logo search
прилож

2. Опыт а.С. Макаренко и современность

Многоплановая критика коллективизма в воспитании, особенно активизировавшаяся в начале 90-х годов, тем не менее, не сыграла своей преобразующей науку и практику роли. Осознание многими учеными и учителями таких негативных последствий коллективистского воспитания, как зависимое положение личности от коллектива, создающее угрозу ее индивидуальности, невозможность сформировать подлинную нравственную свободу в условиях коллектива, снятие с ребенка напряжения личной ответственности, личного выбора, перенос их на коллективное принятие решений, коллективная безответственность и многое другое, до сих пор не стало основой для окончательного отказа от идеи коллективистского воспитания [6].

Итак, в 90-е годы ХХ столетия коллектив стал объектом справедливой критики педагогов, а гуманизация образования потребовала разработки новых подходов к коллективному воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики.

Однако новые уникальные педагогические идеи не возникают из ничего. Они прорастают на определенной почве, впитывая все, что посеяно на ней предшествующими эпохами. Вместе с тем деятельность А.С. Макаренко является поучительным примером подлинного творческого отношения к воспитанию подрастающего поколения. Анализ его педагогических изобретений показывает, что создание совершенно нового в области воспитания во многом сходно с творчеством в других видах деятельности: оно совершается из тех побуждений и теми же способами, что и в науке, и в технике.

Своим педагогическим опытом и его теоретическим осмыслением А.С. Макаренко доказал, что успешно воспитывать личность может только тот коллектив, который постоянно развивается, самосовершенствуется. И основой этого процесса совершенствования, его базой является самоактивная, социально ценная деятельность коллектива, организуемая педагогами особым образом: в единстве с жизнью трудовых коллективов, всего общества; с вовлечением каждого члена коллектива и сменности его ролей -- от исполнителя до организатора; при интенсивном развитии рефлексии коллектива по поводу его деятельности и отношений.

Такие важнейшие положения макаренковской теории коллективного воспитания, как параллельное воздействие, перспективные линии, дисциплина борьбы и преодоления, самоуправление коллектива, особая методика работы с коллективом и личностью, имеют в своей основе понимание роли саморазвития, самосовершенствования коллектива как важного фактора. А.С. Макаренко писал, раскрывая суть своей работы по воспитанию молодежи: «В коммуне я добился того, что коллектив сам стал замечательной, творящей, строгой, точной и знающей силой» [7].

В этом -- гуманизм, оптимистическая направленность и диалектический прогноз во взгляде на проблему воспитания и перевоспитания, свойственные всей его педагогической концепции, его методике коллективного воспитания. Моргун В.Ф. отмечает, что, оценивая сегодня педагогический эксперимент А.С. Макаренко, его литературное наследие, поражаешься грандиозности свершенного великим педагогом. «Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность. Такая задача была бы абсолютно непосильной для педагогики, если бы не марксизм, который давно разрешил проблему личности и коллектива»,-- утверждал педагог [7]. В тот период исторического развития нашей страны педагогический опыт А.С. Макаренко не получил широкого распространения не в силу уникальной неповторимости личности педагога, а потому, что был свернут социальный заказ на самоуправляемую, всесторонне, развитую личность, на таких людей, какими становились его воспитанники [8].

Для выдающегося педагога А.С. Макаренко его воспитательная система была не просто методикой, не просто педагогической технологией, а образом жизни детей и взрослых. Новый человек, новая личность рождались не в результате просто каких-то педагогических воздействий, а в совместном преодолении трудностей, в совместном поиске путей из сложнейших ситуаций, в сорадости, в сопереживании успехов, словом, в совместном проживании неудач и успехов. И позиция педагога при этом -- не над ребенком, даже не рядом с ребенком, а вместе с ребенком. Таков один из педагогических постулатов методики коллективного воспитания. Отвечая на вопрос, как учиться искусству воспитательной работы, И.П. Иванов пишет: «Есть три фактора, которые позволяют овладеть этим искусством. Они связаны с макаренковской теорией, макаренковской методикой и макаренковским опытом. Овладение макаренковской методикой, разработка ее и распространение воплощаются в системе коллективных творческих дел» [9].

Однако, несмотря на значительный вклад в развитие данной проблематики, теория коллектива не может рассматриваться как окончательно завершенная. Кроме того, изменяющаяся реальность общественной жизни, переоценка ценностей, происходящая в нашем обществе, изменение позиции и роли коллектива в системе общественного производства: превращение его из клеточки административно-командной системы в основную самостоятельную производственную единицу, возрождение частной собственности в разнообразных ее формах,-- не могут не требовать дальнейшего развития теории, известного ее переосмысления, поскольку создавалась она в определенный исторический период и, безусловно, не могла не нести на себе отпечаток довлевших в то время идеологических штампов и стереотипов [10].

Таким образом, проблемы воспитательного влияния коллектива, организации коллективной деятельности, поиски и совершенствование форм деятельности, как своеобразное формотворчество - все это может быть оценено как золотой фонд педагогики, ее теории и практики. Однако, это не застывшее раз и навсегда данное наследие прошлого, а живой, создаваемый в равных условиях общественного развития итог и результат педагогических поисков, сочетание бесспорных, вечных истин и преходящих, определяемых данной, конкретной ситуацией педагогических идей, утверждений, советов и раздумий.

Перспектива сегодняшнего и завтрашнего развития идеи воспитания в коллективе зависит от правильной оценки всего того, что было накоплено в прошлом, в том числе и в советский период развития педагогической науки и воспитательной практики.

Заключение

Анализ литературы, проработанной в результате исследования, убедил нас в том, что коллективная модель воспитания ещё далеко не изжила себя, и может быть применима на практике.

Можно соглашаться и не соглашаться с тем, что именно А.С. Макаренко создал целостное учение о коллективе, но не признавать его титанического человеческого и педагогического подвига - невозможно. Имя его и, прежде всего, дело его, стали легендой, покорившей мир. Восхищали конкретные результаты педагогической деятельности этого человека. За несколько лет он «делал» из малолетних преступников социально полноценных людей.

Учителя с большим педагогическим стажем, выступая в печати, говорили о том, что знакомство с сочинениями Макаренко было для них «счастливой педагогической находкой», так как в его опыте и в его теоретических трудах они находят богатый арсенал средств, обработанных приемов, а также методику создания единого детского коллектива.

Методы Макаренко настолько связаны с методами школьной работы, что передовые учителя давно считают произведения Макаренко своими настольными книгами, они помогают им улучшить качество учебно-воспитательной, работы, организацию всего воспитательного процесса.

Учение Макаренко носит своеобразную несмываемую печать того времени и тех социальных условий, когда оно создавалось, но совершенно бесспорна его заслуга в создании стройной теории коллектива, в подчеркивании важности коллектива в воспитании. Эта идея не менее актуальна и в наши дни, когда снова объявились тысячи беспризорников, массы сирот и не находящих себе места в жизни молодых людей.

Таким образом, цель исследования - проанализировать теорию коллективного воспитания в трудах А.С. Макаренко и выявить те её аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость для современной школы - достигнута; задачи реализованы.

Список литературы

1. Макаренко А.С. О воспитании. - М., 1988.

2. А.С. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. - Н. Новгород: НГПИ, 2006.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2-х кн. Кн. 2. - М., 2001.

4. Российская педагогическая энциклопедия. Т.