необходимые экзаменационные материалы;
-
условия подготовки и процедура проведения итоговой государственной аттестации;
-
формы проведения;
-
критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника. Программа итоговой государственной аттестации ежегодно разрабатывается ведущей цикловой комиссией по специальности и утверждается руководителем образовательного учреждения среднего профессионального образования после ее обсуждения на заседании совета образовательного учреждения с участием председателя государственной аттестационной комиссии.
Вид итоговой государственной аттестации определяется в соответствии с Государственными требованиями по специальности. Студент, освоивший основную профессиональную образовательную программу по специальности базового уровня подготовки, по выбору может выполнить один из вариантов итоговой государственной аттестации, предусмотренных Государственными требованиями для данной специальности.
Объем времени на подготовку и проведение итоговой государственной аттестации установлен Государственными требованиями по специальности.
Сроки проведения итоговой государственной аттестации определяются образовательным учреждением в соответствии с учебным планом.
- К читателям
- Введение
- Глава 1 содержание образования и обучения
- 1.1. Формирование содержания образования и содержания обучения
- 1.2. Цель подготовки специалистов и содержание образования в средних специальных учебных заведениях
- 1.3. Уровень среднего профессионального образования
- 1.4. Анализ профессиональной деятельности - основа формирования содержания профессионального образования и содержания обучения
- 1.5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
- 1.6. Проектирование содержания образования и содержания обучения на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
- Форма тематического плана учебной дисциплины
- 1.7. Комплексная разработка профессиональной образовательной программы
- Глава 2 технологии обучения
- 2.1. Понятие технологии обучения
- 2.2. Методы и приемы обучения
- Активные методы обучения
- Информационно-развивающие методы обучения
- Проблемно-поисковые методы обучения
- Методы практического обучения
- Выбор методов обучения
- 2.3. Средства обучения роль и место средств обучения в учебном процессе
- Классификация средств обучения
- Дидактические возможности отдельных видов средств обучения
- Условия эффективного применения средств обучения
- 2.4. Организационные формы обучения (виды учебных занятий)
- Организационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку студентов
- Организационные формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов
- Самостоятельные внеаудиторные занятия
- Дипломное проектирование
- 2.5. Выбор технологии обучения
- Деятельностные технологии обучения. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
- Личностно ориентированные технологии обучения
- 2.6. Контроль знаний и умений студентов назначение контроля и предъявляемые к нему требования
- Виды контроля
- Методы контроля
- Формы контроля
- Оценка результатов учебной деятельности студентов
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям
- 3.1. Изучение и анализ профессиональных образовательных программ
- 3.2. Составление календарно-тематического плана
- 3.3. Изучение методической литературы и учебно-методической документации
- 3.4. Оптимизация учебного процесса
- 3.5. План учебного занятия
- 3.6. Методическая работа преподавателя
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Перечень основных действующих нормативно-методических документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям 238
- Семушина Любовь Георгиевна, Ярошенко Нина Григорьевна
- Учебное пособие